Тема

«Побеждай зло добром»*

Иван Лобанов
«Побеждай зло добром»*
«Побеждай зло добром»*

Все знают, что такое справедливость, но при попытке дать ясное определение возникает затруднение. Все жаждут справедливости, но каждый стремится к чему-то своему, и эти устремления разнятся.

Итак, в латыни «справедливость» — justitia (ср. рус. «юстиция»), что означает также «правосудие; право, совокупность законов; благочестие, почтительность» (Латинско-русский словарь. — М.: Русский язык, 1976. С. 568). Это общее понятие о том, что правильно, а что нет. Особенно это касается отношений в обществе. Например, когда речь заходит о плате за труд.

В Книге Бытие описывается жизнь Иакова в изгнании. Он оказался у своего дяди Лавана (брата матери), где и встретил свою будущую жену Рахиль, дочь Лавана. Они с Лаваном заключили сделку, что после семи лет трудов на дядю Иаков заслужит право жениться на Рахили. В итоге ему пришлось трудиться двадцать лет, и это он эмоционально припомнил своему тестю при расставании: «Двадцать лет моего служения при стадах твоих не было выкидышей, я не съел ни одного твоего барана. Из своего кармана возмещал я потерю за любую беду: растерзал ли какую овцу зверь, украл ли ее кто-то из стада днем или ночью. Я преданно служил тебе, не смыкая глаз, при зное дневном, при холоде ночном двадцать лет: четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот. Ты же не раз менял назначенную тобой плату. Если бы не Бог отца моего Авраама, не Страх Исаака, ты бы точно оставил меня ни с чем. Но Бог все видел…» (Быт 31:38–42; пересказ мой. — И. Л.).

Пастух трудится на хозяина, но какую плату он получает за свой труд? Хозяин может ему заплатить скотом, именно этот скот отделяется от стад хозяина. Иаков предложил тогда: «Позволь мне пройти по всем твоим стадам и отобрать из них скот, что считается нечистопородным: крапчатых, пятнистых и черных овец, а также всех пятнистых и крапчатых коз. Такой скот я отберу для себя, и тебе легко меня будет проверить: если увидишь среди моего скота козу без крапинок и пятен или овцу не черную, она будет считаться украденной у тебя» (Быт 30:31–33; пересказ мой. — И. Л.). В Синодальном переводе последний стих звучит так: «И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня». Итак, справедливость Иакова в данном контексте — то, что очевидно всем, справедливая плата. За достойный труд — достойное воздаяние. И здесь справедливость (евр. цдака') имеет в том числе и юридический аспект.

Но есть в Библии книга, где слово «справедливость» употреблено лишь однажды, а вот корень этого слова встречается более двух десятков раз, — Книга Иова. В ней поднимается вопрос справедливого устройства мира. Как человеку жить так, чтобы его не постигали беды? Человек по имени Иов «вел себя безупречно, жил праведно и был исключительно цельным: Бога любил, зла сторонился. Семь сыновей у него было, трое дочерей. Скота весьма много: 7000 овец и коз, 3000 верблюдов, 500 пар крупного рогатого скота, 500 ослиц. Прислуги у него было не счесть. Он более всех преуспевал на Востоке» (Иов 1:1–3; пересказ мой. — И. Л.).

А в это время на небесах происходит диалог, где ставится под сомнение чистота помыслов этого богатого человека. Легко быть справедливым, когда у тебя все хорошо и ты богат. Что будет, если вдруг придет беда, скота не станет, дети умрут, сам тяжко заболеешь? Иов проходит этот тяжкий период своей жизни с честью: «Пошел Недруг и поразил Иова гнойными нарывами от пят до макушки, так что пришлось Иову даже взять глиняный черепок, чтоб им скрестись… Он сел среди мусора, вдали от всех и счищал с себя гной. Жена его из жалости посоветовала ему: “Напрасна праведность твоя! Похули Бога — и Он убьет тебя”. Иов отмахнулся от нее: “Нет толку в совете твоем! Бог во всем прав: и зло, и добро от Него исходят. Надо принимать все Его дары!” Даже словом не оскорбил Иов Бога, не подвел Его» (Иов 2:7–10; пересказ мой. — И. Л.).

В беседах с друзьями, которые пытались объяснить многострадальному Иову, в чем причина его страданий, прозвучали и такие его слова: «Покажите, в чем я не прав? И справедливые слова обидны, но что обличаете вы? Я не лгу, и вам лучше отступиться от слов несправедливых» (Иов 6:28–30; пересказ мой. — И. Л.). А потом он описал свое положение так: «Знайте, это Бог обременил меня, набросил сеть на меня. Взываю — и нет ответа, прошу помочь — справедливости нет. Ни дороги, ни света, ни одежды, одна погибель. Гнев Его пылает, я враг Ему, я как город в осаде. Все мои родные и знакомые от меня отвернулись, как от чужого. Слуги сторонятся, жена чурается. Малые дети дразнят. Я похож на призрак, кожа ссохлась» (Иов 19:6–20; пересказ мой. — И. Л.).

Иов был прав, когда говорил о том, что справедливость — недостижимый идеал в этом мире. Мир устроен нелогично: как бы ты ни жил, не поймешь, за что случается беда. У живущего есть выбор: жить как хочешь, или жить по воле Божьей. Праведник выбирает второе. Не случайно этой мысли вторит один из библейских пророков. Справедливость не определяется количеством благ, которыми тебя одаряет Бог. Пророк Аввакум провозглашает: «И даже если бы смоковница не расцвела и не было б плодов на лозах виноградных, маслина пусть осталась бы пустой и не было бы в поле урожая, пускай не стало бы отар в овчарне и не было б в загонах у меня скота — в Господе я буду ликовать, радоваться Богу спасения моего!» (Авв 3:17–18; пер. Кулаковых, далее — ПК).

Иногда справедливость понимается как некое равенство в оплате, воздаянии. В Ветхом Завете были законы равного возмездия (лат. lex talionis) — известное «око — за око»: «Если человек нанесет телесное повреждение ближнему своему, с ним надо будет поступить так же, как он поступил: перелом — за перелом, око — за око, зуб — за зуб. Как он изувечил человека, такое же увечье должно быть нанесено и ему» (Лев 24:19–20; ПК). В Новом Завете Иисус показывает, что равное воздаяние за зло не предел на пути к совершенству. И это то новое в его словах, что и сегодня недопонимается или не принимается. «Вы знаете, как говорят: “Око отдай за выбитое око, зуб — за зуб”, то есть воздаяние равно причиненному вреду. Я же говорю вам: не стремись воздать по заслугам тому, кто делает тебе зло. Напротив, кто оскорбит тебя, ударив по правой щеке, подставь ему другую»(Мф 5:38-39; перевод мой. — И. Л.). Иисус не говорит о буквальных пощечинах, это образное выражение, которое Он поясняет тремя примерами: «Если хочет кто отсудить у тебя рубашку, отдай ему и плащ. А если принуждает кто тебя, властью обладая, идти с его поклажей два километра, иди с ним четыре. Давай тому, кто просит, и не отказывай тому, кто занять у тебя хочет» (Мф 5:38–42; перевод мой. — И. Л.). В этом смысле неответ на злое действие или на зло, направленное против тебя, и будет той высшей справедливостью, которую ищет дитя Божье. «Отрадно тем, кто стремится к праведности так, как к еде голодный, а жаждущий к воде, ведь Бог утолит их желание» (Мф 5:6; перевод мой. — И. Л.).

Слово «праведность» связано и со справедливостью, и с желанием человека созидать отношения с Богом уже сейчас, в этой жизни. И если зло еще не побеждено до конца в мире, это не значит, что ты не можешь победить его в себе, — доверься Богу и стань «островом свободы» от зла. Павел в Послании к Римлянам предложил такую формулу: «Никому за зло не воздавайте злом, и то, что вы печетесь только о добром, пусть будет для всех очевидным. Со всеми людьми, насколько это зависит от вас, будьте в мире. Не дай злу победить тебя, но побеждай его добром» (Рим 12:17, 18, 21; ПК).

 

*Рим 12:21 (ПК).

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone