Искусство

Великий самоучка

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 60/Великий самоучка

 

Великий самоучка

 Гюстав Доре не получил художественного образования, но Бог наградил его великолепным даром рисовальщика и удивительной работоспособностью, и Доре стал художником, которого высоко ценили современники и которым до сих пор восхищаются потомки. Не случайно говорят: искусство — это пять процентов таланта и девяносто пять — упорного труда.

 

Поль Гюстав Доре родился в 1832 году в Страсбурге в семье строителя мостов Пьера Луи Христофора Доре. Старший Доре был страстным книголюбом. В доме была прекрасная библиотека. Гюстав с интересом читал книги, и особенно ему нравились издания с иллюстрациями. Он рано начал рисовать и уже в детстве овладел мастерством рисунка. В десятилетнем возрасте он выполнил иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.

В 1841 году семья Доре переезжает в Бур. Город, окруженный со всех сторон горным массивом Вогез и сосновыми лесами, с извилистыми улочками, старинным собором, очень вдохновил юного художника и разбудил его воображение. Все свободное время Гюстав отдавал рисованию, причем он рисовал не только на бумаге, всё в доме (стены и полы) было покрыто его рисунками. Отец хотел, чтобы Гюстав поступил в политехническую школу и стал инженером, как два старших его брата, он не считал серьезным делом художественные увлечения сына. Отец даже купил ему скрипку, чтобы отвлечь от рисования, но это только способствовало выявлению другого дара Гюстава — музыкального. До конца своих дней он виртуозно играл на скрипке.

Как это часто бывает, мать Гюстава понимала его больше. И после смерти отца в 1847 году она увозит сына в Париж, где он поступает в лицей Шарлемань. Париж как центр культуры предоставлял юному художнику безграничные возможности. Лувр и Национальная библиотека стали его настоящей школой, где он проводил многие дни и месяцы, изучая и копируя картины и гравюры.

 

Великий самоучка

 Однажды Гюстав пришел в редакцию журнал «Пур рир» с серией рисунков о подвигах Геракла. Главный редактор Шарль Филипон был изумлен талантом юного художника и тут же предложил ему быть сотрудником журнала с довольно высокой зарплатой 5 тыс. франков. Уже через несколько месяцев альбом литографий «Подвиги Геракла» был издан, и всех поражало, что автор этих литографий — 15-летний художник, выполнивший их без учителя и классических штудий.

 

В 1848 году 16-летний художник выставляет свои работы на ежегодном Салоне искусств, что было тогда равносильно общественному признанию. Спустя четыре года он уходит из журнала и посвящает себя оформлению печатных изданий гравюрами. В 1853- м издается первая самостоятельная большая работа Доре — том сочинений Байрона с иллюстрациями.

В 1854 году выходит книга-альбом «История Святой Руси», полное название — «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. в 500 рисунках с комментариями». В том же году появляются иллюстрации к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» и альбом литографий «Парижский зверинец». Он иллюстрирует Лафонтена, Данте, Мильтона, Бальзака, Шарля Перро, Сервантеса и других, заказы приходят один за другим. В общей сложности Доре проиллюстрировал около сотни шедевров мировой литературы. К художнику приходит мировая известность.

В 1867 году в Лондоне открылась персональная выставка произведений Доре. Британские издатели подписывают с ним многолетний контракт на иллюстрации к книге о Лондоне. И в 1872 году книга увидела свет, в ней было 180 иллюстраций. В 1870-х годах Доре выполнил цикл гравюр «Версаль и Париж», а также оформил издание по истории Испании.

Гюстава Доре обладал огромной работоспособностью и самоорганизацией. Известно, что художник делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полдень — живописи, вечер — снова графике.

Признание пришло к Доре прежде всего благодаря его графическим работам. Его называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойденную игру света и тени в графике. Но сам он мечтал о живописи, писал огромные полотна. И ряд музеев Франции хранит его картины, однако о них сегодня знают немногие. Зато его иллюстрации, особенно к Библии, стали известны повсеместно.

 

Великий самоучка

 Два года он плотно работал над иллюстрациями к Библии, читая и перечитывая ее, находя новые смыслы и новые повороты сюжета. В результате этой кропотливой работы им было создано 230 графических листов — виртуозных, изысканных, с разной степенью обобщения и подробности. Многие из них стали классикой жанра и оказали огромное влияние на последующих иллюстраторов. Рисунки Доре используются до сих пор в различных изданиях Библии на разных языках по всему миру.

 

Как ни странно, критика поначалу неоднозначно приняла роскошное издание с золотым обрезом, которое вышло в 1866 году. Художника критиковали за излишнюю картинность, за недостаток психологизма в трактовке персонажей (в XIX веке психология входила в моду), пеняли на отсутствие академического образования. Но широкая публика приняла эти библейские иллюстрации безоговорочно.

Спустя десять лет, в 1876 году, Биб­лия с гравюрами Доре появилась в России, она увидела свет в издательстве Вольфа и была высоко оценена. О Библии Доре в превосходной степени отзывались Достоевский, Стасов и другие видные русские деятели. Для многих она стала настольной книгой.

Гюстав Доре умер 23 января 1883 года от сердечного приступа, ему был всего 51 год. Он оставил после себя огромное творческое наследие: 9850 иллюстраций, 51 литографию, 582 рисунка, 283 акварели, 133 картины и 45 скульптур. Похоронили художника на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Иллюстрации предоставлены автором статьи: wikipedia.org, wikiart.org

Работает на Cornerstone