Интервью

«Одна из черт рожденного свыше человека — это радость»

Екатерина Гуляева
Журнал/Архив/Номер 100/«Одна из черт рожденного свыше человека — это радость»
Смотрите интервью с Феликсом Волошиным на видеохостингах «Одна из черт  рожденного свыше человека — это радость» «Одна из черт  рожденного свыше человека — это радость»

 

«Одна из черт  рожденного свыше человека — это радость»

У нас в гостях Феликс Волошин — старший пресвитер Московского объединения церквей Российского союза евангельских христиан-баптистов. Сегодня мы с ним поговорим о покаянии. Это тема интересная и, как кажется, не раскрытая до конца. Покаяние — понятие духовное. Поэтому прежде надо немного сказать о духовном мире и о таком понятии, как «новое рождение».

— Люди считают, что материальный мир — это их среда обитания. Однако Биб­лия говорит, что мир духовен. Как это понимать?

— Мы вроде как существа физические, биологические, всегда можем изучить как-то осязаемый мир, но мы существуем в двух реальностях. Известный персонаж книги «Мастер и Маргарита» сказал, что человек смертен, и смертен внезапно, — и это заставляет нас думать, заглядывать за рамки видимого. Рассмотреть ту реальность сложно, но мы чувствуем: что-то у тебя не то, какой-то ты грустный. Человек подавлен, и мы понимаем, что есть невидимая, но осознаваемая часть личности. Мы вроде как физические, материальные существа, но в то же время мы еще и существа духовные.

Кроме того, что я работаю, я еще воспитываю детей — с какими они ценностями будут жить, чем я дорожу, дороги ли мне отношения в семье, как я отношусь к друзьям, что я думаю о вечности, о Боге. Мы не ограничиваемся примитивным осознанием человека как животного, управляемого инстинктами, когда мы можем позволить себе мыслить о вечном.

— В Библии мы читаем, что Иисус объясняет учителю Израиля Никодиму, что ему нужно родиться свыше. Что такое рождение свыше?

— Никодим знал иудейскую традицию, был носителем этого учения и пришел к Иисусу, потому что не все, что Иисус говорил, ему было понятно. Никодим верил в то, что важно быть иудеем, чтобы иметь отношения с Богом и исполнять Его заповеди — видимую часть этого кодекса. Но Иисус говорил о вещах, которые были шире иудей­ского представления, они звучали вызовом. Поэтому Никодим захотел узнать о признаках рождения свыше. Иисус ему говорит: как физически человек рождается, точно такие же принципы справедливы и в духовном мире, только рождение свыше происходит через духовное взаимодействие воды и Духа, то есть от слова Божьего и от Бога. И это, конечно, сложно было понять.

Бог создавал человека по Своему образу и подобию. И этот образ не два глаза, две руки, две ноги, не наше тело. Этот образ складывается из наших внутренних ценностей — способности взвешивать, оценивать, выбирать, ценить, любить, строить отношения. Это подобие у мирского человека, который не признает Бога, уходит в другую плос­кость. Чтобы произошло рождение свыше, нужен Господь и нужно услышать слово Божие. Господь обращается, пробуждает меня, но в какой-то момент я должен отреагировать. Для рождения свыше нужна Встреча, где происходит диалог, беседа, где мы осознаем, что жизнь не про Бога была, а про себя.

— Кто должен сказать человеку о Боге?

— Миллионы вариантов. Иногда родственники или соседи. Иногда мысли начинают тебя беспокоить настолько, что ты теряешь сон, иногда — от беды какой-то, иногда — просто от хорошей жизни, когда всего, о чем многие мечтают, ты достиг, — но чего ради? И вот тут начинается поиск смыслов.

— Ну да, все есть, а жить не хочу.

— И чаще всего Господь касается нас через Свое слово, через Биб­лию. Гос­подь говорит с нами постоянно, просто мы настолько заняты собой, что часто не обращаем на это внимания.

«Одна из черт  рожденного свыше человека — это радость»

— Предположим, Господь обратился, человек услышал — и каков итог?

— Нам кажется: вот я привязан к этой земле, и все, что вижу, — предел моей вселенной. Тогда действительно как бы нужно все, что видишь, завоевывать, зарабатывать, накапливать и так далее. Но если мы признаем, что есть вечность, духовный мир, в котором другие ценности, другая вообще валюта, другая реальность, — нам нужно к этому готовиться.

Когда я ехал сюда, то увидел рекламу одного из банков: «Меняем имя, не предавая себя». Они хотят сказать людям: мы меняем имя, но мы все те же, чтобы сохранить их доверие. С рождением свыше происходит все наобо­рот — мы сохраняем имя при полной перезагрузке внутренних ценностей.

Когда я не знаю Бога, мне кажется, что я должен защитить себя, постоять за себя, отомстить кому нужно, добиться, доказать. Там тебя обидели — да они тебя не заслуживают, в семье предали — всё, уходи. Когда мы сами центр этой вселенной, мы как белка в колесе бегаем и не находим настоящего счастья. Но когда приходит Господь, происходит глобальная переоценка ценностей. Если до встречи с Богом был критерий «Моя жизнь — мои правила», то вот я прихожу к Нему и понимаю, что грешен и мне не светит к Нему попасть. Есть реальность, от которой никто не отвертится, с этим нужно считаться. И поэтому я прошу: «Господи, прости! Я делал все только ради себя, замечал только себя, а других обижал, не любил, возможно, даже ненавидел». И тут происходит внутреннее перерождение от воды и Духа. Это самая приятная часть, наверное, в жизни служителя, когда ты видишь людей, которые стали другими. Когда происходит встреча с Богом, происходит перезапуск совести, мы как будто бы начинаем видеть тех, кому причиняем боль. И понимаем, что нас Гос­подь спас.

К спасению возможно разное отношение. Я встречал людей, которые, выбирая Бога, отвергают церковь, а некоторые, отвергая Бога, выбирают церковь. И к сожалению, такие случаи нередки. Моя жизнь — мои правила: мне все равно, что Бог думает или верующие. Есть люди в переходном состоянии: Господь, правила Твои, но жизнь- то моя, и я хочу жить по-своему. Они даже ходят в церковь, а внутри нет перемен.

— Мы говорим — «рождение свыше», «новый человек», «новая сущность». Что это такое?

— Это третье состояние: Господь, это Твоя жизнь, поскольку Ты мне ее даешь, и это Твои правила. В этот момент мы рождаемся свыше «от воды и Духа» и становимся Его детьми.

— В чем разница между раскаянием и покаянием?

— Раскаяние — это все-таки эпизод: я что-то сделал и пожалел об этом. Но покаяние — это переворот в мышлении. Раскаяние не имеет таких длительных последствий. Подобное происходит сплошь и рядом: человек творит какой-то грех, но не о самом грехе сожалеет, а о том, что о нем стало известно. Покаяние — это все-таки про внутреннюю переоценку, переворот. Слово «метанойя», которое используется в греческих текстах, где говорится о покаянии, — это военный термин, который означает «разворот»: раньше я жил для себя, а когда покаялся, я признаю Божье слово и все, что Бог в нем говорит.

Есть такая книга «Доктрина покаяния» Томаса Ватсона, в которой подробно описан «шестигранник покаяния». Это шесть этапов, которые проходит человек в процессе покаяния. Они вошли в программу Coram Deo по душепопечению, и по ним можно оценить, насколько серьезным было покаяние человека. Эти шесть этапов могут происходить одновременно. Во-первых, грех нужно увидеть, то есть понять: то, что я делаю, — греховно, даже если это помогает моей семье. Например, я начал воровать на работе, и дети уже начали есть не просто хлеб, а хлеб с маслом, или мы с семьей теперь можем себе позволить отдых не один раз, а два раза в год. То есть нужно увидеть, что это грех. Осознать это. Второй компонент: я должен сожалеть об этом грехе. Когда мы встречаемся с Христом, мы понимаем, чего Ему стоило наше спасение: Он физически изнемог за нас, заплатил Своей жизнью, умер худшей смертью на тот момент. Третий компонент: нас одолевает стыд. Четвертый компонент — это исповедание: Боже, будь милостив ко мне, грешному. «Я грешник» — это должно прозвучать. После этого у нас возникает ненависть к греху. Если я воровал и признал: «Господи, я грешник», я не могу так поступать дальше, потому что мне это противно. Мой грех причиняет боль моему Господу — вот почему это очень важное измерение. И в заключение — уход от греха. Грех, в котором я каюсь, нужно оставить и не возвращаться к нему. Если даже он снова настигает, то надо приложить максимум усилий для его оставления. Господь освобождает нас от любых греховных зависимостей, чтобы мы жили свободной жизнью!

Я трудился вместе с Христианским центром «Возрождение», мы проводили фестивали музыки и слова, или фестивали надежды. Это массовые евангелизации, где люди слышат проповедь и потом выходят вперед на покаяние. Это было очень благословенным временем, когда ты видишь, как лица людей меняются.

Но мы сталкивались с тем, что даже если люди вышли вперед, под воздействием эмоций или за компанию, то через неделю или месяц они уже думают: что-то я погорячился. Звонишь, говоришь: «У нас встреча. Вы придете?» — «Нет, работа, дела, занят, не могу». Однако бывают и отложенные покаяния, например год спустя. Один пастор нас благодарил: «Спасибо, что вы подсказали нам не сдаваться, через год напомнить, позвать». Позвали людей на День Победы — как бы победа в Великой Отечественной и победа во Христе — почти год спустя после фестиваля, люди пришли, и почти каждый привел с собой еще человека. Это лишний раз доказывает, что покаяние — длительный процесс, а не просто вышел, зачекинился, и для меня это пройденный этап. Покаяние — это первая Встреча, мы запоминаем ее, потому что это полный шок.

— А мне рассказывали, что даже через десять-пятнадцать лет после собраний приходили люди в церкви.

— О спасении Богу приходится нам напоминать не один раз. То есть да, была встреча, которая оставила в душе свой след, а потом человек приходит к Богу уже осознанно. Очень важно, чтобы покаяние не было навязано, а происходило осознанно.

Я очень рад, что вы поднимаете сегодня тему покаяния, потому что иногда считается, что просто нужно сказать: «Господь! Прости меня, будь моим Господом. Спасибо Тебе, что Ты мой Отец и я Твой сын. Аминь». Кажется, формально как будто бы выполнены все требования и условия: да, человек покаялся, он начинает что-то читать, но жизнь- то не меняется, он остается на своей орбите, даже какие-то вредные привычки остаются. И возникает такое ощущение, что он проговорил молитву покаяния, но покаяния внутреннего не произошло. Этот процесс человек должен проходить осознанно. И тогда Господь просто перезагружает человека. Другие ценности приходят с пересмотром всей своей жизни.

«Одна из черт  рожденного свыше человека — это радость»Служители московской церкви «МОСТ» Юрий Цысь и Феликс Волошин с новообращенными перед крещением

— Есть какие-то методы призыва к покаянию в церкви?

— Церковь всегда использовала все варианты — массовые и индивидуальные встречи, групповые выезды, беседы, уличные евангелизации, как это было популярно в 1990- е, когда был духовный голод. Можно придумывать проекты, но благовестие должно быть образом жизни христиан. Всем видно, какой жизнью вы живете. И людей привлекает такое Евангелие.

Господь призвал нас: идите и проповедуйте, несите благовестие до конца земли. Если мы посмотрим на историю христианства, например на недавний ХХ или XIX век, когда были известные пробуждения, — это происходило повсеместно не потому, что какая-то церковь вдруг открыла новый способ и начала воплощать проект в масштабном формате, а потому что действовал Господь. И обычно это происходило в связи с молитвой, которую начинали какие-то люди — всегда под водительством Божьим. Постепенно движение охватывало целые материки. 

Я бы больше сегодня напоминал в церквах христианам о признаках покаяния: когда человек кается, у него меняется отношение к Богу, к Библии, и все, что в ней сказано, для меня должно иметь значение, я не могу этим пренебрегать, я начинаю любить молитву. У ребят, которые только пришли к нам в церковь, мы их крестили недавно, удивительные вещи происходят. Они ходят и светятся, и друзья начинают их спрашивать: что произошло?

— Вы сейчас говорили про покаяние в церкви, а может ли произойти покаяние вне церкви?

— Конечно же, покаяние происходит не только в церкви, я бы даже сказал, что сегодня оно чаще происходит даже не в церкви, а на небольших встречах, в неформальной среде. Каждый на своем месте — кто-то с коллегой на работе беседовал, или студенты в кафе поговорили, начали читать вместе, вдвоем. Я вижу много случаев, когда люди каются вне церкви, и меня это даже радует, потому что церковь — это не единственное место, где присутствует Бог. Церковь — это место поклонения Ему, место силы, где мы укрепляемся и идем дальше по жизни. Мы поклоняемся Ему двадцать четыре на семь, поэтому покаяние возможно и за ее пределами.

— Каждый ли человек может покаяться, или Господь как-то выбирает людей?

— Насколько я вижу в Писании, Гос­подь предоставляет каж­дому человеку возможность покаяться. Написано: «Господь повелевает ныне и всем людям повсюду покаяться», то есть это Его повеление, кто-то из людей пользуется своим шансом, но, к сожалению, не все. Кому-то важнее своя жизнь или какие-то ценности, которых они не хотят лишаться. Хотя я не понимаю, чего можно лишиться, кроме греха, в результате покаяния.

Я убежден, что Господь каждому предоставляет возможность покаяться. Если Он одних спасает, а других нет, тогда за что наказывать людей?

— Что случится с теми, кто не покаялся?

— Это серьезная тема. Пока мы живы, возможность покаяния сохраняется. У нас есть возможность принимать ка­кие-то решения, менять свои приоритеты в жизни. Пока мы живы, мы можем выбрать — следовать нам за Христом или за своими страстями. Писание однозначно говорит: верующий в Бога будет прощен, и даже написано, что на суд не приходит, что он сразу перешел от смерти в жизнь. Те же, кто не веровал, будут осуждены погибели.

Это сейчас звучит как страшилка, но это факт. Нам даже трудно сейчас это представить, в жизни мы не видим ада, разве что фильмы могут как-то описать, как он выглядит. Но, я думаю, поскольку Господь нас создавал по образу и подобию, Он знает не только нашу физическую составляющую, но и духовную, знает, что важно для нашей души, для нашего духа. Каким будет продолжение нашей жизни после смерти? Человек — вечное существо, и у нас одна жизнь. И то, что нас ждет, — это не другая жизнь, но продолжение этой жизни. Там все, конечно, будет серьезно отличаться от наших представлений.

— Почему, если человек покаялся, стал верующим, он не живет все время святой жизнью, а продолжает в чем-то уклоняться от пути Господнего, согрешать? Как такое может быть?

— Это происходит с каждым верующим человеком. Дух наш тянется к Богу, а плоть противится духу. В этой борьбе происходят наши колебания между святой жизнью и грешной. Но все же у верующего человека меняется интенсивность греха. Достигнув определенной духовной зрелости, мы начинаем замечать за собой все более тонкие грехи и чаще способны им противостоять.

— Нужно ли покаяние пастору? Ведь он ведет за собой других верующих.

— Пастор остается человеком, в котором действует грех. Пока мы дышим, пока мы на земле, грех оказывает на нас определенное влияние. И если пастор чуть-чуть не туда ведет, там в такие перекосы могут люди попасть. Поэтому, я думаю, пастору еще важнее, чем другим, быть самокритичным, самоироничным, не быть непререкаемым авторитетом, а как раз позволять другим оценивать: туда ли я иду и веду людей? Для пастора важно, чтобы он продолжал видеть себя в зеркале Писания, мог видеть свое отражение в глазах людей, с кем он идет вместе, чтобы это был обоюдный диалог.

— А вот такая ситуация: человек согрешает против людей, а кается перед Богом. Это нормально?

— Такое часто случается: человек согрешает против людей, а кается перед Богом — без всяких свидетелей. После того как ты покаялся перед Богом, каяться перед человеком, против которого согрешил, очень важно, и, я думаю, это надо обязательно делать. В Библии есть несколько поучительных историй, например история с Закхеем. Он был мытарем. Гос­подь не говорил ему: Закхей, ты должен что-то сделать для других. Он просто пришел в его дом. И Закхей от осознания стыда, вины — они его просто накрыли — говорит: «Кого я обидел, воздам вчетверо, все, что натворил, буду исправлять» (см.: Лк 19:5–10). Другими словами, Закхей не отделял свои отношения с Богом от отношений с людьми. Наши отношения с людьми — индикатор наших отношений с Богом.

Если я осознал свой грех и каюсь, то мне проще сказать, что каюсь как бы за все. Но за что именно? Если ты лгал, значит, впредь ты уже не лжешь. Ии сус же говорил покаявшемуся: иди и впредь больше уже не делай этого. Что мне нравится в Давиде, царе Израильском, — он много грешил, но ни один грех он не повторял дважды. То есть он даже убил, но, когда осознал, — всё, больше мы не видим повторения греха убийства. Человек покаялся перед Богом и перед людьми. Кроме того, очень важно исправить то, что еще можно исправить.

— Вы, как пастор, можете рассказать о каком-нибудь особом случае покаяния?

— Мы проводили фестиваль с Христианским центром «Возрождение» в одной из стран СНГ. По всем показателям страна эта была очень светской, нас все настраивали, что, скорее всего, почти никто не придет, но мы готовили внешнюю площадку на тот случай, если люди не поместятся внутри. Площадка была приличная, наверное, где-то на 800 мест. Она заполнилась вся, и я начал каяться: «Господи, прости, что я не верил, что и здесь Ты действуешь».

Но шоком для меня стал момент призыва. Вперед к экрану подъехал байкер — прямо на мотоцикле, в шлеме, и я подумал: ну все, сейчас начнет ка­кие-нибудь претензии предъявлять, это ж ребята обычно суровые. Я уже к нему пробираюсь поближе, чтобы быть готовым как-то реагировать, успокаивать его. А он снимает шлем, и я вижу лицо в слезах. Мы начинаем разговаривать, оказывается, его это все коснулось настолько, что он просидел, не слезая с мотоцикла, наверное, час проповеди и в конце подъехал вперед. И для меня это было просто апогеем, триумфом Неба, когда Господь показал, что Он остается близким, открывается людям.

— Вы уже говорили о своем личном покаянии. Не могли бы вы подробнее описать, что было с вами в момент рождения свыше?

— Я каждый день прошу у Бога прощения для поддержания, что называется, духовной гигиены. В моей жизни было два поворотных момента. Первый был где-то в двенадцать лет. Я ехал в магазин на велосипеде, упал с него, сильно ударился и был без сознания. У меня стали спрашивать мой адрес — я не помнил адреса, не помнил, как зовут моих родителей, в тот момент я понял одно, что мне страшно, и начал диалог с Богом — прямо там, где лежал. Я понял, что могу умереть, а с Ним еще не говорил. Так состоялась моя первая беседа с Ним.

— Несмотря на то что вы родились в семье верующих?

— Да, но я понимал, что не выбирал Его, хотел жить по-своему, и мне было неплохо: мои родители не пьют, меня не обижают, заботятся, все хорошо, я в шоколаде, но вот отношения с Ним я строить не спешил. Но в тот момент я все понял и помолился: Гос­подь, пожалуйста, помоги мне выжить, дай мне выздороветь, а я, как поправлюсь, Тебе буду служить! Я прямо с Ним заключил договор. А когда мне стало легче через какое-то время, я подумал: да ну, глупости, погорячился, все нормально — и жизнь вернулась на круги своя. Где-то полгода спустя приехал к нам один благовестник на служение, и я вспомнил, что не выполнил обещания. Бог Свою часть выполнил, а я нет. И вот мне двенадцать лет, я понимаю, что никто выходит на покаяние в этом возрасте, и думаю: нет, я все-таки выйду. Это было осознанным поступком, я запомнил даже свой обратный путь домой: я заплаканный еду в троллейбусе, но меня греет покой и нет страха смерти. С того момента я стал себя ассо­циировать с Божьими людьми. Но в шестнадцать—восемнадцать лет друзья для меня стали важнее, чем мои родители, это естественно в таком возрасте. Появились сигареты, дискотеки, и в определенный момент я понял, что я не на том пути. Я с Богом вроде примирился, как будто бы покаялся, но жизнь моя опять откатилась на другие позиции. И я уезжаю в Забайкалье к брату, который там служил в церкви. Там я увидел сверстников — как они разговаривают с Богом, как Он им что-то говорит. А я Его не слышу. Я стал их спрашивать: «Вот ты говоришь, Он тебе что-то открыл. Как Он это открыл?» И когда я понял, как это происходит, в определенный момент я остался дома и сказал брату: «Я сегодня в церковь не пойду, буду дома». Определялась моя судьба. Я стал читать 36-й псалом и понял, что Господь со мной говорит через Биб­лию. Словно мое имя звучало в каждой прочитанной мною строке. Я Его слышал буквально: «Феликс, не ревнуй злодеям, потому что они, как трава. Феликс, доверяй Мне…» У меня мурашки по коже. Я не мистик, и в тот момент я был в комнате один, но я понял, что и Господь был там. Я покаялся в том, что отошел от Него, обновил свои отношения с Ним. Для меня этот момент стал поворотным. Я понял, что теперь отказываюсь от всех своих «ценностей», выбираю Бога и стараюсь жить для Него. Это было мое второе покаяние, которое для меня стало окончательным в возрасте девятнадцати лет.

Одна из черт рожденного свыше человека — это радость, которая в нем живет несмотря ни на какие беды, несмотря ни на какие жизненные условия. Когда у кого-то день рождения в семье, мы подарки покупаем заранее, подарок уже лежит, но дочь или сын еще мечтает о нем, еще продолжает томиться в ожидании. Наверное, что-то подобное происходит, когда нам трудно, а Господь понимает, что все это нам помогает вырабатывать терпение. Он дает нам благословение — благополучие, семью, мирное время, а иногда допускает и переживания. И в этих переживаниях Он также не перестает о нас заботиться. Мы можем Ему доверять, сохранять радость, потому что Папа точно все предусмотрел. В этом, наверное, залог нашего покоя и утешения. Наверное, поэтому мы и не боимся смерти, вечность-то вообще без границ. Кто-то раньше, кто-то позже — там увидимся. Вечность вместе — вот это большое утешение, ободрение.

— Благодарю вас, Феликс, за интервью.

 

Беседу провела Екатерина Гуляева

Фотографии предоставлены Феликсом Волошиным

Работает на Cornerstone