В Евангелии от Луки мы находим притчи Христа, которых нет в других трех Евангелиях. К их числу относится и притча о блудном сыне. Традиционное название «блудный сын» давно уже стало фразеологизмом с устойчивым переносным смыслом: человек, который оторвался от коллектива (группы, семьи), поступавший по-своему, но позднее в него вернувшийся.
Еще одно уточнение связано со словом «блудный» — его значение напрямую связано со словом «блуд». Вот что сказано о нем в словаре Даля: «…слово это, со всеми производными своими, заключает в себе двоякий смысл: народный — уклонение от прямого пути, в прямом и переносном смысле; церковный или книжный: относясь собственно к незаконному, безбрачному сожитию, к любодейству». В этом смысле Даль поясняет и слова «блуждать» и «блудить» как синонимичные: «колобродить, скитаться, шататься; бродить или ездить, сбившись с дороги и не опознаваясь в местности; сбиться с пути, блукать, плутать, путать, а на церковном языке: любодействовать». Понятно, что в названии притчи «блудный» — скорее «потерявшийся, отошедший» от отца, хотя значение, связанное с половым непотребством, развратом, использует старший сын, комментируя поведение своего младшего брата: он расточил имение отца с блудницами.
Записана притча о блудном сыне в главе 15 Евангелия от Луки, после притчи о потерявшейся овце и потерянной монете. Там же представлен и повод, по которому были рассказаны эти три притчи: «Сборщики налогов и все остальные, которых тоже считали грешниками, часто собирались вокруг Иисуса, чтобы послушать Его. Фарисеи же и законоучителя с возмущением говорили: “Этот учитель настолько радушен к этим грешникам, что даже ест вместе с ними”». В других Евангелиях на этот упрек звучит такой ответ Спасителя: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (см.: Мф 9:12; Мк 2:17). У Марка есть и дополнение: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Мы предлагаем свой перевод этой истории:
«Было у одного человека два сына. И как-то младший сказал отцу:
— Выдели мне, отец, положенную мне долю имущества. Не ждать же мне твоей смерти!
Отец безропотно разделил состояние между сыновьями.
Немного прошло времени, когда младший обратил наследство в наличные и отправился в далекую страну, где спустил все деньги на кутежи. Деньги кончились, а тут еще в стране настало голодное время, и он оказался без средств к существованию. Тогда он упросил одного из местных жителей взять его на работу. Тот поручил ему кормить свиней в одном из своих владений. Сын этот был так голоден, что готов был есть те стручки, что ели свиньи, но ему даже их никто не давал.
Призадумавшись над своей жизнью, он решил: “У моего отца столько работников, и все едят хлеба вдоволь, а я тут умираю от голода. Надо не мешкая идти домой к отцу, я скажу ему:
— Отец, я сильно провинился перед Небом и перед тобой и недостоин считаться твоим сыном. Позволь мне работать на тебя наравне с твоими работниками”.
Не мешкая он отправился к отцу.
И, когда он был еще далеко, отец увидел его, исполнился жалости к нему, побежал ему навстречу, бросился на шею и стал целовать его. Тут сын начал речь свою:
— Отец, я сильно провинился перед Небом и перед тобой и недостоин считаться твоим сыном…
Но отец прервал его, позвав слуг своих:
— Быстрей несите лучшее платье и оденьте его, и перстень на руку ему дайте, и обувь на ноги, бычка откормленного возьмите и заколите, будем есть и праздновать. Ведь этот сын мой был мертв, а нынче вернулся к жизни. Был потерян, а теперь нашелся.
И начался праздник.
А старший сын был весь тот день на поле. Когда он вечером возвращался с работы и подошел ближе к дому, то услышал музыку и пляски. Он подозвал слугу и спросил:
— Что случилось?
— Да это же вернулся твой брат, — ответил тот. — И отец велел заколоть откормленного бычка, потому что увидел сына живым и здоровым.
Старший сын разгневался и в дом не пошел. Отец вышел и стал звать его на пир. Но сын стал выговаривать отцу:
— Ты видишь, я столько лет тяжко работал на тебя, ни на шаг не отступал от приказаний твоих, но ты мне даже тощего козленка никогда не дал, чтобы я попировал с друзьями своими. А когда этот сын твой пришел, растратив твое состояние с гулящими девками, ты не пожалел для него откормленного бычка.
Отец стал успокаивать его:
— Мальчик мой, ты всегда со мной, и все мое — оно и твое тоже. Нам стоит радоваться и праздновать то, что этот брат твой был мертв, а нынче к жизни вернулся. Был потерян, а теперь нашелся».
Притча эта широко известна. В разные времена она имела самые разные толкования. Одно из прочтений этой притчи в XX веке, например, усматривает в блудном сыне человека, идущего за познанием и совершающего «прыжок в неизведанное». Он возвращается домой обогащенный новым опытом. Этот опыт не даст ему остаться дома надолго, он снова отправится в странствия, вкусив свободы.
Но не об этом притча. Она о любви Отца к обоим сыновьям, которые по-разному выстраивают свои отношения с Ним. И когда происходит преображение души младшего сына, старший не видит этого и не хочет этого принять.
Что происходит? Наследство можно получить только после смерти отца. Младший сын приходит к мысли, что это будет еще очень нескоро, поэтому справедливо, по его мнению, получить свою долю еще при жизни родителя. Сама по себе эта мысль оскорбительна. Она нарушает и юридические, и моральные нормы. Но отец не обижается, а соглашается с этим предложением и производит раздел имущества. Это двойные похороны: умирает отец (его наследство делится), и умирает сын (у него больше нет доли в этом доме), поэтому сын уходит, обратив свою долю в конвертируемый капитал.
В благополучные годы при наличии денег у него много друзей, которых он щедро одаривает. Но наступают трудные времена, и вчерашние друзья отворачиваются от него. Есть работа, на которую еврей пойти не может (пасти свиней, нечистых животных), но иначе не прожить.
И вот наступает момент, когда новая мысль приходит в голову этому юноше. В Библии это выглядит так: «Придя же в себя, сказал». Это момент просветления, прозрения. Сын понимает, что его жизнь под угрозой: он умирает от голода, работает на унизительной для него должности, у него нет будущего. Если говорить в богословских терминах, то наступает момент покаяния. Греческое слово «метанойя» означает «раскаяние, покаяние, изменение жизни, отвращение от грехов, возвращение к Богу» (Баркли М. Ньюман. Греческо-русский словарь Нового Завета. — М.: РБО, 1997).
В еврейском языке ему соответствует «тшува» — «возвращение, поворотный момент». Это действие, когда человек поворачивается лицом к Богу. В христианской традиции этому действию соответствуют два слова: «покаяться» («метанэуо») и «обратиться» («эпистрэфо») (см.: Деян 3:19). И если во втором слове уже совершается поворот и начинается движение к дому, то в первом содержится идея о невозможности думать по-прежнему, происходит изменение в образе мыслей. Младший сын «приходит в себя», начинает думать иначе.
Именно в этом состоянии он может вернуться к отцу, которого он давно похоронил. Сын не знал, что в действительности умер он. В самой притче об этом говорит отец, когда просит старшего сына войти в дом и разделить его радость: «Брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Кстати, он не говорит «сын мой», но «брат твой». Здесь подчеркивается идея, что при возвращении домой младшему придется иметь дело не только с отцом, но и с братом, который остался единственным наследником и поэтому усердно трудится в отцовском хозяйстве.
К какой новой мысли приходит блудный сын? Теперь он не имеет права называться сыном. Он может лишь смиренно умолять отца принять его в число наемников, чтобы иметь право на кусок хлеба. Он готов трудиться наравне с теми, кто зарабатывает на жизнь тяжким трудом. И это состояние мы называем нищетой духа, подлинным смирением. Он встал и пошел к отцу.
Показательно поведение отца. Он ждал возвращения сына, увидел его, когда тот был еще далеко. Он сжалился, испытывая глубокое сострадание к своему дитяти. Он побежал ему навстречу, обнял и целовал его. Слова сына ему были не нужны. Покаянную речь он не дослушал, велев слугам вернуть сыну и богатую одежду, и перстень, знак сыновства, и обувь в ознаменование свободы — только рабы ходят босиком. Накрывают столы, достают вкусную еду и дорогое питье. Начинается пир — в доме праздник.
Остается старший сын, в образе которого представлены те, кто осуждал мытарей и грешников, с которыми у верующих не может быть ничего общего. Как Ии сус может с ними сидеть за трапезой, как Он может с ними общаться? Но, когда мытари, те, кто трудился на римскую власть, предав свой народ, зарабатывая на налогах, осознают, что вели себя недостойно, отказавшись от соотечественников и своей веры, отвернувшись от Бога, они могут вернуться в дом Отца и обрести здесь родных.
Что у нас было и что у нас есть? У нас могла быть вера, но мы предпочитаем уповать на свои силы, ум, образование, достаток, но все это так мало без Бога. Нам нужно признать свою нищету, смириться, поменять свой образ мыслей, жизнь, в которой Богу мы отдаем первое место, теперь мы признаем Его власть над нашей жизнью и нашим будущим. Пусть те, кто знает, как надо веровать, примут наше покаяние. Пусть они радуются, ведь все небо радуется вместе с Богом, что «дети были мертвы, но ожили, пропадали и нашлись».
Фото: gettyimages.ru