Тема

«Примиритесь с Богом»

Елена Григорьева
Журнал/Архив/Номер 56/«Примиритесь с Богом»

«Примиритесь с Богом»

«Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор 5:20).

Последние слова этой фразы вызывают некоторое недоумение, и мысленно хочется возразить: «Да я и не ссорился с Ним, напротив, все время ищу встречи!»

Хорошо, если наше состояние та ково и мы чувствуем себя в мире и с Богом, и с людьми. Но положа руку на сердце признаемся: чаще мы переживаем некий душевный разлад, тревогу, неуверенность, мы в споре с самими собой и с ближним, а отсутствие мира в душе есть первый признак того, что у нас нет мира и с Богом. И тогда нам надо вернуться к 19-му стиху: «…потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» и вспомнить, что человечество в лице Адама было в мире с Богом, еще до грехопадения. Когда же Адам нарушил запрет Бога вкушать плоды с древа познания добра и зла, то в тот же миг и лишился этого мира: отныне он не мог спокойно смотреть Богу в глаза, прятался от Него, словно ребенок, разбивший чашку.

Пока человек был в мире с Богом, его душа пребывала в райском состоянии неразделенности. Потеряв связь с Богом, он утратил и целостность. Мир стал дуальным, поделенным на правое и левое, белое и черное. А любая двойственность лишает человека покоя, разрушает его как личность. Внутреннее беспокойство, душевный раз-лад («лад» — покой, мир), война с самим собой и своими желаниями и, как следствие, неустойчивость психики — это, пожалуй, основная черта современного человечества. Итак, теряя Бога, мы теряем и душевный мир.

Американская поэтесса Эмили Дикинсон хорошо выразила это в стихах:

«Я потеряла Мир вчера!
Нашел ли кто-нибудь?
Корона звездная его
к нему укажет путь.
Его Богатый не найдет,
Но для меня, Скупой,
Дукаты не затмят его.
О, Мир верните мой!»1

Душевный мир дороже любого злата. Никакие дукаты не дадут сердцу того, что дадут ему любовь и единение с источником любви — Богом.

Как же найти согрешившему человечеству утерянный покой? Мир предлагает широчайший выбор услуг, так называемый земной рай, в котором есть все — от медитаций под умиротворяющую музыку до любых видов удовлетворения плоти. Но все человеческое преходяще и может быть разрушено в один момент: мир, купленный за деньги, недолговечен, это лишь временное замещение истинного, подлинного рая, который возможен только в Боге.

Бог, изгнавший человека из Эдемского сада, лишил его общения с Собой, а значит — и мира, но не любви. Именно из любви Он посылает на землю Своего Сына. Именно из любви Он дает нам возможность примирения — в Своем Сыне. Именно из любви Он приносит в жертву Своего Сына, прощает, не зачитывает людям их прегрешений и дает «слово примирения».

Замечательные слова апостола Павла мы встречаем и в его Послании к Римлянам: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим 5:8–10).

Итак, мы уже примирились с Богом смертью Сына Его, почему же вновь надо говорить о примирении? Что означает это второе примирение и чем отличается от первого?

Жертва Сына Божьего была принесена за грешников, теперь же мы, уже спасенные от Его гнева, должны спасаться не смертью Его, но жизнью. А это означает совлечь с себя ветхого человека и жить не плотью, но Духом.

«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними» (Кол 3:5–7).

Павел призывает нас помышлять не о земном, но о горнем: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3:3–4).

Жизнь в Боге — это и есть жизнь в мире, в духе, и напротив, жизнь во зле, по плоти — есть нарушение связи с Богом и самовольное отлучение себя от Его мира. Каждый раз, когда мы согрешаем словом или делом, мы рвем эту связь, этот установившийся было мир, и снова — в разладе и с собой, и с Богом.

Называя себя посланником, Павел напоминает, что Бог всегда и везде действует через помощников: в мире духовном — это ангелы, вестники Его воли, в мире земном — пророки и апостолы, послы, миссия которых состоит в примирении людей с Богом. Он напоминает: «…мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас…» (2 Кор 5:20), то есть устами апостолов говорит Сын Божий, воплощенное Слово. Он желает примирения человека с Богом, потому что любит нас и знает: без этой любви, без примирения человек не может быть счастлив.

Луиджи Гаспари в своем «Дневнике любви» пишет, что любовь соединяет нас с Богом, а любая самая маленькая ложь — разъединяет, не дает нам мирно жить, расти в духе, возвышаться душой, а ведь это и есть счастье. Но мало просто жить в мире, не причиняя никому зла. Чтобы считаться учениками Христовыми, необходимо противиться злу и заблуждениям, которые как зараза поражают всех. Из-за нашей пассивности, пишет Гаспари далее, так активны духи, вносящие разлад в нашу жизнь. Только тот, кто противится натиску лжи, сражаясь с ней в себе самом ради себя и ради других, достоин того, чтобы Господь ему помог, чтобы он мог восторжествовать над всеми врагами истины. Господь не встанет рядом с тем, кто потакает лжи и еще требует от Него помощи и согласия, заключая эту сделку. Бог не станет ему помогать, потому что такой «ученик» не верит в непобедимое могущество истины. Потому-то он и будет сражаться в одиночку, и ложь, которую он принял, убьет его.

Даже если такой человек и обратится к Богу с молитвой, ему не удастся завершить задуманное дело. Господь помогает и выслушивает лишь тех, кто пожелал стоять за одну только истину, ради торжества справедливости и любви.

Именно об этом, как мне кажется, говорит и апостол Павел: встать на сторону добра, истины и активно призывать к примирению с Богом. Причем обращаться ко всем — и к язычникам, и к самарянам, ибо для Бога нет отныне «ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:11). И Павел призывает нас отложить «гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших… облекитесь… в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол 3:8, 12–14).

Именно тогда сердцами нашими овладеет мир Божий, «к которому вы и призваны в одном теле» (Кол 3:15). Мне кажется, что сейчас, когда мир находится в состоянии войны, мы все призваны быть посланниками Бога, Его руками, протянутыми миру, лишенному мира. Сохранять в душе мир Божий, умиряя воюющих, спорящих, помня, что все мы — дети Божьи и одинаково дороги Ему. И тогда — наверное, это будет не скоро, — по словам Бориса Пастернака, «…верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра»2.

1 Перевод Людмилы Вагуриной из книги «Избранница в белом» (М.: Звонница-МГ, 2016).
2 Б. Пастернак. «Нобелевская премия», январь 1959 г. БВЛ Стихотворения. Поэмы. — М.: Эксмо, 2012.

 

Автор: Елена Григорьева
Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone