Тема

«Возьмите иго Мое на себя…»

Сергей Корякин
Журнал/Архив/Номер 52/«Возьмите иго Мое на себя…»

«Возьмите иго Мое на себя…»

«Приди и возьми мое иго на себя и стань моим учеником» — именно такими словами встречали еврейские учители (раввины) новых учеников. Изначально слово «иго» обозначало «иго Торы», или «иго Царства Небесного», то есть учение, помогающее человеку соблюдать заповеди и жить в мире с Богом. Но Священное Писание было одно, а учителей и толкований много. Поэтому игом стало также называться учение каждого конкретного раввина, его толкование Торы.

Обучение начиналось в шестилетнем возрасте, когда мальчики слушали толкования раввина, а также старались запомнить книги Торы наизусть. В то время не было книгопечатания, и доступ к Священным Писаниям люди получали только один раз в неделю в синагоге. Поэтому запоминание текстов было для набожных иудеев насущной необходимостью.

К десяти годам самые талантливые переходили на следующий уровень, где они не только обучались запоминать Писания, но и учились толковать тексты на основе устной традиции, которая складывалась веками. Вместе с раввином ученики узнавали мнения именитых учителей Торы, сравнивали их толкования и учились придерживаться тех, которые им казались верными. Особо ценилось, если ученик не просто воспроизводил выученную информацию, но умел задавать вопросы, которые помогли бы ему дальше продвинуться в толковании уже хорошо известных текстов. Это видно, например, в эпизоде, когда родители нашли двенадцатилетнего Иисуса среди учителей в храме, «слушающего их и спрашивающего их», и «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк 2:46–47)1.

В возрасте четырнадцати-пятнадцати лет самые способные поступали на обучение к какому-нибудь известному раввину. Тот подвергал их строгому и тщательному экзамену, желая узнать, сможет ли тот или иной юноша полностью быть похожим на него, потому что задача ученика была перенять не только знания учителя, но и его образ жизни. Если юноша не подходил для обучения, то раввин говорил ему: «Очевидно, что ты любишь Бога и знаешь Тору, но в тебе нет того, что бы помогло тебе стать моим учеником». Как бы ни было грустно, такой молодой человек вынужден был вернуться в свой дом и заниматься семейным ремеслом. Если же юноша был достоин, то он слышал от раввина такие слова: «Приди, возьми иго мое на себя и стань моим учеником».

Обучение проходило как в синагогах, так и в странствиях, когда ученики переходили со своим наставником из селения в селение, учась от него толковать Писания, общаться с людьми и тому, как вести себя в разных жизненных ситуациях. Сидели ли ученики у ног раввина, как апостол Павел у ног Гамалиила (см.: Деян 22:3), или ходили за ним по дорогам Палестины, их задачей было «покрыть себя пылью от ног мудрых»2. Это означало, что ученики должны были увидеть и услышать достаточно, чтобы скопировать образ жизни своего учителя3.

Когда Иисус-учитель находит Своих учеников, Он поступает так же, как и современные Ему раввины. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас…» — говорит Христос (Ин 15:16). Учителю виднее, кто из Его учеников сможет стать апостолом. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем… ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11:29–30).

Возможно, сейчас нам странно слышать такие слова, потому что следование за Христом мы воспринимаем как тяжелую задачу, нелегкое бремя. И правда, не Он ли сказал: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24)? С такими словами Христос несколько раз обращался к ученикам, когда они мечтали о земной славе, о том, чтобы править народом со своим Мессией. Он же напоминал, что их путь — это путь всеобщего презрения и позора, что быстрый и легкий успех не их удел.

Тем не менее эти, казалось бы, противоречивые утверждения Христа становятся понятными, когда мы рассматриваем их сообща и в контексте. Иго Христа, которое следует взять всем его ученикам, — это Его учение, которое было гораздо проще, чем 613 заповедей Закона, предлагаемых мудрыми учителями. Их Учитель ожидал не скрупулезного следования всем предписаниям, но исполнения заповедей любви к Богу и ближнему, на которых утверждался весь Закон и пророки (см.: Мф 22:37–40). Две простые заповеди, которые так просто понять, но тем не менее так сложно исполнить.

Давным-давно, когда мне посчастливилось быть в храме Воскресения Христова в Петербурге (известном в народе как собор Спаса-на-Крови), экскурсовод обратила внимание группы на изображение юноши в одном из сводов храма. Никто не мог догадаться, что это было изображение двенадцатилетнего Иисуса. «Да-да, того самого Иисуса, который однажды даст заповедь любить друг друга, — продолжала наш гид. — Между прочим, это очень непросто. Если не верите, пойдите к своим домашним и попробуйте!» Эта мини-проповедь врезалась мне в память, потому что с вопросом любви к ближним мне, как и многим из нас, приходится сталкиваться каждый день. И ежедневно каждый из нас обнаруживает, как непросто исполнить эту несложную заповедь.

Так получается, что иго Христа просто и благо, но все же не легко? Вспомним: Он не только оставил нам всего лишь две заповеди, но и обещал во всем быть с нами, вернее, пребывать в нас. И если мы желаем пребывать с Ним, то сможем исполнить заповеди, которым Он нас научил (см.: Ин 15:4, 9–10). И не только исполнить, но и полюбить их «более золота, и золота чистого» (Пс 118:127), как сказал автор псалма.

Единственное, что отделяет нас от Бога, — мы сами. Мы научены миром любить то, что в конечном счете не приносит нам радости. Наше сердце, как «худое око», не пропускает Божий свет и неспособно видеть Бога (см.: Мф 5:8). Поэтому мы и воспринимаем учение Христа как тяжкое иго, и оно долго и мучительно проникает в нас. Но это не должно приводить в отчаяние и останавливать нас. Однажды взяв Его иго, мы последовали за Ним, и в каких бы ситуациях мы ни оказались, Он пребывает с нами, а мы — в Нем, доколе в нас не проявятся те же чувствования и дела, «доколе не изобразится в нас Христос» (Гал 4:9), а мы не покроемся пылью от ног нашего Учителя.

1 См.: Dean J. K. Secrets Jesus Shared: Kingdom Insights Revealed Through the Parables. Birmingham: New Hope Publishers, 2007. P. 26–28.
2 Пирке Авот 1:4.
3 См.: Bell, R. Dust // Velvet Elvis: Repainting the Christian Faith. New York: HaprperOne, 2012. P. 121–134; См. также: Vander Laan, R. Rabbi and Talmidim // That the World May Know. URL: https://www.thattheworldmayknow.com/rabbi-and-talmidim (access date 28.11.2015) и Covered in the Dust of Your Rabbi: An Urban Legend? // Our Rabbi Jesus: His Jewish Life and Teaching. January 27, 2012. URL: http://ourrabbijesus.com/2012/01/27/covered-in-the-dust-of-your-rabbi-an-urban-legend/ (access date 28.11.2015).

 

Автор: Сергей Корякин
Фото: gettyimages.ru

 


Работает на Cornerstone