Ответы на все вопросы для человека — в Боге. Так рассуждали и учили учители Израиля, опираясь на книги Ветхого Завета. Слово «тешува», которое традиционно переводят с иврита как «покаяние», имеет и второе значение — «ответ». И в этой статье я расскажу о ветхозаветной концепции покаяния. Некоторые моменты этого процесса могут быть полезными и для христиан.
В иудаизме термин «тешува» понимается как ответ человека на призыв Бога вернуться к покаянию и исправлению. Но что это за ответ и почему к поиску ответа иудеи возвращаются, а не идут, например? Идея здесь состоит в том, что каждый еврей, являясь частью избранного Богом народа, должен знать об особом пути, приготовленном для него Всевышним. Однако он может уклониться от этого пути, и тогда ему предстоит на него вернуться.
Неотъемлемой частью процесса покаяния является постоянное стремление человека к совершенству и духовному росту. Этот глубокий и многогранный процесс заключается не только в признании своих грехов, но и в искреннем желании измениться и преобразить свою жизнь в соответствии с Божьими заповедями. Покаяние нельзя рассматривать как единовременное событие, но как постоянный процесс исправления и приближения к Богу. Многие иу деи разного толка признают, что покаяние не ограничивается формальным исполнением обрядов, а предполагает постоянную работу над собой, возвращение к Божьей воле. Все это требует от верующего постоянных усилий и самоконтроля.
Путь покаяния совершается в несколько шагов. Во-первых, человек должен прекратить грешить. Следующим шагом станет исповедание вслух перед Богом, человек должен заявить о желании избавиться от конкретного греха, раскаяться в своем сердце, почувствовать отвращение к злым делам, которые он совершал, и принять на себя обязательство, что, оказавшись в будущем в подобной ситуации, он не совершит этот конкретный грех еще раз. На практике между этими шагами трудно провести границы, все они — составляющие единого процесса.
Греховные действия человека можно условно разделить на три категории. Во-первых, это злоумышленные проступки. Другими словами, человек знает о том, что поступает предосудительно, но все равно свершает проступок. Во-вторых, это неумышленный проступок: здесь речь идет о действии, совершенном по ошибке. И наконец, проступок, совершенный вынуждено. Человек знает, что поступать так нельзя, но под давлением обстоятельств он вынужден что-то сделать не так. Понятно, что злонамеренные грехи требуют раскаяния. Но в чем раскаиваться человеку, который нарушил запрет по ошибке, и тем более тому, кого вынудили преступить закон? У таких людей не было намерения нарушать заповеди. Тем не менее все эти проступки требуют покаяния.
Важную роль в осознании необходимости покаяния в иудаизме играют праздники Господни. Накануне Праздника Труб (Рош ха-Шана) и особенно в преддверии Дня Искупления (Йом-кипу´р) принято приносить покаяние, исправлять свои пути. Каким образом? Возвращением к Господу. Мы читаем у пророка Осии: «Вернись, Израиль, до Всевышнего, Бога твоего; ибо ты упал от беззакония твоего; ибо ты упал от нечестия твоего» (Ос 14:2). Где то место или состояние, в котором Израиль как народ уже был и куда должен вернуться по Божьему повелению, высказанному через пророка? Тут может быть не одно толкование, но так или иначе пророк призывает народ вернуться к праведному образу жизни. Тысячи крепких нитей связывают человека со всеми поступками, действиями, выборами и решениями, из которых состоит его жизнь. Если говорить о грехе, то человека связывают с ним уже не нити, а крепкие канаты. Грех — тяжелое бремя, которое все мы несем.
Но что если человек хочет исправиться? Ведь прошлое нельзя вернуть. Что сделано, то сделано. Полноценного возвращения к первоначальному состоянию мира и души быть не может. И возможно ли, если человек искренне раскаивается, избежать наказания за уже совершенные проступки? Чтобы исправить ситуацию, пророк Осия и призывает нас вернуться к Всевышнему. Это не просто возвращение, не просто искреннее покаяние перед Богом, но сильное стремление человека измениться. И даже плохой поступок, когда-то совершенный человеком, может послужить во благо, если мы искренне раскаиваемся, меняемся и идем по Божьему пути. Эту мысль подтверждает и апостол Павел (см.: Рим 8:28).
Пророк Осия говорит и о выборе, который Господь предоставил сделать нам самим. Мы можем выбирать, какими нам быть в моральном смысле: праведниками или злодеями, идти по Божьему пути или нет. Средства для осуществления этого выбора мы получили от Всевышнего: качества души, разум, способности, темперамент и т. д. Качества, которые нам даны, не являются ни хорошими, ни плохими сами по себе. Это инструменты, которые мы можем использовать. Например, даже гнев, который может вывести человека из состояния покоя, имеет позитивные стороны. Гнев помогает нам относиться с отвращением ко всему тому, что мешает реализации на земле справедливости и истины. Однако, когда наш гнев обращен на других людей, он может послужить противоположным целям. Или, например, термин «стяжание» по своему ближайшему смысловому значению подразумевает «приобретение», «накопление», то есть умение собирать нечто для себя. Если стяжание касается приобретения свойств характера или благодати Божией для праведной жизни, то это хорошо. Но в обществе, где главной ценностью является материальное благополучие, стяжание может превратиться в отрицательное качество. То же самое верно и в отношении других черт характера человека.
Отсюда можно сделать следующий вывод. Покаяние — это не только прошение о прощении, но и возможность изменить свою жизнь. Мы можем использовать наши качества мудро, стремясь к исправлению и соблюдению Божьих заповедей, чтобы вести себя справедливо и праведно. Когда человек совершает покаяние, он объявляет о своей готовности использовать те самые качества, которые ранее применял в извращенном виде, по назначению, ведь для этого он и создан.
Процесс покаяния включает в себя признание своей вины перед Богом и перед другими людьми — это очень важный момент. Однако истинное покаяние требует не только слов, но и дел, направленных на исправление своих ошибок — для восстановления порядка и справедливости. Если наши поступки повлияли на других людей, то нам нужно исправить все, что только здесь возможно, например вернуть украденное. Но если человек блудник или убийца, то здесь исправить ошибки сложнее: умершего не вернуть к жизни, развратные действия уже принесли кому-то горький плод. Тогда усилия человека должны быть направлены на предотвращение повторения подобных поступков. Способность к исправлению требует внутренней культуры. Человек, думающий о будущем, может воздействовать на него, исправляя свое прошлое. Таким образом, покаяние — это не только прошение о прощении, но и возможность изменить себя и свой мир.
Сегодня мы говорим, что покаяние и изменение невозможны без Духа Святого, без Его помощи и действия в нас. И это действительно так: именно Дух Божий и Его действия приводят к тем переменам, которые происходят в нас при покаянии. Но это не значит, что мы можем бездействовать и просто ждать этих перемен. Там, где не прикладываются усилия, Дух действовать не станет, так как свободу выбора никто не отменял. А значит, покаяние требует от нас многих трудов. Награда за благие дела приходит через труд.
В заключение можно сказать еще вот о чем. Статус раскаявшегося грешника в иудаизме выше статуса не согрешившего праведника. Это очень хорошо проиллюстрировал Иисус притчей о мытаре и фарисее. Фарисей гордился своей праведностью и поэтому не смог увидеть, что он превозносится над мытарем. Заметьте, Иисус говорит, что они оба были оправданы, но мытарь пошел в свой дом более оправданным, нежели фарисей (см.: Лк 18:9–14). Подобную мысль мы видим и в Талмуде: «Там, где стоят те, кто покаялся, ни один праведник не может стоять» (Талмуд, Бава Кама 34б)*.
Иудеи в большинстве своем не приняли Мессию, когда Он пришел совершить спасение. Приняли многие, но далеко не все. С одной стороны, то, что они отвергли Машиаха, послужило для спасения язычников. По сути, Его учение именно благодаря этому вышло за пределы первой церкви, представлявшей собой иудео-христианскую общину. Все это было предсказано у пророков. С другой стороны, трудно даже представить, что было бы, если бы Израиль принял своего Мессию и Царя сразу. Апостол Павел пишет: «Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их» (Рим 11:12). Теперь они отвержены, но значит ли это, что у иудеев есть какой-то иной путь в Царство Мессии? Никак. Ибо мы читаем у пророка Захарии: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах 12:10). Это отвержение и даже уничижение народа Божия послужит к глубокому раскаянию израильского народа в Его явление. И таким образом «остаток», уверовав, обретет право войти в Царство Его.
* Талмуд, Бава Кама 34б. Электронный ресурс ссылка (дата обращения 17 июня 2024 года). (Пер. авт.)
Фото: gettyimages.ru