Тема

Отношения любви как воплощение Доброй вести

Евгений Галеев
Отношения любви как воплощение Доброй вести

Отношения любви как воплощение Доброй вести

Великое поручение благовестия является заповедью, а всякая заповедь, как известно, «безмерно обширна». Поэтому волю Божью относительно этой заповеди люди понимают по-разному.

В свое время, наблюдая за своей церковью, мы обратили внимание на то, что люди по-разному приходят к Богу. Есть небольшая часть людей, кто буквально ухватывался за Благую весть. Им можно было почти не проповедовать. Создавалось ощущение, что Бог Сам их призывает, а твоя задача — сказать буквально хоть что-нибудь. Их обращение к Богу было всегда ярким, и они нередко становились служителями и ревностными христианами, порой даже более посвященными, чем те, кто привел их в церковь. Но бóльшая часть людей приходила к вере по-другому. О них долго молились, им много и по-разному свидетельствовали, но слова как будто не производили на них впечатления. Чем убедительнее были слова, тем большее подозрение они вызывали у слушающего. Их приглашали на различные собрания, праздники и домашние группы. И как-то незаметно такой человек начинал доверять верующим и входить в жизнь общины. Некоторые становились служителями, но большинство — просто хорошими прихожанами. Сам же момент их обращения иногда трудно было заметить.

Видя это, мы с пасторами стали догадываться, что такая разница в обращении не случайна и за этим стоит действие Бога. Вначале Он призывает людей, которые будут домостроителями, костяком и основой общины. А затем уже им самим приходится трудиться, чтобы собрать остальных «овец». Видимо, так было во все времена. Сначала избранные: Авраам, Израиль, апостолы, Церковь. Затем, через их священство и огромный пастырский труд, приходят остальные. Причем непонятен сам принцип, по которому Бог избирает, кому быть первым, а кому вторым. Это тайна. Первые избираются не по заслугам, а чтобы «работать в винограднике с утра». Меня тогда это удивляло: почему бы всех не позвать «с утра»? Зачем эти сложности? Если спасаемых прилагает к Церкви Сам Господь (см.: Деян 2:47), то что Ему стоит «приложить спасаемых к церкви» сразу? Почему нужно биться за некоторых, почему Он Сам не изольет на них дух покаяния? Наверное, нет на это исчерпывающего ответа. Кто познал ум Господень? Но с годами, вникая в тайну домостроительства, пробуя разное и подчас совершая ошибки, кое о чем начинаешь догадываться. И не отвергая ничьего опыта и практики служения, хочется поделиться тем, что Бог открывал нашей общине.

Спасение человека начинается с восстановления отношений с Отцом через Христа. С зарождения личной веры. Но на этом все не заканчивается. Соединение людей в Церковь — это не просто кооперация пилигримов-попутчиков, где каждый соединен с Богом и стремится к Нему, а окружающих воспринимает лишь как средство личного спасения. Бог замыслил Церковь как единый живой организм и даже Личность — Свою Невесту. И этот организм должен функционировать не только в вечности, но уже здесь, во времени. Церковь не от мира сего, она несет в себе частицу Царства Божия, т. е. царства любви и единения. Она несет в себе мир, в котором преодолена вражда между индивидуумами. Отношения любви и сотрудничества в Церкви — и средство, и цель. Не случайно Христос усиливает заповедь любви и называет ее новой: «...любите друг друга; как Я возлюбил вас...» (Ин 13:34). Если праведность Ветхого Завета начинается с заповеди любить ближнего, как самого себя, то совершенная любовь вообще собой не измеряется. В Христовой любви к человеку, которая воплощается верующими (их молитвами, делами, состраданием), виден отблеск вечности: «...да будет Бог все во всем...» (1 Кор 15:28). Церковь, собранная вокруг Христа и через Него приобщившаяся всей Троицы, сама приобретает свойства нераздельного и неслиянного бытия. Это место, где обитает любовь Божья, место единения Бога и людей, место откровения не просто о том, что Бог есть, а о том, каков Бог. Его никто не видел, а Сын явил Его людям, в том числе через тело Церкви.

Поскольку, как уже говорилось, видны эти две категории людей, то можно условно различить и два способа благовестия. Это не две разные вести, а лишь два разных способа достижения душ. Первый обращен к тем, которые откликаются сразу же. За проповедником они как будто слышат голос Самого Бога. Многие из них уже и раньше слышали в сердце голос и видели знаки. А сейчас лишь узнали имя зовущего. Поэтому для них не важен уровень духовной зрелости проповедующего. Проповедник для них — лишь вестник, глас Божий. Описывая этот тип благовестия, я прибегну к образу печати в руках Бога. Печать может быть из дерева или из золота — на качество оттиска это не повлияет, он будет одинаковым. Наверняка многие из христиан сталкивались с этим потрясающим явлением — ты рассказываешь о Христе, и на тебя сходит вдохновение свыше. И хотя ты не ощущаешь себя ни золотой печатью, ни даже деревянной, но видишь Божий оттиск на сердце того, кому проповедуешь, — ты лишь удивляешься и радуешься одновременно.

Отношения любви как воплощение Доброй вести

Вторая категория людей приобретается иначе. Их, как неверующих мужей, нужно приобретать без слов, «чистым и богобоязненным житием». Именно об этом сказано: «Не говори людям о Господе, если тебя не хотят слушать. Живи так, чтобы спросили» (Павел Сербский). И это не случайно. Такие люди как камень, о который разбивается наш поверхностный энтузиазм. Их сердца будут размягчены в свое время. Это те, от которых мы не имеем права отречься, и мы вынуждены сами изменяться. Церковь — свет миру по призванию, но ей надо много трудиться, чтобы соответствовать этому призванию: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35); «...да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17:21); «...да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня...» (Ин 17:23). Христос молится о нашем единстве в любви, вследствие чего мир должен прозреть. Это не просто благое пожелание. Убери эти заповеди любви — и Новый Завет упразднится, останется только Ветхий. К такой Церкви Он хочет прикладывать людей. Именно в отношениях между братьями все заповеди и апостольские послания обретают плоть. Они востребованы и актуальны, если только наша судьба накрепко связана и в этой жизни, и в вечности. Безответно любить можно и неверующего, и даже врага. Но взаимная любовь обитает в Троице, и только она приводит к умножению Царства Божьего ощутимо и видимо. Не помню точно, кто именно, кажется, митрополит Антоний, сказал: «Церковь должна жить так, чтобы посторонний исследователь, наблюдая за ее жизнью, мог написать Евангелие». Когда Христос призывает нас идти и научить все народы, «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19), то Он говорит не о магической формуле, используемой при крещении в купели. Он говорит о погружении в Троицу. Невозможно научить Царству Божьему на словах. Необходима среда, где Троица может преломиться в людях.

Думается, что особенность времени, в которое мы живем, диктует и способ проповеди. Господствующая идеология нашего поколения — индивидуализм, следствием которого становится духовный релятивизм, то есть отрицание объективного критерия истины. «Что есть истина?» (Ин 18:38) Именно мироощущение, в котором мое «я» ни от кого не зависит и никому ничем не обязано, с легкостью позволяет человеку сказать: кто сказал, что я не прав? почему надо прощать? почему надо проходить два поприща? для чего надо жертвовать собой? зачем нужно было умирать Христу? Все в теории, все относительно, факты недостоверны. Индивидуальное бытие позволяет человеку предельно долго не брать ответственность ни за кого. В прошлые времена это было невозможно. Люди были крепче связаны, больше зависели от общности. Если ты жил асоциально, это быстрее становилось очевидным. Сегодня — нет. Поэтому так актуальна для человека живая Церковь. В ней он может «потрогать» Истину, увидеть, как люди относятся друг к другу, погрузиться в нераздельную судьбу, не теряя при этом своей уникальности. Только в Боге эти две крайности сосуществуют, не отменяя друг друга.

Конечно, всегда будут уместны оба типа благовестия. Всегда у Бога будут люди, кого Он Сам вызывает из мира, чтобы они стали первыми, — Ему нужны дерзновенные проповедники, сосредоточенные на Вести, не подвластной времени, которые готовы идти на край света. Без них мы можем превратиться в самодостаточную группу людей, сосредоточенных только на своем освящении и забывающих, что Бог всегда действует через нас, хотя мы никогда не достойны этого.

При этом Церкви необходимо углубляться и в суть спасения, не довольствуясь лишь шагами к спасению. Церкви необходимо решать глубинные проблемы человека, осмыслять кризисы, связанные с перерождением эго, с неумением любить. Весть о Божьей Любви начинается с прозрения — Бог тебя любит, продолжается, когда человек видит любовь между Его детьми и испытывает ее на себе, и увенчивается надеждой, что и он может любить так же.

 

Автор: Евгений Галеев
Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone