Тема

О библейских артефактах

Михаил Щербаков
Журнал/Архив/Номер 60/О библейских артефактах

 

О библейских артефактах

 Несколько лет тому назад я впервые посетил Музей Израиля в Иерусалиме. Мне было известно, что гидов в Израиле учат дистанцироваться от религии, поэтому меня не удивило, когда гид нам стал рассказывать о мифах и традициях. Тем не менее знание Писания давало мне некоторое преимущество: я понимал то, что для неверующих людей было лишь неоформленной догадкой. Вот лишь один пример. Гид показывает нам каменный гроб. Этот предмет совсем не такой, как сегодня. Это каменное четырехугольное сооружение длиной в бедренную кость человека. В такой каменный гроб складывали обмытые кости покойного, его тело до этого лежало год в пещере, для того чтобы истлела плоть. (Кстати, отсюда пошло выражение «перемывать кости», только в древности было принято, перемывая кости, говорить о человеке хорошее, в отличие от того, что мы подразумеваем под этим выражением сегодня.) Гид рассказывает, что эти гробы относятся к доизраильскому периоду, ко времени древнего Ханаана. Он обращает наше внимание на два огромных носа, высеченных по бокам этого каменного сооружения. «Почему-то, — говорит он, — считалось, что именно в носу живет душа человека, и на гробах высекали большие носы». Мне сразу пришла на память цитата из Библии: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2:7) — картина мира древних людей отразилась в их искусстве. И это только один пример смысловой интерпретации артефакта.

 

Библейская археология — сравнительно молодая наука. Ей около двух сотен лет. Долгое время исследования велись усилиями фанатов-одиночек. Бурно развиваться библейская археология стала после восстановления Государства Израиль, вложившего немалые средства в исследование своей древней истории. Поэтому и основные школы библейской археологии сегодня находятся в Израиле, однако, надо признать, среди них нет единства взглядов по многим вопросам, касающимся древнего мира.
Например, так называемая новая школа предлагает новую интерпретацию сделанных прежде открытий. Наиболее яркий пример — отрицание существования единого Израильского царства времен Давида и Соломона. Библейское повествование о царствовании Давида и Соломона рассказывает о формировании еврейского государства. И в некотором смысле этот период так же важен для еврейской истории, как формирование афинской демократии или ранней Римской республики для истории Запада.
 
Новые веяния в библейской критике подпитываются также и политическими интригами. Так, осенью 2016 года в контексте израильско-арабского конфликта исполком ЮНЕСКО проголосовал за резолюцию, отрицающую связь еврейского народа с Храмовой горой. Тем не менее радует то, что несмотря на все нападки не ослабевает и голос тех, кто стремится в своих исследованиях быть честным и ориентироваться на факты, а не на политику. Интерпретировать артефакты в угоду тем или иным взглядам — дело неблаговидное. Ведь библейская археология — это прежде всего наука. А наука не может руководствоваться теми же критериями, что и вера или чьи-либо политически или атеистически ориентированные убеждения. Как наука она должна заниматься фактами, которые интерпретировать весьма сложно, когда речь заходит о глубокой древности.

 

О библейских артефактах

 Уже почти две тысячи лет прошло с момента окончательного формирования канона Библии. Все это время историческая часть Писания считалась достоверной. Прежде всего потому, что читатели, включая религиозных евреев и христиан, подходили к ее изучению с позиции веры, а не науки. Поэтому в целом сформировался вполне библейский взгляд на историю Израиля: что еврейский народ возник примерно 3500 лет назад, был порабощен в Египте, вышел оттуда под предводительством Моисея и завоевал землю ханаанскую, где со временем было создано царство. Вскоре после смерти Соломона это царство разделилось на Иудею и Израиль; в 586 году до Р. Х. Иудейское царство пало, за этим последовало разрушение Первого Храма и вавилонское пленение евреев. Через два поколения изгнанники вернулись из Вавилона в свою страну, под началом Ездры и Неемии отстроили Храм и воссоздали еврейскую государственность. Так вкратце выглядела историческая картина Древнего Израиля многие века. И только в XIX веке эта история была поставлена под сомнение библейской критикой.

 

Однако нужно заметить, что, высказывая в то время свои сомнения, оппоненты Библии руководствовались отнюдь не научным подходом, а идеологическим богоборческим порывом. Таким образом, основные утверждения библейской критики были сделаны еще до того, как в Земле обетованной была произведена сколько-нибудь значительная археологическая работа. Но именно это, как ни странно, привело к тому, что в начале ХХ века в Израиль прибыла первая археологическая экспедиция. В составе этой экспедиции было немало известных ученых. Наиболее известным среди них был, безусловно, Уильям Олбрайт, который и основал научную школу библейской археологии. Именно эта школа определяла подход к изучению древности вплоть до конца прошлого века.

С воссозданием Государства Израиль число сторонников этой школы пополнилось многими израильскими исследователями. Конечно, далеко не все выводы ученых этой школы выдержали испытание временем, но в целом именно этот подход определил суть сегодняшней библейской археологии. Интересно, что Уильям Олбрайт не был человеком религиозным, буквально воспринимающим библейские тексты. Более того, он подходил к изучению библейских артефактов с большой долей критицизма. Он считал, что задача библейской археологии — искать и изучать артефакты, а не заниматься доказательством или опровержением истинности Писания. Можно сказать, что профессор видел свою задачу в том, чтобы нарисовать истинную картину древнего мира, без учета чьих-либо мнений. Чудо заключается в том, что, несмотря на критический настрой, он и его последователи сделали немало археологических открытий, подтверждающих библейскую историю. На территории Израиля были найдены многочисленные артефакты, свидетельствующие об уровне развития местной культуры, относящейся к железному веку. Были раскопаны десятки древних еврейских, ханаанских, филистимских городов.

Так, например, в Шило (Силоам) были найдены остатки еврейского поселения, существовавшего более чем за тысячу лет до Р. Х. А именно этот город упоминается в Писании как центр жизни Израиля во времена Судей. Были найдены и раскопаны древние города  Мегиддо, Хацор, Гезер, строительство которых связывается с царем Соломоном в Книгах Царств. Даже в Иерусалиме, несмотря на активное противостояние со стороны арабов, регулярно обнаруживаются артефакты и монументальные сооружения, относящиеся к библейской эпохе. 

Так, в 2011 году был найден маленький золотой колокольчик эпохи Второго храма. Колокольчик увенчан небольшой петлей, чтобы его удобно было крепить к одежде. Некоторые археологи, в частности специалисты из Хайфского университета, высказали предположение, что этот колокольчик был украшением одежды представителя иерусалимской знати. Но в Книге Исход мы читаем: «Между гранатовыми плодами пришили по подолу колокольчики из чистого золота, крепились они поочередно: колокольчик и гранатовый плод, колокольчик и гранатовый плод — и так по всему подолу ризы; то нужно было для служения в Скинии, как повелел Господь Моисею» (39:25–26); «Прикрепи их вперемежку: золотой колокольчик и гранатовый плод, золотой колокольчик и гранатовый плод — и так по всему подолу ризы. Аарон, совершая служение, должен носить ее, когда будет входить во Святилище, чтобы предстать пред Господом, и выходить оттуда (звон от нее будет слышен тем, кто вне), чтобы не умереть ему там» (28:34–35) (обе цитаты приведены из Библии в современном переводе под ред. М. П. Кулакова). Согласно Писанию, только первосвященники (коэны) носили их на своем облачении. У храмовых священников таких атрибутов на одежде не было. Маловероятно и то, что такие колокольчики могли носить обычные иерусалимские горожане. Археологи считают эту находку редкой удачей. 

Были обнаружены артефакты и в других местах, упоминаемых в Писании. Так, в Египте была найдена стела Мернептаха, или Розеттский камень, относящийся к XIII веку до Р. Х., с надписью, которая рассказывает о народе Израиля и событиях, упоминаемых в Библии. В этом тексте в основном речь идет о войнах, в которых принимали участие израильтяне. Интересно, что обнаружение этих находок заставило Олбрайта признаться, что он был чересчур критичен к тексту Писания. 

 

О библейских артефактах

 В 1983 году рядом с Шхемом (Сихем) было раскопано квадратное сооружение размером восемь на восемь метров, с каменным пандусом, заполненное пеплом и костями животных. Этот жертвенник для всесожжений был построен во времена Иисуса Навина, после перехода народа через Иордан. Это очень важная и редкая находка. Во-первых, жертвенник выполнен в соответствии с талмудической традицией. Во-вторых, вокруг жертвенника были найдены кости только разрешенных евреям для жертвы животных. Это является признаком того, что именно евреи построили его. Но самое интересное, что рядом с ним были найдены артефакты, датированные XII веком до Р. Х. А именно в этот период, в соответствии со Священным Писанием, евреи вошли в Ханаан.

 

Еще одна находка, подтверждающая достоверность библейских повествований, была обнаружена на севере Израиля при раскопках на месте, где стоял город Дан, являвшийся, по сути, столицей или центром колена Данова. Там была найдена надпись, упоминающая о сражении с царем из дома Давида. Грандиозность этой находки подтверждается ее возрастом — около трех тысяч лет, что делает ее самым ранним из внебиблейских упоминаний о династии царя Давида.

Несмотря на противостояние школ и разницу в трактовках археологические находки продолжают множиться. Все это, вместе взятое, позволяет ученым считать Библию культурным памятником, в котором нашли отражение исторические события.

Все эти и другие подбные находки, такие, например, как Кумранские рукописи, говорят нам о том, что в Земле обетованной есть еще немало доказательств истинности библейской истории и неизменности Бога, который воплощает Свои планы несмотря ни на что.

 

Фото Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone