Тема

Что ты гонишь Меня?

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 54/Что ты гонишь Меня?

Что ты гонишь Меня?

Из окна нашего десятого этажа хорошо видна детская площадка, качели и карусели, футбольное поле, огороженное низким забором. Утром во дворе гуляют малыши, вечером собирается молодежь. Сидят на лавках, курят и хрустят чипсами, слушают музыку. Компания перегруппировывается, лавочки заполняются старыми и новыми ребятами. Часто они начинают игру, догонялки, — кто-то бежит, другие преследуют, со смехом или поддевкой. Один из ребят, неуклюжий полный мальчик, постоянно оказывается предметом насмешек и издевок, каждый вечер ребята гоняют и пихают его. Он учится в одном классе с этими мальчишками, они хорошо друг друга знают. Почему из всей компании именно над ним смеются и среди всех он оказывается «мальчиком для битья»?

Люди с физическими недостатками испытывают на себе нехорошее внимание в первую очередь. Также притеснения испытывают неуверенные в себе и слабые ребята, которые не могут за себя постоять. Объектами травли становятся и те, кто выделяется из общей массы, — люди другой расы, социального положения или национальности, слишком умные или глупые, слишком заносчивые или слишком скромные. Религиозные воззрения также могут быть отличительной особенностью, за которую преследуют. Если это происходит в мире взрослых, то это называется дискриминацией по религиозному принципу, запрещенной Конституцией. Случаи преследования и давления на детей и подростков в школах остаются в тени. Чаще всего учителя стараются не обострять ситуацию и замалчивают подобные факты. Вместе с тем семена, посеянные на эту почву в детстве, со временем приносят плоды ксенофобии и нетерпимости.

Религиозные столкновения сегодня являются причиной социальных конфликтов и террористических актов, но это вовсе не отличительная черта современности. Религиозная ревность стара, как род людской. Первый конфликт — между Каином и Авелем, — описанный в Книге Бытия (см: 4:3–10), возник на почве разногласий по поводу того, как нужно поклоняться Богу. В Новом Завете мы видим, как пылкий последователь иудаизма Савл поднимает волну гонений на христиан. Мы читаем в Деяниях святых апостолов, что его возмущает отход иудеев от традиционного верования. Он — свидетель роста раннехристианской общины и готов действовать любыми методами, лишь бы остановить распространение христианской ереси. Савл спешит в Дамаск с разрешением на применение насилия. Прибегая к политическим методам, он думает произвести серию арестов. Абсолютно убежденный в собственной правоте, он готов искоренять опасное, с его точки зрения, учение. В этом состоянии раздражения и агрессии он встречается с Иисусом. «Что ты гонишь Меня?» — спрашивает его Иисус.

Это неоднозначный вопрос. Задавая его, Иисус спрашивает Савла: в чем коренится его превосходство над взглядами других? Или каких заслуг перед Богом он ожидает? Или каковы будут последствия его действий?

Чувство превосходства над другим рождается из убежденности в собственной непогрешимой правоте — в противовес всем остальным. Мое мнение, моя позиция, моя воля. Когда речь идет о религиозной правоте, то здесь истина часто подменяется субъективным, частным ее пониманием. Если человек фанатично утверждает собственную правоту, то это указывает на некоторую ограниченность сознания, в котором, если говорить о богословии, Всемогущий Творец неба и земли редуцируется в бога моей страны, культуры, народа, племени, семьи и даже моей общины. Вера в Бога трансформируется, таким образом, в веру «в Ваала».

С другой стороны, если мы ожидаем от Бога награды — за особые заслуги, за ревностность, — мы стремимся доказать свою правду другим и противодействуем им. Так возникает конкуренция между народами и верованиями. Но истинная причина такого поведения — страх: а вдруг другой бог окажется сильнее? И у человека возникает желание защитить «своего бога». А требуется ли Богу защита? Наши страхи по отношению к вере других людей часто рождаются из нашей неспособности понять и принять другого. Мы боимся, что взаимного принятия не произойдет. В рассказе об обращении Павла из Книги Деяний ослепленный Савл прозревает только после молитвы за него Анании, который принял его, хотя знал о возможных последствиях — ведь Савл был гонителем христиан. Когда недоверие и страх были разрушены, Анания осознал глобальность Божьего замысла о спасении.

Третий вопрос обращает внимание Савла на последствия преследований. Действия разъяренных фанатичных людей несут разрушения и смерть не только тем, на кого они направлены, часто гибнут совершенно случайные люди, иногда — много людей. Возможны ли положительные последствия гонений и преследований? Когда для достижения духовных целей прибегают к насилию, то уровень такой «духовности» снижается до целей политических, экономических или каких-либо иных. И хотя победа на политической арене бывает весьма значительной, но это отнюдь не духовная победа. Одиннадцатая глава Послания к Евреям ярко подчеркивает эту мысль — герои веры практически все претерпели страдания, гонения, некоторые погибли: «…те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного…» (Евр 11:38–39). Однако их имена и духовный подвиг, служение Богу и людям до сих пор известны. Этого не скажешь об их преследователях и гонителях. Духовная победа — в непоколебимой вере в Божью любовь и справедливость: «…так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр 13:6).

Таким образом, вопрос Иисуса остановил Савла, тот оставил насилие и преследования, более того, Савл стал христианином. Из гонителя Савла он превратился в горячего проповедника — апостола Павла, благодаря служению которого Церковь распространилась за пределами Иудеи. Когда гонитель встретился с Иисусом, ревность по Богу приобрела созидательный характер.

Сегодня, когда многие христиане испытывают гонения и притеснения, необходимо помнить о Божьем провидении и в отношении христиан, и в отношении гонителей. У Него нет лицеприятия, Его любовь преодолевает барьеры религиозных разногласий. Открывая истину с любовью, Он исполняет замысел о спасении — «чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную».

 

Автор: Татьяна Горбачева
Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone