Тема

Основа единства

Татьяна Горбачева
Основа единства
Основа единства

«Он живет только для себя!» — женщина заплакала. Она пытается вернуть любовь, заводит разговоры, гладит рубашки, готовит борщи, но они больше неинтересны мужу — он закрыт. Семья существует формально, на деле они живут в параллельных мирах.

Я наблюдаю нарастающую разрозненность в семьях, в дружеских взаимоотношениях в школе у дочери, на детской площадке во дворе и чаще всего на своих занятиях в учебном классе. Групповые задания вызывают сложность. Как соединить вместе мнения, для современных учеников — неизвестная задача. Ребята сидят вокруг одного стола, каждый работает сам, общий доклад очень часто — перечисление списка Кати, списка Леры, списка Сергея, членов группы. Не получается увидеть общее, составить одну картину.

Разобщенность — одна из сторон индивидуализма, характерной черты постмодернистского общества. Как отмечает Григорий Померанц, акцент ставится на самопрезентацию, уникальность и своеобразие собственного взгляда1. Неповторимость голосов, звучащих сегодня, оглушает. Каждый хочет проявиться, быть обособленным от других, неповторимым — вот я! Пестрота, разнообразие и эклектика переживают свой расцвет. При этом удивляет всеобщая несогласованность. Кажется, что, обретая свой голос, люди становятся глухими. У них нет желания услышать то, что поет другой. Уникальный голос человека исполняет соло. «Голос» — очень символичное шоу, отражающее самую суть сегодняшнего времени. Но если каждый поет соло, тогда голоса в совокупности звучат как какофония, а не как хор, нет связующих тем, ритмов и общего настроения. Оркестр не может стройно играть без дирижера. Что же может объединить людей? Что помогает увидеть другого, услышать его голос? В конце концов, что же способно мотивировать людей петь одну и ту же песню?

Писание говорит, что «в последние дни тяжкие наступят времена: люди тогда станут себялюбивыми, будут падки на деньги, хвастливы, высокомерны и злоречивы, родителям непокорны, будут неблагодарны и нечестивы» (2 Тим 2:1–2. Пер. Кулакова). Себялюбие стоит в списке характеристик первым. Почему? Человек, зацикленный на себе, не видит других людей, превозносится и склонен к гордому, высокомерному отношению к окружающим. Сосредоточенность на своих интересах, удовольствиях погружает в кокон замкнутости. Самоутверждение, подгоняемое плотью, не знает насыщения: всегда мало — дохода, внимания, контроля, — нужно еще. Эта внутренняя неудовлетворенность порождает негатив внутри и снаружи. Мнение других не важно — сам знаю! Трудно прислушаться к словам, если их не ценишь и нет к ним уважения, человек поглощен собой. В псалмах такое состояние описывается как начало многих проблем: «…своему самолюбию льстит он так сильно, что заметить свой грех и возненавидеть его он не может» (Пс 35:3. Пер. Кулакова). И еще мы читаем, что «нехорошо человеку быть одному» (Быт 2:18). Именно самолюбие и закрытость приводят к этому нехорошему состоянию.

На скамейке около нашего подъезда я часто встречаю соседа. «Как дела, красавица? Как муж? Что-то не очень сегодня погода!» — начинает он разговор. Живет один, родных нет, дома тишина. Ему нужен собеседник, тот, кто бы послушал, посидел рядом. Один за другим соседи возвращаются домой, спешат к своим близким. Его семья распалась, когда-то они не смогли договориться, оставить свои интересы ради общего.

Преодолеть разобщенность может только любовь. Собственно, суть любви — соединение разных. Бог открывается нам в любви. «Ибо так возлюбил Бог мир» — из любви Он создал его однажды, из любви созидает и движет его сегодня.

Любовь открывается навстречу другому, преодолевает замкнутость и ограниченность. Божья жертвенная любовь наполняет все творение и саму жизнь, пронизывает все отношения и исцеляет их. Уверовавшие, те, кто пережил торжество Божьей любви, не могут насытиться ничем другим. Божья любовь оживотворяет и делает все настоящим, и тогда жизнь, отношения и события обретают смысл. Прикосновение любви Бога меняет сердце, усмиряет и освобождает его от страха. Теперь жизнь может течь в согласии с Божьим замыслом, и ваш голос находит свое место в хоре других голосов, где Господь дает ему нужную партию.

Любовь Божия, свободно проявляясь по отношению к людям, дает переживание открытости и свободы, щедрости и благодати. Она дает импульс, желание и способность открыто любить других. При отсутствии опыта Божьей любви человек боится потерять свою автономию и уникальность в отношениях с другим. Часто молодые люди задают вопрос об отношениях: «Есть ли гарантия, что человек ответит мне взаимностью, не использует меня?» Они понимают, что открытость подразумевает уязвимость и зависимость от неизвестного другого. Бог же не нуждается в человеческой любви, но любит открыто и свободно.

Генри Нувен в своей проповеди о переживании Божьей любви отталкивался от слова «возлюбленный», с которым Бог обращался к Иисусу2. С этим же словом Бог обращается и к нам, Он зовет нас по имени и называет возлюбленными! Божий взгляд на нас помогает нам увидеть себя по-другому — как людей, которые не оцениваются в зависимости от своих должностей, социальной роли, поведения, мыслей или чувств. Мы наконец-то видим себя Божьими возлюбленными детьми, сыновьями или дочерьми. Сущность человека освобождается от рабства социальных обязательств, ожиданий, собственных привычек и страстей.

Вера рождается от этого соприкосновения с любовью, и она, безусловно, включает в себя риск, иначе она не была бы верой, а превратилась бы в знание. Гарантии Божьей любви заложены в Его характере — Он любящий, святой и всемогущий. Полнота любви Божьей возвращает нас в духовную реальность, где Богу отдается Божье, а человеку — человеческое. Тогда вся наша жизнь изменяется, и мы проживаем жизнь возлюбленного Богом человека, в отношениях любви находящего себя.

Вера оживотворяет человека, свобода Божьей любви открывает или разворачивает сердце к тому, чтобы любить. Высокие отношения осуществляются, когда каждый как в зеркале отражает Божью любовь в себе. В отношениях тех, кто ощущает себя любимым Богом, есть свобода. Любовь принимает ответственность за свое хождение с Богом, состояние своего сердца и не возлагает ожиданий на восполнение своих внутренних нужд на партнера. Не нужно обманываться — источником подлинной любви и благости служит только Всевышний.

В теории концепция любви Божьей, которая течет от Бога к людям, кажется понятной. Ну а как на практике? Что если нужно перестраивать отношения? Как научиться любить? Как проявлять любовь?

Это получается не всегда. Хорошо, если ближний вызывает в вас приятные чувства. А если нет? В моей жизни был один яркий случай безотчетной неприязни к одному из сотрудников. Это сильно удивило меня, обычно я дружелюбно настроена к окружающим. Я осознавала, что этот человек неплохой, ничем не грешит и не провоцирует меня на негатив. Но он меня раздражал! Я пробовала разобраться почему. Пробовала настроить себя на благостный лад. Пробовала не обращать внимания на чувства. Все бесполезно! Каждый день на работе проходил «на нервах». Как полюбить ближнего? Я просила Бога забрать мои «вредные» чувства. Он удивительным образом решил эту проблему. Во время одной из совместных молитв Господь показал мне его таким, каким Он его видит, — как драгоценного сына, за которого Он пролил Свою кровь и отдал Свою жизнь. Переживание Божьей любви поглотило раздражение и терзания, пришел мир. Теперь я могла спокойно работать и взаимодействовать с коллегой.

Грехи во взаимоотношениях совершаются против любви. Она подобна силовому полю, в котором все работает как положено. Любовь можно сравнить с электричеством. Когда сеть работает хорошо, в доме светло и тепло. Проблемы возникают, когда электричества нет там, где оно быть должно, или есть там, где его быть не должно, тогда происходит короткое замыкание и выбиваются пробки. Так и с любовью, проблемы возникают, когда ее нет в нужных отношениях, или она возникает там, где не следует.

Как же выстраивать подлинное общение? Первое важнейшее условие — трансценденция, выход за пределы себя навстречу другому человеку. Здесь и возникает необходимость общения с Богом. Потому что именно опыт молитвы, опыт преодоления себя, отказа от себя без потери себя дает возможность строить подлинные отношения любви с людьми. Подлинно близкие отношения между людьми начинаются с отношений с Богом.

Второе условие — внимание к другому, к его интересам, беседы с ним и о нем, о его жизни. Необходимо быть рядом, говорить, чувствовать, слышать, переживать вместе. Период ухаживания являет собой образец завладения вниманием другого. Регулярность и продолжительность этого периода определят, насколько глубокими будут отношения и «о чем» вы будете дружить. Цель этого периода — приблизиться к человеку.

Третье условие — посвященность, свадебные обряды или дружеские обеты, обозначают очень важный этап, когда устанавливаются границы отношений, безопасной зоны, в которой можно находиться. Это решение быть открытым к другому на протяжении некоторого времени. Целью здесь является удержание отношений.

Четвертое условие состоит в том, чтобы осознанно возобновлять живые отношения. Поскольку духовное ускользает, а материальное звучит все громче, отношения требуют осознанного поддержания и создания условий для любви. На этом этапе возникает диалог равных, ищущих понимания, и выстраивание общего.

И пятое условие. Отношения не имеют определенности. Любовь перестает быть таковой, если она превращается в обладание или поглощение одного человека другим. Поэтому в единстве важно удерживать уважение, интерес к другому и соблюдать свободу другого.

Единство созидается в Боге любовью. Бог объединяет разных в семью, родство, общину. С избытком Он дарует любовь верующим в Него. Наперекор потребительскому отношению любовь невозможно купить или заказать. Невозможно стать любимым, можно стать любящим. Подумайте: с кем у вас нарушено единство? Что любовь требует от вас сейчас?

1Померанц Г. С. Постмодернизм // Новая философская энциклопедия в 4 т. — М: Мысль, 2001. Т. 3.
2Nouwen Henry. Life of the Beloved. Электронный ресурс: URL: https://youtu.be/dWmeQ9cKRVE (дата обращения 22 сентября 2021 года).

Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone