500 лет Реформации

Реформация — о семье и браке

Татьяна Горбачева
Реформация — о семье и браке
Реформация — о семье и браке

Как мы представляем себе современную семью? Обычно на рекламных плакатах мы видим улыбающихся мать и отца, молодых и хорошо одетых, рядом — мальчик и девочка, сын и дочь. Понятно, что в этой семье все любят и уважают друг друга. Большинство согласятся, что именно так и выглядят счастливые семьи сегодня. Но всегда ли было так? Образ семьи изменялся на протяжении истории. Многие современные представления о семье сформировались совсем недавно. Однако наиболее существенным изменениям во взглядах на традиционные роли мужа и жены мы обязаны европейской Реформации.
Реформаторы провозгласили священство всех верующих, спасение по благодати. В общественной жизни это отозвалось появлением в системе власти советов и коллегиальным принятием решений. В семье признание равенства людей перед Богом выразилось в том, что она была признана местом освящения христиан. Переосмысливалась и роль в ней женщины.

Взгляды Лютера на семью сформировались еще до его вступления в брак на основании понимания им Писания. В своих трудах он соглашается со святым Августином в том, что брак был установлен Богом до грехопадения, поэтому сам по себе не является греховным. Несмотря на то что брачные отношения после грехопадения изменились, в повседневной жизни брак становится местом обретения святости. В своем обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520) Лютер аргументирует правомерность вступления в брак каждого человека библейскими заповедями и естественным законом. Он пишет: «… не каждый священник может обойтись без жены, которая [нужна ему] не только как женщина, но в гораздо большей степени ради ведения домашнего хозяйства. В состоянии ли он взять в услужение женщину, как ему позволяет папа, не вступая с ней в брачные отношения?..»1 В других работах он критикует целибат и ограничения на вступление в брак ради сохранения чистоты рода. В 1521 году, работая над сочинением «О монашеских обетах», Мартин Лютер пишет письмо своему другу Георгу Спалатину, где развивает мысль о вреде целибата: «Я решил ополчиться сейчас против монашеских обетов и освободить молодых людей от этого ада целибата, который, запрещая естественные влечения, приводит к грязи и проклятию»2.

Браку посвящены и две проповеди Лютера — «Проповедь о супружеском состоянии» (Ein Sermon vom ehelichen Stand, 1519) и «Проповедь о супружестве» (Eine Predigt vom Ehestand, 1525). В первой Лютер помимо уже высказанных идей утверждает, что супруги составляют единую душу и плоть по причине сотворения Евы из ребра Адама, и доказывает, что любовь должна и может существовать только в супружестве. Во второй проповеди проблемы брака обсуждаются с позиции божественного призвания, темы, особенно важной для реформатора. Лютер убеждает супругов старательно трудиться на благо семьи, тем самым совершая свое спасение перед Богом.

Для Лютера принципиально то, что брак необходим для спасения. Роли мужа и жены, отца и матери были для него ипостасями божественного призвания. Отец берет на себя ответственность, трудясь «в поте лица своего», обеспечивать семью, любить жену как свою плоть и воспитывать детей в страхе Божьем; мать — рожать детей и заботиться о них. Лютер пишет о традиционном разделении ролей в семье: муж — глава семьи, жена должна его слушаться, но подчеркивает при этом, что муж должен любить жену и управлять в семье «добром», а не силой. Лютер высоко ценит призвание и роль женщины как жены и матери. Он настаивает на обязательном обучении девочек для того, чтобы они были способны воспитывать детей и вести домашнее хозяйство.

Воспитание детей — еще одна принципиальная тема в сочинениях реформатора о семье. Лютер говорит о воспитании как о наиважнейшем и богоугодном деле и предостерегает родителей от небрежения родительским долгом, подчеркивая, что если они упустят своих детей, то им грозит ад. Подобное мнение разделяли многие реформаторы.

В своей семейной жизни Лютер практически реализовал все то, о чем размышлял в своих сочинениях. Он был хорошим мужем и отцом, воспринимая семью как Божий дар. В своих письмах он многократно делился тем, что счастлив в браке: «Благодаря милости Божией мне выпало счастливое супружество. У меня такая верная жена, что я могу повторить слова Соломона: “Уверено в ней сердце мужа ее”. Она не заставит меня усомниться в этом… супружество — не что-то природное или “телесное”. Оно — дар Божий, сладчайшая, да и целомудреннейшая жизнь, не сравнимая ни с каким целибатом… если в супружестве имеются в наличии три вещи: вера, дети и Таинство, то оно — самое счастливое»3. Надо отметить, что все выдающиеся деятели Реформации состояли в браке и подчеркивали в своих сочинениях его важность.

Развитие идей Лютера о семье можно увидеть в учениях пуритан и пиетистов. Богословие пуритан подчеркивало равенство мужчины и женщины перед Богом. «Душа не имеет пола», — писал известный пуританский служитель Роберт Болтон. Мужчины и женщины могут читать Библию, и каждый — развивать свою духовную жизнь. Мужчины могли служить в церкви и проповедовать, женщинам-пуританкам это не позволялось, но они могли рассуждать о Писании в женских группах.

Главной целью брака провозглашалось прославление Бога, и для этого семья должна была способствовать духовному росту каждого из ее членов. Традиционное разделение в семье ролей мужчины и женщины носило функциональный характер и не затрагивало личного достоинства супругов. Главенство мужчины предполагало его ответственность перед Богом за семью и то, что за ним остается последнее слово в разрешении спорных ситуаций. Это не означало, однако, что жена не имела права на свое мнение. Самуил Виллард пишет, что иерархия не подразумевает абсолютного повиновения мужу. Повиноваться мужу должно, если он изложит свою точку зрения аргументированно, на основании Писания, в ином случае он не имеет авторитета. Более того, муж и жена призваны находить благоприятное время для «порицания» (наставления) друг друга относительно того, что они любят и к чему призывает их долг. Жена не подотчетна мужу в вопросах религии и жизни души, и она может предостерегать супруга в случаях, когда речь идет о грехе или опасности, грозящей ему.

Пуритане разделяли сферы ответственности мужа и жены в семье: жена подчинялась мужу, остальные в доме подчинялись ей. В случае если женщина умело управляла жизнью семьи, мужчина доверял ей руководство этим. Но в целом ответственность за семью нес муж, жена разделяла эту ответственность в каждодневных делах. Заботились пуритане и о воспитании детей, уча их выполнять христианский долг и бороться с первородным грехом в себе, при этом практиковались строгая дисциплина и даже физические наказания.

Учение Лютера изменило средневековые представления о семье и браке, согласно которым женщина считалась виновной в первородном грехе, что делало брак менее предпочтительным для человека, чем монашество. Реформаторы видели в браке институт, созданный Богом, в котором человек совершает свое спасение, и этот взгляд в дальнейшем получил широкое распространение в мире.

1Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации. В сб.: Мартин Лютер — реформатор, проповедник, педагог / Авт.-сост. Курило О. В. М., 1996. С. 49.
2Luther M. Tischreden. Herausgegeben von Kurt Aland. Stuttgart, 2005. S. 3–5.
3Luther M. Tischreden. Herausgegeben von Kurt Aland. Stuttgart, 2005. №4786.

 

ФОТО: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone