Тема

Княгиня-евангелистка

Владимир Попов
Журнал/Архив/Номер 40/Княгиня-евангелистка

Княгиня-евангелисткаБольница Гагариных сегодня

Нынешний Плавск, а в прошлом село Сергиевское, начиная с XVII века был семейной вотчиной российских князей Гагариных. К концу XIX века эта княжеская усадьба стала центром духовного просветительства и христианской благотворительности. Проповедническую и благотворительную миссию взяла на себя княгиня Вера Федоровна Гагарина.

Родилась она в Киеве в 1832 году, ее отцом был потомок тевтонских рыцарей, действительный тайный советник, член Госсовета князь Федор Петрович Пален (1780–1863), служивший вначале председателем киевской Судебной палаты, затем российским посланником в Вашингтоне, Рио-де-Жанейро, Мюнхене.

Вера Федоровна, очень красивая и богатая аристократка, вышла замуж за князя Сергея Сергеевича Гагарина (1832–1890). Завершив военную карьеру в чине полковника, князь служил при царском дворе в звании шталмейстера1. Тонкий ценитель искусства, владелец огромной коллекции произведений, он был избран почетным членом Императорской академии художеств. Гагарин владел имениями в Костромской, Казанской, Саратовской и Тульской губерниях.

Княгиня-евангелисткаБольничный комплекс, построенный Гагариными

В начале семидесятых Петербург посетил английский миссионер лорд Редсток. Проповедник выступал на собраниях во дворцах Василия Пашкова и княгини Ливен (урожденной Пален), родной сестры Веры Федоровны.

Княгиня Гагарина постоянно посещала евангельские собрания и на одном из них пережила глубокое обращение. В тот памятный вечер проповедник говорил о согрешившем Адаме, о Боге, вопрошавшем его: «Адам, где ты?»2 Княгиня молилась Богу о прощении грехов и свидетельствовала окружающим о своих внутренних переживаниях и решимости следовать за Христом.

К удивлению родных и знакомых светская красавица резко изменила образ жизни. Вместе со своими подругами-аристократками княгиня начинает посещать больных и заключенных, помогать обездоленным людям. С необыкновенным вдохновением она повсюду возвещала Евангелие Иисуса Христа. В тюремных казематах ей не раз встречались революционеры-нигилисты. Один из них стал уверять проповедницу, что и он как борец за справедливость следует заветам Христа. «Любишь ли ты всех людей?» — спросила Вера Федоровна. «Ну да, конечно», — с ходу уверенно ответил собеседник. «И тюремных жандармов тоже?» — уточнила княгиня. «Ой нет, ни за что на свете», — возмущенно заявил борец за права. «Тогда как же ты можешь быть учеником Христа? Он за всех умер, и за жандармов тоже», — подвела итог беседе Гагарина3.

Молодые аристократки посещали больных и в городских трущобах. Тесные, затхлые квартиры были переполнены разношерстным людом. Бывало, что их осыпали грубой бранью, прогоняли с дворов метлой. Они все это переносили стоически. Княгиня Гагарина даже радовалась, что за имя Христа удостоилась принять посрамление и бесчестие. Вечером Гагарина с подругами спешила на молитвенное собрание. Там горячие молитвы завершались радостным пением гимна: «Еще для Иисуса окончен день труда».

При деятельном участии Веры Федоровны в Петербурге было открыто несколько швейных мастерских для бедных женщин. В них она всегда стремилась организовать работу так, чтобы женщины могли получить не только средства для пропитания семьи, но и приобщиться к духовной жизни. В мастерских отмечались все христианские праздники. Работницам и их детям готовили подарки. Тут же с ними проводили библейские беседы, читали рассказы.

Княгиня-евангелисткаОдна из сестер Пален, вероятно, Наталья

Вскоре в Петербурге был основан комитет женщин-христианок по делам милосердия. Душой этого комитета стала княгиня Вера Федоровна Гагарина. Она наладила сотрудничество с доктором Майером. Этот христианский подвижник был директором и главным врачом Евангельской больницы на Петербургской стороне. Медицинское учреждение Майера считалось одним из самых лучших в столице. Оно славилось отменной чистотой и порядком, а главное — хорошим и сердечным уходом за больными.

Затем в родовом имении мужа, селе Сергиевском Тульской губернии, на десяти гектарах земли княгиня построила громадный больничный комплекс. Его корпуса до сих пор служат местным жителям. Для руководства больницей Вера Федоровна пригласила из Петербурга своего единоверца молодого талантливого врача Артура Рихардовича Дуковского, недавно закончившего Петербургскую медицинскую академию. Больница в селе Сергиевском стала по тем меркам образцовым медицинским учреждением. А во время Первой мировой войны там с любовью выхаживали тяжелораненых.

В Сергиевском чету Гагариных часто навещал государственный секретарь Алексей Половцов. Он с интересом осматривал хозяйственные новшества, постройки. И не переставал удивляться деятельной вере княгини Гагариной. В своем дневнике Половцов записал: «Вера Федоровна в молодости была замечательной красоты, по несчастью никогда не имела детей и всю силу своего могучего, пылкого духа обратила в сторону религиозных стремлений. Но не удовлетворяясь формами православия со свойственными ему преувеличениями в обрядовой внешней стороне и недостаточностью нравственного содержания как в самих правилах церкви, так, в особенности, в личностях ее представителей, Вера Федоровна всецело отдалась учению, инициатором коего был некий лорд Редсток. Но которое, не будучи облечено в строгую систему, представляется чем-то вроде русского протестантизма. Из разговоров с Гагариной я вынес убеждение, что ничего строго определенного в воззрениях их не существует. Прежде всего они исполнены благих намерений на пользу ближнего, помогают бедным, больным, немощным всякого рода. И делают все без всякой напыщенности, с великим самопожертвованием и простотою. Но при этом всегда твердят тексты Священного Писания, смысл коего им будто бы близок вследствие прямого Божественного откровения»4.

Неутомимость княгини Гагариной была поразительной. В складчину с местными купцами Гагарина строит инфекционный корпус больницы. В 1880 году она предпринимает строительство дома рукоделия для девушек всех сословий и учебных мастерских для юношей, где последние обучались столярному, токарному и плотницкому ремеслу. После обучения девушки работали и жили в заведении до тех пор, пока княгиня не выдавала их замуж, а затем они и окончившие ремесленные мастерские юноши получали по распоряжению княгини жилье с участком земли на берегу реки Плавы. К концу XIX века благодаря стараниям Гагариной был построен крахмальный завод, реконструирована построенная в 1868 году электростанция, которая обслуживала княжескую усадьбу и часть близлежащих деревень.

Княгиня-евангелисткаДом Гагариных в Санкт-Петербурге

«Жители села Сергиевского в лаптях не ходят», — стали говорить тогда в Тульской губернии. Местное население имело хороший материальный достаток и отличалось поголовной грамотностью. Большая общеобразовательная школа, построенная Гагариной в 1880 году, и поныне служит по прямому назначению. Гости из отдаленных мест и сезонные рабочие пользовались услугами благоустроенной гостиницы, возведенной Гагариной. Постояльцы находили в жилых номерах и залах гостиницы Новый Завет и различную духовную литературу. Любой постоялец мог не только читать здесь, но и взять с собой бесплатно духовные книги.

Занятая хозяйственными делами княгиня усердно занималась духовным просветительством. Она создала в Сергиевском большую евангельскую общину, которую часто навещали видные проповедники из разных городов России. А известный деятель Союза русских христиан-баптистов Николай Васильевич Одинцов несколько лет служил у княгини Гагариной управляющим имением.

Близкие родственники поддерживали миссионерский труд и благотворительную деятельность княгини. Ее сестра Наталья Федоровна Ливен со своей дочерью Софьей подолгу жили в Сергиевском, помогая Гагариной. Муж Веры Федоровны, Сергей Сергеевич, всю жизнь оставался ее ближайшим соратником (умер в 1890 году). Сказочно богатый и утонченный аристократ, приближенный к императорскому семейству, нашел свое призвание в том, чтобы заботиться о бедных и больных. Алексей Половцов писал о нем: «Гагарин посвящает жизнь свою деятельной помощи ближнему в самых разнообразных видах, но притом так скрытно, что до самой смерти люди, ему близкие, не подозревали, какое множество добра он делал всем, кому мог только его делать. В деревне он помогал всякому больному, не только во время нахождения его в больнице, но и после выздоровления. В городе он с девяти утра, несмотря ни на какую погоду, отправлялся в отдаленные части города, посещая всякого рода меньшую братию, начиная с мастерских и ремесленников…»5

Княгиня-евангелисткаВнутреннее убранство дома Гагариных

Вера Федоровна пережила своего супруга на 34 года. Испытала лихолетье большевистской революции, ужасы гражданской войны. Однако родные места не покинула. Спасла от голода многие семьи, приютила странствующего миссионера Ивана Вениаминовича Каргеля с дочерьми, продолжала проповедовать в общинах евангельских христиан.

В 1918 году княгиня добровольно отдала в пользу государства 11 тысяч десятин земли6 (это площадь современной Тулы). После перенесенного полиомиелита Вере Федоровне стало трудно передвигаться, болели ноги. Новая власть разрешила княгине иметь лошадку пони и коляску. Проживать ей дозволили в доме врача Дуковского, в котором на 93-м году жизни она завершила свой земной путь.

Добротные двухэтажные постройки Гагариных, разбросанные на берегу реки Плавы, и доныне составляют главную достопримечательность города. Разрушен, к сожалению, центральный усадебный дом-дворец. Почти до полного запустения доведен роскошный парк с нижним прудом.

В 1993 году местному краеведу Борису Даниловичу Новикову удалось открыть маленький музей, в котором можно увидеть портреты князей Гагариных и их родственников, письма, книги, утварь из княжеской усадьбы, открытки села Сергиевского XIX века, фисгармонию, приобретенную княгиней у купца Сазонова для богослужебных целей.

На центральной площади города напротив здания городской администрации примостился маленький домишко, почти вросший в землю. Там совершают богослужения духовные потомки княгини Гагариной — члены местной общины евангельских христиан.

1 Чин 2-го класса для первого лица конюшенного ведомства начиная с 1844 года.
2 Ливен С. П. Духовное пробуждение в России. Корнталь: — Изд-во «Свет на Востоке», 1990. С. 35. См. также: Быт 3:9.
3 Там же. С. 36.
4 Половцов А. А. Записки государственного секретаря. В 2 т. — М.: Наука. Т. 1. С. 330–331.
5 Половцов А. А. Указ. соч. Т. 2. С. 330.
6 Шевчук А. В. Село Сергиевское — город Плавск. — Тула: Изд-во «Русский лексикон», 1994. С. 35.

 

Автор: Владимир Попов
Фото: предоставлены автором


Работает на Cornerstone