Искусство

Знамение Ионы-пророка, или Можно ли убежать от Бога?

Ирина Языкова
Знамение Ионы-пророка, или Можно ли убежать от Бога?

История искусства знает немало замечательных изображений пророков, художников привлекали эти пламенные, вдохновенные, а порой загадочные люди — проповедники Слова Божия, глашатаи воли Всевышнего. Но, наверное, чаще всего наиболее интересно, разнообразно и даже забавно изображали именно пророка Иону. Почему?

Знамение Ионы-пророка, или Можно ли убежать от Бога?Иллюстрация рукописи XIV века персидского историка из Табриза Рашида аль-дин-ТабибаИллюстрация рукописи XIV века персидского историка из Табриза Рашида аль-дин-Табиба

Иона жил во время царствования израильского царя Иеровоама II, на рубеже VIII–IX веков до н. э. Его относят к так называемым малым пророкам, пророкам Северного царства. От него остались не только его пророчества, но его история, и она удивительна, потому что он — единственный из ветхозаветных пророков, который попытался убежать от Бога. Были пророки, которые отказывались, потому что боялись, что слишком молоды и неопытны, были те, кто считал себя не достойным великой пророческой миссии. Но Иона просто решил скрыться от Бога.

А дело было так. Бог повелел Ионе идти в Ниневию, чтобы призвать язычников к раскаянию, иначе Господь сурово покарает этот город за грехи. Ниневия, столица Ассирийской империи, была одним из величайших городов древнего мира. Город был великолепен, его защищали высокие стены с крепкими воротами. В нем было множество дворцов, украшенных скульптурами и окруженных цветущими садами. Ниневия утопала в роскоши, но при этом имела славу развращенного города. Возможно, Иона не видел прежде Ниневии, но он не мог не слышать о могуществе и величии этого города. И он убоялся, а потому решил уклониться от божественного повеления и вместо того, чтобы идти в Ниневию, сел на корабль и отплыл совершенно в другую сторону, в Фарсис. Но в тот момент, когда он, как казалось, был уже далеко от Ниневии, на море разразилась страшная буря. Корабль то поднимало на гребень волны, то бросало в морскую пучину. Всей команде грозила гибель. И тогда моряки бросили жребий, чтобы выяснить, из-за кого постигло их это бедствие. Жребий указал на Иону, и тот сознался, что ослушался Бога и что буря — это гнев Всевышнего. Незадачливого пророка моряки выбросили за борт, в морскую пучину, где его проглотило некое чудовище. В русском переводе Библии стоит слово «кит», а в еврейском — просто «рыба». Внутри этой рыбы Иона пробыл три дня и три ночи, причем в горестной и даже отчаянной молитве. И наконец Бог сжалился над незадачливым пророком, рыба выплюнула его на берег, причем как раз возле той самой Ниневии, от которой он бежал на край света. Пришлось выполнять возложенную на него миссию.

История Ионы, яркая и назидательная, похожая на сказку или притчу, легко запоминается. И мы знаем, что Христос упоминает ее в своей проповеди, говоря, что нет иного знамения, кроме знамения Ионы-пророка, ибо как Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пробудет в недрах земли три дня и три ночи (см.: Мф 12:39).

Знамение Ионы-пророка, или Можно ли убежать от Бога?Лукас Кранах Старший. Пророк ИонаЛукас Кранах Старший. Пророк Иона

В силу его неординарности, занимательности и, безусловно, яркой пророческой образности этот сюжет часто использовали художники всех времен и народов. Иона, выпадающий за борт корабля прямо в пасть морского чудища, или Иона, сидящий под деревом, — эти образы мы встречаем уже в римских катакомбах, где собирались первые христиане. В эпоху Ренессанса Иону изображали с рыбой как атрибутом, по которому его узнает зритель, и эта рыба хоть и большая, но не страшная, как бы укрощенная пророком. Таким он предстает на фреске Микеланджело в Сикстинской капелле. А в эпоху барокко рыба приобретает столь гигантские размеры, что зритель может наглядно убедиться, что в чреве такого животного Иона мог не только спокойно уместиться, но даже там молиться, если можно так сказать, вполне комфортно.

Но на истории с рыбой не заканчивается библейское повествование об Ионе. Оказавшись под стенами Ниневии и поняв, что воля Божья неотменима, он пошел по улицам проповедовать и призывать народ к покаянию. Целый день он ходил и кричал: «Покайтесь, иначе Ниневия будет разрушена!» Слово пророка достигло людских сердец: царь и весь народ раскаялись в нечестии, стали взывать к Богу о пощаде и наложили строгий пост не только на себя, но даже на скот.

Ожидая исполнения приговора, Иона сел напротив города. И, чтобы жаркое сирийское солнце не попалило пророка, Господь сделал так, что над его головой в одну ночь выросло тенистое растение. Шли дни, а с неба на головы жителей Ниневии не сыпался огненный дождь, и моровая язва не истребляла грешников, и песьи мухи не прилетали, и змеи не приползали. Господь принял покаяние ниневийцев и пощадил город и его жителей.

А что же Иона? Он обрадовался? Вовсе нет — он огорчился. Иона даже стал упрекать Господа: дескать, что же Ты, обещал истребить грешников, а теперь изменяешь своему же слову? Неужели воля Божья может перемениться? Непросто было Ионе понять логику Бога. И тут Господь преподнес пророку еще один урок. Внезапно дерево над головой Ионы засохло. И солнце стало так нещадно палить, что Иона изнемог и взмолился о смерти. И тогда Господь сказал ему: «…ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил… Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой…» (Иона 4:10–11).

Знамение Ионы-пророка, или Можно ли убежать от Бога?илия Ратнер. Пророк Ионаилия Ратнер. Пророк Иона

И в этом тоже есть для нас знамение, ибо «милость превозносится над судом» (Иак 2:13). И то, что дано в Ветхом Завете как притча, как знак, в Новом откроется во всей полноте.

Книга пророка Ионы отличается от писаний других пророков. В ней нет апокалиптических пророчеств, как у Исаии, нет видений, как у Иезекииля или Даниила, но в этой книге есть очень важная мысль: от Бога скрыться невозможно. Более того, отдаляясь от Бога, ты устремляешься навстречу погибели, приходя к Богу, обретаешь спасение. И в этом тоже для нас знамение Ионы-пророка.

Иона мог бы в конце этой истории, прославляя Бога, воскликнуть, как Давид: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, —и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс 138:7–10). Иллюстрации предоставлены автором статьи.

 

Иллюстрации предоставлены автором статьи.


Работает на Cornerstone