Интервью

«Чем глубже скорбь, тем ближе Бог»

Журнал/Архив/Номер 53/«Чем глубже скорбь, тем ближе Бог»

Председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов  Алексей Смирнов делится с читателями своими размышлениями о библейских ценностях. С ним беседует Екатерина Гуляева

«Чем глубже скорбь, тем ближе Бог»

— Алексей Васильевич, сегодня, как кажется, традиционные ценности уходят в прошлое. В их основе во многом лежат именно библейские ценности — семьи, брака, отношений между людьми, отношений церкви и государства и так далее. Почему люди отказываются от традиционных ценностей?

— Вряд ли имеет смысл говорить о том, что в обществе вот прямо сейчас остро и неожиданно встал вопрос отказа от высокоморальных духовных ценностей. Жить в свое удовольствие, угождая своей плотской греховной натуре, человек стремился с тех пор, как грех вошел в мир. И Бог избрал израильский народ. Он установил для него правила преимущественно морально-этического характера. В этих правилах затронуты практически все сферы взаимоотношений людей между собой и с Богом.

При том, что некоторые народы, соседствующие с Израилем, находились на более высокой ступени развития, у них не было ничего подобного. Это обусловлено тем, что Бог по Своей природе свят, и Он не может иметь общения с грешниками. Соблюдение правил Декалога было необходимым условием обитания Бога среди народа Израиля и давало ему право называться Божьим народом.

Декалог подразумевал не просто исполнение религиозных ритуалов, но и глубокое осознание морального закона. Когда израильский народ отступал от Закона, Бог оставлял Израиль, и тот попадал в беду. То есть Бог очень ревностно относится к морально-этической стороне жизни человека.

Поэтому, если человек хочет жить счастливой жизнью, видеть благословения в жизни, в своих детях, ему нужно выстраивать отношения с Богом, основанные на библейских законах.

Как только человек делает вид, что он свободен от всех правил, в нем начинает активно действовать плотская человеческая природа. Но Библия говорит, что в человеке нет ничего доброго. Все доброе в мире — от Бога. Поэтому то, что происходит сейчас, не ново. Тенденция отступления человека от Божьих правил существовала всегда. И с этим связана проблема деградации человеческого общества.

Однако, я могу это прямо сказать, сегодня на всю эту ситуацию накладывается отпечаток последнего времени. Дьявол в своей жестокости хочет погубить великое множество людей. Поэтому и появляются в мире организации, лоббирующие усиление развращенности в человеческом роде. Кто-то платит огромные деньги, чтобы в цивилизованном обществе параллельно с техническим и научным развитием деградировала мораль. Происходит девальвация христианских моральных ценностей. Но человек и общество, разрушая Божьи законы, тяготеют к распаду, к разложению.

— Какие, на ваш взгляд, ценности сегодня изменяются и почему?

— Идет разрушение семейных ценностей, что однозначно ведет к разрушению понятия института семьи. Разорвав кровные связи, человек лишается истории семьи, прошлого. Он становится биологической единицей и предоставлен сам себе. У него нет ни традиций, ни корней, ни родственных связей. Он появился ниоткуда и никому ничего не должен. В контексте Божьих законов человек как личность формируется в семье, где он учится правильно относиться к другим, играть определенную роль в обществе. Поэтому в конечном счете разрушение семейных ценностей ведет к разрушению общества как такового.

— Что, на ваш взгляд, придет на смену семейным ценностям?

— Откроется человеческая греховная природа. Она станет сутью отношений и принятия решений, она станет нормой. А это повлечет за собой подмену здравых Божьих законов на законы, которые отвечают интересам греховной природы и плоти. Это мы уже видим сейчас.

— Это как-то повлияет на цивилизацию в целом?

— Конечно, повлияет. Если понятие семьи, гендерные отношения будут размыты полностью, то у людей потеряются живые связи, заложенные в них Творцом. Обществом таких людей легче управлять — у них ведь будут взгляды, сформированные не семьей и моралью, а пропагандой, интернетом, компьютерными играми. Это общество будет состоять из послушных роботов. И кому-то это будет выгодно. Такое зомбированное общество — ресурс, который удобно использовать, преследуя какие-то определенные интересы и нужды.

— А как новые условия разрушения традиционных ценностей влияют на церковную жизнь?

— К сожалению, уже влияют. Церковь живет в обществе, поэтому так или иначе процессы, происходящие в миру, влияют и на нее. Если говорить о семье, то до недавних пор у христиан практически не было разводов. Однако сегодня семья как основа здорового общества подвергается, как я уже говорил, особому давлению. Это воздействие разрушает личные духовные ценности. Пропагандируются свободные отношения, в том числе и однополые. Поэтому если христиане не будут твердо стоять на библейских позициях, то церковь превратится в религиозное сообщество, где действуют мирские законы.

— Как христианину реагировать на разрушение того, что он ценит?

— Я часто думаю, как люди живут без Бога? Ведь жить без Него в сегодняшнем мире просто немыслимо. Кругом вражда, поджоги, революции, потрясения, убийства. Обычному человеку не на что надеяться, у него нет опоры. В 24-й и 25 главах Евангелия от Матфея мы читаем, что Христос предвидел наступление зла. Предупреждая об этом, Он в то же время призывал Своих последователей не смущаться. У каждого христианина есть некая ниша, Богом данный внутренний храм, куда он может убежать. В Библии мы читаем: «…имя Господа — крепкая башня, убегает в нее праведник и безопасен». Верующий, если у него правильные отношения с Богом, находит в Нем утешение и покой. Это не аутотренинг, это доверие Богу.

— Вот вы говорите «убежать». Может быть, пришло время сидеть за церковной оградой и совершать путь спасения внутри церкви? Я спасен — и хорошо! Или же надо пытаться как-то влиять на ситуацию, когда в мире попираются вечные, или, как их сейчас называют, традиционные, ценности?

— Слово Божие не учит, что христиане должны ради своего спасения уйти из общества, создать себе «комфортные» условия, в которых легче сохранять свою душу для Бога. Это утопия, потому что грех находится внутри нас, а не вне нас. Поэтому чем больше в мире зла, тем больше христиане должны свидетельствовать о Боге. Есть старинная песня:

 

«Чем ночь темней, тем ярче звезды.

Чем глубже скорбь, тем ближе Бог».

 

Когда мир лежал во зле во времена Ноя или Лота, почему Бог увидел их? Потому что на фоне всеобщего разложения праведник еще более заметен. Христианин укрывается в Боге, но ему не скрыться от людей. Правда, написано, что люди будут ненавидеть живущего праведно.

— А должны ли христиане участвовать в жизни общества?

— Конечно. Если процесс моральной деградации отпустить, то в него будут вовлекаться все новые сферы жизни, и все разрушится очень быстро. Бог определил христианам быть солью земли. А соль как раз предохраняет среду от разложения. Чем больше в мире зла, тем больше христиане должны стараться привнести в него добра, «осоляя» все вокруг.

— Могут ли христиане добиться успеха в обновлении библейских ценностей в обществе? Что для этого необходимо сделать?

— Ставить глобальную задачу изменения морально‑ этических взглядов смысла нет. Ведь задача нам уже поставлена: проповедовать Евангелие всем народам. И только так может быть исцелена земля. Чем больше людей последует за Богом и будет стремиться жить по Его духовным законам, тем лучше будет миру. Но почему-то именно христиан во всем мире каждый год уничтожают тысячами. Я никогда не слышал, чтобы человека убили, потому что он не отрекся от Будды или там от Конфуция. Но за имя Христа отрезают голову. Христос сказал: Меня гнали — будут гнать и вас. Потому что святость вызывает раздражение у дьявола и у ослепленных им людей. Если мы видим, что принимаются законы, которые противоречат здравому смыслу и Божьим принципам морали и святости, мы должны этому противостоять.

— Спасибо, Алексей Васильевич.

 

Фото: предоставлено РСЕХБ

 

Работает на Cornerstone