Репортаж

Свобода от страха

Нина Иванова
Журнал/Архив/Номер 57/Свобода от страха

Свобода от страха

Прежде чем зайти в кабинет семиклассников, мы слегка замешкались у двери и успели услышать, как спокойный, доброжелательный голос учителя терпеливо повторяет: «Вот цифра “два”. Давай обведем ее: голова, шея, хвост… Еще раз: голова, шея, хвост…» Все это — в абсолютной тишине, и, не видя происходящего, можно подумать, что в классе идет индивидуальное занятие. Но нет: за партами — пятеро мальчишек-подростков и с ними две молоденькие учительницы. Одна из них, не обращая на нас внимания, продолжает водить рукой ребенка по картонной цифре. Другая спешит объяснить ученикам внезапное появление незнакомых людей: «У нас сегодня гости, учителя из других школ и журналисты». Однако дети все равно встревожились, хотя до этого вели себя совершенно спокойно. И вот один парнишка постепенно сжимается в комок, второй начинает раскачиваться из стороны в сторону, третий сначала едва различимо, а потом все громче стонать…

Свобода от страха

У мальчиков глубокая умственная отсталость, аутизм и целый букет других диагнозов. Любая неожиданная ситуация, да и вообще весь внешний мир для них — это пространство, заполненное страхами. Посторонние люди и движущиеся машины, громкие звуки и яркие краски — все вызывает тревогу и панику, которые либо как-то проявляются внешне, либо, что гораздо хуже, прячутся в глубинах подсознания, мучая ребенка.

«Обреченные на жизнь» — так хочется сказать, когда видишь этих детей. Но у Бога нет ничего лишнего и лишних тоже нет. И поэтому непременно найдется такое место, где понимают: страх ребенка — это важный повод, чтобы начать работать с ним, помогая избавиться от страданий.

Чтобы победить страх, надо первым делом назвать его по имени, то есть разобраться в его сути. Когда речь идет о страхах детей с расстройствами аутистического спектра, специалисты называют множество причин. Одна из них — крайняя ограниченность и фрагментарность представлений аутичного ребенка об окружающем его мире. Восполнить эту фрагментарность — одна из задач частного образовательного учреждения, в котором я побывала в начале нынешнего учебного года. Называется оно школа Святого Георгия.

Эта школа лечебно-педагогическая, и сейчас в ней более полусотни учеников. Это дети, подростки и молодые люди в возрасте от 7 до 27 лет с крайне тяжелыми диагнозами: выраженными интеллектуальными нарушениями (часто с сочетанной патологией), тяжелыми формами аутизма, эпилепсией, отсутствием речи и так далее. Для большинства из них путь в государственные образовательные учреждения закрыт навсегда, и школа Святого Георгия дает им единственную возможность быть включенными в социальную среду сверстников.

Свобода от страха

Ученики посещают школу от трех до пяти раз в неделю, в зависимости от состояния своего здоровья. Каждый день начинается с общего круга-приветствия, после чего дети расходятся по классам, где их ждет полуторачасовой «главный» урок, разделенный на несколько частей. Первая часть — ритмическая. Она нужна для того, чтобы ребенок мог пробудиться, осознать себя в данном конкретном месте — в школе. После этого все включаются непосредственно в основную тему урока. Она не меняется в течение четырех недель, и это позволяет ребенку даже с довольно сложными ментальными проблемами погрузиться в нее, извлечь из школьных занятий что-то новое и полезное.

Такие четырехнедельные периоды в школе называют эпохами. Например, дети могут погружаться в эпоху биологии или физики, но при этом через весь учебный год красной нитью проходят эпохи исторические, которые от младших к старшим классам меняются, как менялись они и в реальной истории развития человечества. Так, третьеклассников знакомят с Ветхим Заветом, четвероклассников — с эпохами Древнего Египта и Персии, а у пятиклассников учебный год начался с «эпохи Индии». Все, чем сейчас занимается класс, связано с этой страной и ее культурой. Это животный и растительный мир, элементы национальных танцев, музыки, традиций в одежде и так далее. В течение всего учебного года эта основная историческая эпоха может уходить и возвращаться несколько раз. А перед летними каникулами на общешкольной фестивальной неделе каждый класс представляет связанную с ней годовую работу в виде творческого проекта — спектакля или концерта.

На уроках в этой школе не ставят оценок, а один и тот же учитель ведет все уроки в классе от начала и до конца обучения. Ведь для любого ребенка очень важна личность взрослого, который находится рядом, а для ребенка с особенностями развития она важна вдвойне. Именно этот человек воплощает собой гармоничное совмещение разных дисциплин, интегрирует их в ярком образе своего урока. Классный учитель досконально знает своих учеников, поэтому может учитывать особенности восприятия того или иного ребенка, наблюдая его в течение дня в разной деятельности.

Нельзя не заметить: большинство учителей в школе — очень молодые люди, полные сил и желания проявить себя в профессии. Давая ученикам жизненно важные компетенции через труд, обучение и творчество, они идут не от дефекта, а от имеющихся возможностей «особого» человека, бережно сопровождая его и помогая пробудить основные способности личности — мыслить, чувствовать и создавать. Глядя на их кропотливую работу, трудно понять, как им удается не отступиться от своих целей, не опустить руки.

Дело в том, что, работая с телом, душой и духом — тремя составляющими человеческой личности, педагоги школы Святого Георгия исходят из убеждения, что божественное начало заложено в каждом из нас свыше, и поэтому каждый человек достоин уважения и внимания. Вот что рассказывает об этом методист школы руководитель профотделения Ольга Яковлевна Курьянова: «“Особые” дети очень часто плохо осознают самих себя. Это проявляется в том, что они говорят о себе в третьем лице, могут назвать свое имя, но не употребляют местоимение “я”. Никто не может научить ребенка говорить “я”, пока он сам это не скажет. Это тот самый подарок, который дается человеку Богом: когда он начинает осознавать себя. Для наших ребят это особенно трудно, и мы всеми силами стараемся помочь им в этом, выстраиваем жизнь в школе так, чтобы приглашать в нее “я” каждого ребенка. Мы даем ему место, пространство, чтобы оно могло быть с ним здесь и сейчас».

После того как процесс осознания себя запущен, начинается постоянное духовное общение учителя и ребенка, взаимное проникновение в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал 6:2) — учит нас Священное Писание. Учитель пытается дать ребенку все, что тот может взять, делая особый акцент на развитии коммуникативных навыков, а также, что самое главное, на воспитании желания трудиться и реализовывать себя в труде.

Во второй половине дня, после обеда, ребята отправляются в ремесленные мастерские, которым в школе отводится очень важная роль, поскольку осмысленный посильный труд сам по себе является мощным средством реабилитации, дающим уверенность в себе и осознание ценности своей жизни. В школе созданы и успешно работают мастерские по обработке дерева, швейно-ткацкая, керамическая. Кстати, в мастерских трудятся не только школьники, но и выпускники, для которых это единственная возможность полезной занятости. Все это — часть лечебной педагогики, которая в конечном итоге ставит в совершенно иные отношения «особого» человека и окружающих его людей.

Важно и то, что принятая в школе Святого Георгия система обучения и реабилитации способствует пробуждению творческих духовных сил не только у ребенка с нарушениями, но и у сопровождающего его взрослого. Ведь воспитывать «особого» ребенка — тяжелейшее испытание. У родителей, постоянно привязанных к детям с нарушениями интеллекта, нередко возникает психологическая созависимость, которая отнимает у них энергию, здоровье, подчиняет себе их мысли, эмоции и постепенно приводит к физической, психической, эмоциональной и духовной опустошенности. Выбраться из этой ловушки крайне важно, ведь если взрослый будет сам нездоров, то как он сможет помочь своему больному ребенку?

«Мы стремимся не просто к работе с родителями, — говорят педагоги. — Наша цель — сотрудничество и взаимодействие. В школе стало традицией организовывать праздники для всей семьи. Родители вместе с нами ставят спектакли, поют, участвуют в разнообразных художественных занятиях». При этом педагогам удается решить очень важную задачу: исключить зацикливание ребенка на близких взрослых. Ежедневные школьные занятия продолжаются с девяти утра до четырех часов дня, и все это время родители не привлекаются к учебному процессу, не сопровождают детей в качестве тьюторов. Даже на различные экскурсии (а их в школе считают важной частью обучения и реабилитации) ребята выезжают без мам и пап, под присмотром своих учителей. А это значит, что в школе дети живут своей жизнью, получая такой важный собственный опыт коммуникации и взаимодействия с другими людьми. И жизнь родителей тоже продолжается. И постепенно в ней становится все меньше страха. И, подкрепленная верой, подтвержденная реальными результатами развития детей, растет уверенность: даже обремененный очень тяжелыми недугами человек может быть внутренне свободным. Ибо «к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал 5:13–14).    

 

Автор: Нина Иванова
Фотографии Евгении Губановой: занятия в школе Святого Георгия

Работает на Cornerstone