Тема

Мир в моем мире

Роман Усачёв
Журнал/Архив/Номер 56/Мир в моем мире

Война — слово страшное. Что оно означает? Раскол, разделение, ненависть и, наконец, убийство. Но многие ли из нас не по фильмам и книгам, а на личном опыте знают, что это такое?

Мир в моем мире

Еще недавно казалось, что война навеки принадлежит прошлому либо существует где-то очень далеко от нашей действительности, но реальность сегодня такова, что война может войти в любой дом, где есть телевизор или компьютер. Ее так и назвали: информационная война.

Считается, что огромную роль в разжигании информационной войны играют средства массовой информации — они формируют предвзятое мнение, «зомбируют». В зависимости от того, к какому лагерю принадлежит противник, виновными оказываются те или иные телеканалы, радиостанции, СМИ, интернет.

Информационное поле, в котором мы все существуем, накалено до предела. Нам приходится сталкиваться с огромным количеством дезинформации, как специально кем-то созданной, так и истерично исковерканной. Новости в СМИ зачастую подаются тенденциозно, искажаются в угоду той или иной позиции, часто правдивые факты описываются с сильной эмоциональной накруткой, цель которой возбудить ненависть. Именно это и называется информационной войной.

А как участвуют в этой войне обычные люди, «рядовые» информационных сражений? Их поле битвы — социальные сети. Именно здесь раздаются «пулеметные очереди» оскорбительных комментариев; «танки» непоколебимой самоуверенности давят своими гусеницами еще недавно хорошие отношения; «гранатами» взрываются «пожелтевшие» от яда компроматы; и наконец, как сводки о павших на поле боя — списки вычеркнутых из друзей.

Пропасть между людьми разных взглядов становится непреодолимой, а виним мы в этом информационные каналы. Но на ком же в действительности лежит ответственность за то, что эта пружина ненависти закручивается все жестче?

Помню, как в одной из интернет-дискуссий, когда парирование достигло точки кипения, посыпались оскорбления и в конце концов обе стороны предали друг друга анафеме, записав противоположную сторону в «зомби», одна девушка написала: «При чем здесь зомбирование? Ведь человек принимает и верит тому, что уже есть в его голове и сердце!» На мой взгляд, это действительно так.

Понятно, что каждый журналист и каждый редактор, формирующий контент того или иного средства массовой информации, несет ответственность за свои слова. Но верно и то, что в этом мутном потоке разнообразной пропаганды мы выхватываем и принимаем то, что соответствует нашему духовному состоянию. А то, что противоречит ему, мы отвергаем, игнорируем или признаем ложью.

У русского философа и публициста Дмитрия Галковского есть футурологический сценарий под названием «Друг утят». Так вот, в том будущем обществе, которое Галковский описывает как «общество добровольной дезинформации», каждый человек пользуется так называемым персональным модератором. Это устройство регламентирует потребляемую информацию по параметрам, заданным самим пользователем. «Например, — фантазирует писатель, — пользователь устанавливает фильтр: темы — “Румыния”, “баскетбол”, “египтология”; объем — тридцать минут аудио- и видеоинформации в день; характер подачи — легкий скепсис с элементами эротики; внешность модератора — мой дедушка. В этом “румыно-баскетбольно-египтологическом” коконе пользователь может прожить всю жизнь, общаясь через интернет с такими же товарищами по несчастью»1.

Вам не кажется, что мы уже сегодня создаем себе подобный кокон? Что «персональный модератор», находящийся внутри нас, уже фильтрует поступающую к нам информацию? По крайней мере, если мы осознаем, что ключ к нашим убеждениям находится в наших, и только в наших руках, может быть, мы перестанем снимать с себя ответственность за ненависть, которая поселяется в нашем сердце?

Эта ситуация опасна еще и тем, что мы, занявшись поисками правды локальной, ситуационной, упускаем правду высшую. Правда, какой бы она ни была, ведет нас к любви, а любая, даже самая маленькая, ложь является ядом, постепенно отравляющим нас ненавистью.

Психологи говорят, что современное общество становится зависимым от «чернухи». Что, подобно наркомании, наш мозг требует все более и более шокирующей информации. То, что «цепляло» нас еще вчера, сегодня уже привычно, и нам нужна доза побольше. Все это было замечено известным британским филологом, проповедником и богословом Клайвом Льюисом. Говоря об опасности заразиться страстью к негативу и очернительству, он писал: «Предположим, вы читаете в газете историю о гнусных и грязных жестокостях. На следующий день появляется сообщение, где говорится, что опубликованная вчера история, возможно, не совсем соответствует истине и все не так страшно. Почувствуете ли вы облегчение: “Слава Богу, они не такие негодяи, как я думал”? Или будете разочарованы и даже попытаетесь держаться первоначальной версии, просто ради удовольствия думать, что те, о ком вы читали, — законченные мерзавцы? Если человек охвачен вторым чувством, тогда, боюсь, он вступил на путь, который — пройди он его до конца — заведет его в сети дьявола. В самом деле, ведь он хочет, чтобы черное было еще чернее.

Стоит дать волю этому чувству, и через какое-то время захочется, чтобы серое, а потом и белое тоже стало черным. В конце концов появится желание все, буквально все — Бога и наших друзей, и себя самих — видеть в черном свете. Подавить его уже не удастся. Атмосфера безудержной ненависти поглотит такую душу навеки»2.

Ненависть страшна не только тем, что она уничтожает другого, как сказал Христос: «Всякий ненавидящий — человекоубийца!» Ненависть, не важно к кому, к правителю той или иной страны, к гражданину другого государства, к тому, кто просто высказывает свое мнение на страничке в интернете, разрушает нас самих, «заводит нас в сети дьявола», как сказал Льюис.

В начале 1980-х годов в США прошел один из самых долгих судебных процессов. Владельцев дошкольного учреждения семью Макмартин обвинили в жестоком обращении с детьми, но, как впоследствии выяснилось, обвинение было ложным. Однако из-за того, как расследование освещалось в СМИ, общественное мнение было настроено против этой семьи. Режиссер Мик Джексон снял в 1995 году телевизионный фильм «Обвинительный акт: суд над Макмартинами», в котором показал ужас несправедливости и последствия шестилетнего расследования, которое фактически сломало жизнь всем Макмартинам. Фильм заканчивается сценой, в которой члены семьи гуляют по набережной. Их невиновность доказана, но они опустошены, они потеряли все: положение в обществе, достаток, шесть лет своей жизни. Одна из дочерей обращается к матери, которую она катит в инвалидном кресле: «Почему Бог допустил, чтобы люди так поступили с нами?» И мать отвечает: «Эти люди уже не слушают Бога, они смотрят телевизор…»

Есть такая точка, где наше восприятие информационной войны должно перейти от внешнего отстаивания правды к внутреннему пониманию последствий своих действий. Слушаем ли мы Бога? Следуем ли мы той подлинной Любви, которая «не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется…»3? Или же мы продолжаем смотреть любимый телеканал, слушать «близкое нам по духу» радио, читать соответствующий нашему взгляду интернет-портал?

Великий русский философ Николай Бердяев считал, что всякая война является внешним симптомом глубокой внутренней болезни. Он сравнивает войну с сыпью, а ненависть, живущую в сердце, — с причиной, вызывающей эту сыпь. Именно поэтому «мы все виноваты в войне, — говорит мыслитель, — все ответственны за нее и не можем уйти от круговой поруки. Зло, живущее в каждом из нас, выявляется в войне, и ни для кого из нас война не есть что-то внешнее, от чего можно отвернуться. Необходимо взять на себя ответственность до конца»4.

Мы не в силах остановить войну во всем мире, но мы ведь можем не дать ей место в своем сердце и вокруг нас!

Как это сделать? Принести покаяние за злобу и ненависть к ближнему и хранить свое сердце в любви, во Христе, о котором сказано, что «будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал…»5

1 Галковский Дмитрий. Друг утят. http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/8/galkovsk.html
2 Льюис Клайв Стейплз. Просто христианство. Кн. III «Христианское поведение», http://krotov.info/library/12_l/yu/is_19.htm
3 1 Кор 13:6–7.
4 Бердяев Николай. Судьба России. http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1918_15_21.html
5 1 Пет 2:23.

 

Автор: Роман Усачев
Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone