Тема

Воспитать бесстрашным

Всеволод Погасий
Журнал/Архив/Номер 57/Воспитать бесстрашным

Воспитать бесстрашным

Многие помнят фильм Василия Чигинского «Первый после Бога». Фильм повествует о моряках-подводниках времен Великой Отечественной войны. Там есть эпизод с молодым матросом, который от страха перед ужасами морского боя и неминуемой смерти под влиянием зэка-рецидивиста пытается совершить самострел1. Потом во время следствия выясняется, что отец молодого матроса — репрессированный священник. Следователь предлагает молодому человеку отречься от отца, взамен он обещает закрыть дело и не отдавать матроса под трибунал. Но получает на удивление твердый отказ: «Нет. Я не могу отречься от своего отца. Ведь так же я отрекусь и от товарища Сталина». Налицо противоречие ценностей: страх за собственную жизнь толкает на преступление, а ценность иного, духовного, порядка оказывается сильнее боязни мучений и смерти. Что же повлияло на воспитание этого парня? Почему в одном случае перед нами испуганный юноша, а в другом — человек, обладающий внутренним стержнем? Что это за два феномена: боязливость и готовность к духовному подвигу?

Вопрос можно поставить шире: если страх смерти — одно из базовых состояний души греховного человека, во многом направляющий и определяющий его бытие, то как нужно воспитывать подрастающее поколение, чтобы оно могло противостоять мороку страха?

Отвечая на этот вопрос, нам нужно представить проблему страха в двух плоскостях: в посюсторонней, то есть принадлежащей миру душевному, и в плоскости духовной. Мир души — это территория психологии. Сфера духа — вотчина веры.

Прежде всего хочу снять напряжение, которое может возникнуть у читателя: я не ставлю себе целью противопоставление психологии и религии, не хочу ни уничижать, ни реабилитировать ни одну из этих сфер. Многие воспринимают психологию как область науки, которая пытается решить волнующие человека духовные проблемы способами, исключающими Бога, и поэтому воспринимают ее однозначно негативно. Давайте разберемся. Психология как наука и как практика выполняет свое предназначение лишь тогда, когда находится в четко очерченных границах сферы психологических реакций. Как и любой элемент нашего организма, психика имеет свою «настройку» и условия эффективного функционирования. Психология «мониторит» и фиксирует разбалансировку психики, помогая выявить формальные причины дисфункции. Обладая разработанным инструментарием, психология (а при более серьезных отклонениях — психотерапия и психиатрия) способна затормозить диссонирующие процессы, протекающие в психической системе , и по возможности восстановить ее нормальное функционирование. Психология играет профилактическую роль и обучает способам удерживать психику в здоровом работоспособном состоянии в критические и стрессовые моменты. Например, в ситуации, когда человеку угрожает реальная или мнимая опасность. Страх — стремление организма зафиксировать опасность и защититься от нее. Психология способна помочь человеку разобраться в природе и механизмах страха. Но она не в состоянии ответить на вопрос о его сути и онтологических причинах. Психология сталкивается с попытками человека ответить на главные вопросы о смысле жизни. Она способна помочь ему справиться с кризисными состояниями души в конкретный момент времени (такими как депрессия). Но психология не способна ни сформулировать главные вопросы, ни тем более ответить на них. У психологии есть свои границы. Ведь, как мы отметили выше, это прежде всего наука. Ее объект и предмет изучения находятся внутри этого мира и его законов, принадлежат им.

Территория веры — за границами психологии. Именно вера открывает человеку дверь в духовную реальность и путь к Источнику жизни. Но главное, вера дает возможность духовно решать проблемы, имеющие духовную природу. Наш пример — страх. В Эдеме мы встречаемся с ним как с первой реакцией человека на последствия своего непослушания и противления Божественному замыслу: «Голос твой я услышал и убоялся…»2 Каин в страхе перед богооставленностью и ненавистью людей построил первый город как символ самозащиты и средство выживания. Таким образом, внутренняя онтологическая причина страха кроется в дилемме греховного стремления самостоятельно, без Бога, распоряжаться своей жизнью, и ощущения абсолютной несостоятельности в осуществлении этого стремления. В таком случае единственное средство, которое в корне решает проблему страха, — это покаяние.

Вспомним еще один известный фильм — «Остров» Павла Лунгина. Матерый морской офицер, не раз смотревший в глаза смерти, был предан робким, боящимся за свою жизнь юношей. В следующие тридцать лет предатель в покаянии и самоотреченном служении Богу и людям искупает свою вину, смиренно и добровольно готовясь к смерти.

В обоих приведенных выше сюжетах просматриваются два пути, на которых формируется личность молодых людей: путь закалки характера (психологический) и путь взращивания веры (духовный). В силу разных причин не на каждом из этих путей человек доходит до становления своей личности. Психология и вера сосуществуют, не исключая друг друга. Но у верующего человека вера должна иметь превалирующее значение. Она задает смыслы и выявляет духовные причины физических явлений. Психология же раскрывает причинно-следственную связь в рамках автономных законов человеческой психики и учит человека управлять ее механизмами.

Воспитать бесстрашным

Проиллюстрируем это на примере молодежного церковного служения. Устраивается выезд молодых людей на природу в суровых условиях. Цель выезда — закалка духа, приобретение навыка не отступать перед трудными обстоятельствами. При этом используются психологические приемы, помогающие справляться с усталостью, болью, страхом неопределенности, ободрять унывающих, помогать ослабевшим. Но делать все это только потому, что есть мнение, что мужчина должен быть мужественным, значит допускать логическую ошибку: предназначение мужчины и сущность мужества становятся понятными лишь в свете замысла Божьего о человеке. Только будучи просвещенным истиной Христовой, мужчина обретает способность следовать за Христом по пути стойкости и самопожертвования. Таким образом, вера открывает смыслы мужества. А психологические приемы (как и занятия спортом) помогают молодому человеку закалить свой дух и подготовиться к служению, определенному замыслом Божьим.

В истории есть примеры, когда в воспитании молодых доминировало стремление научить побеждать страх, презирать смерть, в то время как формирование иных высших ценностей упразднялось. Речь идет о древней Спарте. Такая система воспитания определила лицо и структуру спартанского общества. Спарта обладала сильной и боеспособной армией, на короткое время сделавшей государство сильнейшим на Пелопонесском полуострове. Но как раз в силу такой философии воспитания оно духовно обеднело и, просуществовав триста лет, пришло к упадку.

Поэтому в образовании обязательно должно присутствовать просвещение и утверждение библейской истины, которая раскрывает иные смыслы и понятия.

Вступая на территорию веры, мы погружаемся в область библейской логики. Важно отчетливо понимать различие библейского и психологического наполнения тех или иных понятий.

Например, в еврейском языке несколько слов переведены на русский язык как «страх» и отражают различные грани этого понятия: ужас, трепет, дрожь, благоговение. Это слово в Писании мы встречаем в двух контекстах: как страх от ощущения собственной, в том числе и экзистенциальной, незащищенности, так и как страх Божий. Писание дает разъяснение, что такое страх Божий — это «ненавидеть зло». Оно утверждает, что добр и благ один Господь. Поэтому зло — это то, что Ему противится. Прежде всего это противление Богу внутри самого человека. То есть «обрести страх Божий» значит одержать внутреннюю победу в том, чтобы смириться перед истиной: «…победа, победившая мир, вера наша»3.

Далее, вера открывает ценность любви. Совершенная любовь изгоняет всякий страх. Здесь перед нами совсем другой путь преодоления страха. Психологическая практика использует механизмы переключения управления состоянием с эмоциональной на интеллектуальную сферу, тем самым оставляя человека в пределах его замкнутой психической системы. Чувство страха сублимируется, но имплицитно остается внутри. Любовь же, наоборот, вводит понятие Иного, большего, чем сам человек, тем самым размыкая систему, вытесняя страх и наполняя смыслом возможные страдания и даже смерть. Хочется привести высказывание героини фильма «Гостья»4: «Стоило прожить сотни жизней и пролететь миллионы километров, чтобы встретить того, ради которого обретаешь смысл жить и умереть».

Какими же качествами мы бы наделили молодого человека, вступающего во взрослую жизнь? Идеал светского общества — предприимчивость, решительность, способность брать и нести ответственность за себя и окружающих, патриотичность, приверженность традиционным ценностям семьи, честность, смелость. Библия с этим соглашается, но настаивает на том, чтобы прежде всего юноша был человеком веры. Чтобы он ощущал и принимал главенство Бога над собой. Любил Его, а значит, всем сердцем стремился выполнить Его заповеди любви. Светское образование, призывая к идеалу, зачастую не обладает ресурсами для его достижения — из-за греховной испорченности человеческой природы и невозможности абстрактно сделать человека добрее, смелее. Поэтому так важен «духовный нерв». Так востребованы свидетели веры, в которых ярко сияет слава Божья. Ведь вдохновить молодежь способны только герои.

1 Стрелять в себя с целю нанести легкое ранение,  получить возможность отправиться в санитарный батальон и избежать участия в военных действиях.
2 Быт 3:10.
3 1 Ин 5:4.
4 По одноименному роману Стефани Майер.

 

Автор: Всеволод Погасий
Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone