Трудно представить себе кого-то, кто бы искал в жизни проблемы. Все мы интуитивно тяготеем к тому, чтобы находить готовые решения, все делать с минимальными затратами. Популярность легендарной мебели ИКЕА именно в том, что ее может быстро собрать любая домохозяйка. На длинные инструкции мелким шрифтом нет времени, проще посмотреть короткий обзор блогера по использованию нового продукта. Даже при выборе овсяной каши рука невольно тянется за упаковкой с надписью «Варка не требуется». В духовной жизни мы тоже сталкиваемся с подобными тенденциями. По какой-то причине мы ожидаем, что есть быстрые решения в вопросах преодоления греховных привычек и духовного роста. Популярная детская песенка «Отдай проблемы все Иисусу, и Он решит их за тебя» выражает расхожее умонастроение. В реальности все обстоит иначе. Такие обобщенные советы, как «уповай на Иисуса», «больше читай Библию и молись», «послушай эту проповедь или посети тот семинар», не приносят желаемого результата. Эти и подобные средства хороши и полезны для поддержания духовного здоровья христианина. Однако наступают времена, когда нам нужна конкретная помощь извне, потому что мы сами не справляемся с ситуацией. Семья, дружеские отношения, работа, здоровье — все трещит по швам. В такие минуты нам нужна помощь богобоязненного брата или сестры, которые бы с любовью, долготерпением и заботой понесли наше бремя вместе с нами. Апостольский призыв и указание: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носи´те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал 6:1–2) — воплощаются в служении душепопечения.
В церковной традиции существует разнообразие теорий и методологий этого служения. Более того, любая помощь будет обусловлена индивидуальностями душепопечителя и опекаемого, а также характером проблемы, нуждающейся в разрешении. В этой статье я расскажу о динамике и процессе душепопечения, который предлагает программа Coram Deo (лат. «перед лицом Бога»). Это словосочетание стало популярным в реформатской среде, которая стремилась к тому, чтобы верующий осознавал, что вся его жизнь — это предстояние перед лицом Бога. Эта концепция была широко принята в различных христианских конфессиях, подчеркивающих важность сознательной и искренней жизни под суверенным руководством Бога. Подход Coram Deo является ответвлением всемирного движения библейского душепопечения, получившим свое развитие в российском контексте в середине 2000 - х благодаря учебной тренинговой программе, составленной доктором Роном Харрисоном. Вот основные тезисы этой методологии:
1) авторитет и достаточность Писания для решения любых повседневных проблем;
2) преобразование личности через веру в Евангелие Иисуса Христа, включающее покаяние как образ жизни через исповедание и принятие Божьей благодати для преодоления греховных привычек;
3) церковное сообщество как благотворная среда для взаимной поддержки в духовном возрастании.
Чтобы понять, как все это работает, приведу пример душепопечительской помощи конкретному человеку. Светлана сама обратилась к служителям за помощью. Она стала христианкой шесть лет назад, но со временем стала замечать, что богослужения, чтение Библии и молитва более ее не вдохновляют, христианские песни раздражают, от общения с другими верующими она устраняется, обвиняя их в лицемерии и ханжестве. Свое свободное время Светлана посвящала приобретению модных вещей в интернет-магазинах, однако это приносило ей лишь временное удовольствие. Она допоздна смотрела сериалы и нередко злоупотребляла едой. В целом Светлана вернулась к прежнему образу жизни, который вела до своего обращения ко Христу. Ее стали преследовать чувство вины и апатия. Она снова ощущала себя неудачницей, потому что не соответствовала идеалу верующего человека. Бог казался ей далеким и осуждающим.
Примечательно, что изначально Светлана восприняла Евангелие как спасительную Весть о том, что ее грехи прощены и теперь она может обрести полноту радости. Отчаянно осознавая свою нужду в благодати и неспособность контролировать обстоятельства жизни, она раскаялась перед Богом и доверилась Иисусу Спасителю. Первые годы ее обновленной жизни Светлана была поглощена разнообразной христианской деятельностью: благовествовала, служила в христианских лагерях, активно участвовала в различных церковных мероприятиях. Порой она раздражалась и критиковала других верующих, которые, по ее мнению, были духовно недисциплинированными и пассивными. Самоуверенность и напористость начинали преобладать в ее манере общения с окружающими. Постепенно добрые дела и благочестивая жизнь стали для нее предметом гордости. Она пережила несколько кризисных моментов в общении с членами команды служения, их критику и увещевания встречала колкими фразами и обидой. В церкви ей поставили диагноз «выгорание» и порекомендовали воздержаться от служения на какой-то период, побольше читать Писание и молиться. Однако эти стандартные советы не помогали, поскольку были поверхностными и не затрагивали происходившего в сердце Светланы.
Конечно, в одной короткой статье невозможно описать всю историю помощи девушке, поэтому я расскажу лишь о ключевых моментах этой работы, уделяя особое внимание корню проблемы и методам ее решения. «Любить», «знать», «говорить» и «делать»1 — вот четыре глагола, в которых выражена суть служения душепопечителя страдающей душе.
Любить. Действенная помощь может осуществляться только в контексте заботливых доверительных отношений, когда душепопечитель хорошо знает и понимает страдающего человека, в данном случае — Светлану, ему небезразличны ее взгляды, жизненные цели, надежды, мечты, ценности и желания, он заботится о ее физическом состоянии. При необходимости душепопечитель может рекомендовать человеку пройти медицинское обследование и в случае обнаружения каких-либо проблем со здоровьем обратиться за медицинской помощью (см.: Иак 5:14–16, 1 Тим 5:23)2. Душепопечитель обязан помнить, что страдающий человек — искупленный грешник, поэтому Христово сострадание (см.: Евр 4:14–16) в такой работе всегда предшествует евангельскому обличению.
Знать. Не сбрасывая со счетов влияние внешних событий и грехов других людей на Светлану в прошлом, мы решили, что главным в душепопечительской помощи в данном случае будет изменение состояния сердца Светланы, а не акцент на внешних обстоятельствах. Библия говорит о сердце как о нашем внутреннем человеке, подлинном «я». Дух, душа, разум, чувства, воля — все это отдельные грани внутренней жизни человека (см.: Притч 20:5, Евр 4:12, 1 Кор 7:37). Сердце является источником поклонения, которое в каждый конкретный момент жизни направлено либо к живому Богу, либо к идолу, удовлетворению определенных страстных желаний. Мышление, чувства и поведение определяют привязанность сердца человека к объекту поклонения, как написано в Евангелии от Марка (7:21): «…извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы» (см. также: Притч 4:23; Рим 1:21–32). Ценности в сердце побуждают нас всегда чего-то желать, любить, к чему-то стремиться и чего-то добиваться — «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:19– 21). Со Светланой были проведены встречи и собран материал, с которым предстояло работать. Выяснилось, что до обращения ко Христу у Светланы были ложные ценности. Ей крайне важно было находиться в центре внимания, чтобы с ее мнением считались и ценили ее достижения. Стремление к значимости и принятию со стороны окружающих, возведенное в ранг абсолютной ценности, управляло ее жизнью. В школе и университете она достигала своих целей благодаря спортивным успехам и отличной успеваемости. Самодисциплина, трудолюбие, напористость были ее стратегией их достижения. После обращения ко Христу стратегией достижения уважения и принятия окружающими для Светланы стала и активная церковная деятельность (см.: 1 Ин 5:21). Благодарность и признательность тех, кому она служила, превратились в средство подпитки неутолимого чувства значимости. Соответственно, тех, кто вставал на ее пути, она осуждала и помещала в «темницу обиды» (Иак 4:1– 12). Гордость, высокомерие, осуждение, вина и апатия стали для нее горькими плодами остаточного идолопоклонства.
Говорить. В процессе душепопечения благодать Божия через Писание открыла Светлане ее самообман и привела к сердечному сокрушению. Обличаемая Духом Святым, она исповедовала свой грех против Бога и людей (см.: 2 Кор 7:10), покаялась в том, что слава человеческая и стратегии манипулирования людьми подменили ей славу Божью. Светлана узнала, что процесс изменения (освящение) происходит в верующем человеке постоянно, углубляется покаяние благодаря осознанию своего греха и Божьей благодати во Христе (см.: 2 Пет 3:17–18).
Делать. Душепопечитель помог Светлане составить план воплощения в жизнь библейского покаяния. Божий призыв «отложить прежний образ жизни ветхого человека и облечься в нового» (Еф 4:22–24) касается как помышлений и побуждений, так и внешнего поведения. Плоды покаяния обретают конкретные естественные формы по мере того, как Светлана ежедневно практикует новые привычки, отвергая старые. Для начала она решила поработать в сфере взаимоотношений с командой церковного служения. Поскольку мотивация Светланы была обновлена и теперь она все делает ради Христа, ей не нужно никому доказывать свою правоту, оправдываться, удаляться от неудобных взаимоотношений. Вместо этого она научилась признавать свои ошибки, просить прощения, прощать других.
Процесс душепопечения можно считать завершенным лишь тогда, когда «облечение в нового человека» закрепилось и преобладает над прежним господствующим поведением, как написано: «…вы слышали о Нем и в Нем научились… как… отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес 4:21–24).
1 См.: Трипп П. Д. Орудия благодати в руках Искупителя. — Одесса: Тюльпан, 2010. С. 131–135.
2 Более подробный комментарий о роли служителя в решении органических и психосоматических проблем смотрите в кн.: Адамс Д. Мудрый душепопечитель. — Одесса: Тюльпан, 2012. С. 105–110.
Фото: gettyimages.ru