Тема

Смысл и процесс покаяния

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 100/Смысл и процесс покаяния

Смысл и процесс покаяния

«Оставь меня, я не в ресурсе!» — эту сленговую фразу сегодня можно услышать довольно часто. С точки зрения психологии, термин «ресурс» передает способность человека изменяться, расти, конструктивно взаимодействовать с другими. Консультанты-психологи помогают человеку измениться, используя различные подходы: когнитивная психология акцентирует внимание на изменении мышления, психоанализ рассматривает травматический опыт прошлого, системные психологи сосредоточены на исключении негативного влияния окружения, выстраивании границ личности и т. д. — у каждой школы есть свой взгляд на причину страданий и основание для коррекции негативного внутреннего состояния. Тем же, кто решил следовать за Христом, для того чтобы в них произошли изменения, необходимо покаяние — поворотное событие в жизни, когда от грешного существования они обращаются к новой жизни с Богом.

Христиане отслеживают в себе глубинные духовные процессы, сутью которых является покаяние и обретение мира с Богом, уделяя также особое внимание состоянию сердца. В Библии сказано, что именно в сердце находятся источники жизни. При этом словом «сердце» в Библии назван не мышечный орган с четырьмя клапанами, а средоточие внутренней жизни человека, из сердца, говорит Библия, исходят добрые и худые желания, ведущие к благу или к злу. Одним из ведущих желаний сердца человека является обретение собственной значимости, независимости. Оно проявляется довольно рано: уже в три года ребенок настаивает, что все будет делать «шам!», игры дошкольников отрабатывают навыки самостоятельных действий, школьники набираются уверенности среди сверстников, в подростковом возрасте ребенок стремится отделиться от родителей и обрести автономию, научиться жить самостоятельно и исполнять свои желания. Процесс взросления закономерен, его целью является само-стояние: способность заботиться о своих потребностях, принимать ответственные решения и исполнять свое призвание. Проблема заключается в том, что порой самостоятельность достигается за счет разрыва с близкими или их эксплуатацией: я буду поступать так, как хочу, и мне безразлично, что будет с вами. И довольно часто человек, стремясь обрести самостоятельность, попадает в зону греховности, причиняет другим боль и страдания и становится орудием зла для окружающих.

Библейская притча о блудном сыне хорошо иллюстрирует такие отношения. Взрослый сын уходит из дома со скандалом. Проблема не в том, что он хотел самостоятельности, а в том, что он ушел из дома в поисках красивой жизни и потребовал отдать ему наследство при живом отце. Свое решение отделиться он противопоставил всему родительскому укладу жизни. Родным он принес боль, огорчив отца, мать и брата. Пострадала не только его семья, но также семьи тех, кого он вовлекал в распутную жизнь, когда кутил и тратил наследство. Покаяние блудного сына было осознанием собственной несостоятельности, пониманием того, что он отделен от семьи, добра и благочестия. Усталость и голод привели его домой, он примирился с Отцом, были восстановлены отношения в семье.

Другим ярким библейским примером противостояния, а затем примирения с Богом является история взросления Иако­ва. Писание подчеркивает его своеволие, нежелание следовать семейному порядку. В стремлении доказать свое первенство он играет не по правилам. Он приобретает первородство у старшего брата, фактически покупая положение в семье; с подачи матери обманывает отца и получает благословения, положенные первенцу. Достигнув желаемого, он бежит из дома, опасаясь за свою жизнь. В отличие от блудного сына он сбегает не в никуда, а к родственникам матери. Там он не только находит любовь и принятие, но и сталкивается с обманом. Теперь он сам обманут. По мере роста благосостояния он все больше ощущает себя чужим и опять убегает — теперь от завидующего ему тестя. Он идет домой на встречу с братом и готовится ответить по старым счетам. Биб­лия повествует, как, оставшись один, он вовлекается в борьбу с Богом и выходит из этой борьбы с поврежденным бедром — больше он не способен бежать.

История взрослеющего Иакова хорошо передает его стремление к первенству, к власти и свободе, пренебрежение интересами других. Желание исполнить свою волю во что бы то ни стало, столкновение с волей других людей, стремление доказать свою правоту — все это ставит человека в богоборческую позицию. Но в итоге Иаков встречается с Богом, признает Его первенство и изменяется. Христианство называет греховным бунт против Бога, уклонение от замысла Творца, подчеркивает, что праведная жизнь начинается, когда человек духовно наполняется от Божественного источника и его сердце преображается через любовь, доброту и святость.

Так что же такое покаяние? Покаяние есть обращение к Богу и восстановление связи с Ним, которая когда-то была утрачена. Без признания несостоятельности собственных усилий и собственной греховности покаяния не происходит, но, встретившись с Божьей милостью, человек кается. Иаков переживает благословение после борьбы с Богом или с Его ангелом. Блудный сын вспоминает о благости отца, оставляет свой путь и возвращается домой.

В Библии описаны моменты встречи с Богом и смирения перед Ним человека, когда вечность становится альтернативой пути независимости и гордости. Принятие своего духовного предназначения окрыляет и открывает другое измерение, другую глубину, другую полноту. «С психической же точки зрения о царствии Божием должно сказать следующее: царствие Божие в нас зарождается, когда ум сочетавается с сердцем, сам срастворившись с памятию о Боге»1. Признание своей ограниченности и зависимости превращается в обретение небывалого состояния свободы в Боге. Когда восстанавливается связь с Ним как с источником жизни, приходит любовь и удовлетворение.

Психологи религии начиная с Уиль­яма Джейсона исследовали процесс покаяния и описывали его как особенное переживание человека. В книге «О разнообразии религиозных переживаний» поворотный момент обращения к вере Джеймс описывает так: «…предоставление своего Я на волю неизвестных сил, которые, каковы бы они ни были, несомненно совершеннее, чем мы сами, и лучше, чем мы, работают для нашего спасения, — то, быть может, станет яснее, почему момент отказа от сознательных волевых усилий следует считать поворотным пунктом религиозной жизни, понимая религию в чисто духовном смысле»2. Духовные цели могут достигаться волевым и безвольным путем. Волевой подразумевает последовательное достижение желаемых результатов, безвольный случается непроизвольно. При любом из вариантов покаяния последний шаг — когда воля сделала уже все возможное для достижения цели — делают иные силы без активного участия воли. Другими словами, отказ от волевого напряжения становится в такой момент необходимым. Покаяние предполагает, что человек сдается перед высшими силами.

Процесс покаяния включает в себя столкновение воли Бога и воли человека. Клайв Льюис писал: «В конце времени будет только два класса людей: те, которые однажды сказали Богу: “Да будет Твоя воля”, и те, которым Бог скажет: “Да будет по вашей воле”»3. И в этом заключена сложность религиозного переживания покаяния. Человеку трудно отказаться от своего пути, ведь он считает его априори правильным. Открытость иному возникает в случае кризиса или тупикового состояния, когда нет другого выхода. Иногда смотришь на страдание и мытарство человека, как он упирается изо всех сил: «Нет Бога!», и невольно возникает вопрос: как глубок должен быть кризис, чтобы произошло покаяние? Ответ на него непрост, глубина кризиса пропорциональна силе воли и гордости человека. Покаяние начинается с осознания собственной греховности, вызывая глубокое сокрушение и искреннее желание изменить себя и свою жизнь в соответствии с Божьим замыслом. Обращение к Небесному Отцу, принятие жертвы Иисуса Христа как Спасителя, открывающего прощение и благодать, — все эти шаги побуждает людей сделать Святой Дух. И они знаменуют начало упорядочивания ценностных, эмоциональных, когнитивных связей, приводящих в итоге к изменению поведения.

Люди, пережившие обращение к Богу, описывают момент покаяния на разных языках и с разных точек зрения. По силе внутреннего преображения человека покаяние — потрясающая возможность: сердце открыто, и Бог дарует благословение. Если эта радость вам незнакома, попробуйте открыть этот духовный ресурс!

1 Феофан Затворник свт. Душа и Ангел — не тело, а дух (с приложениями). — СПб.: ЦХПА, 2022., С. 56, или электронный ресурс ссылка (дата обращения 7 июня 2024 года).
2 Уильям Джеймс. Многообразие религиозного опыта Перевод В. Г. Малахиевой-Мирович и M. B. Шик // «Русская Мысль», 1910, электронный ресурс ссылка (дата обращения 7 июня 2024 года).
3 Источник: ссылка (дата обращения 7 июня 2024 года).

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone