Тема

Воспитание в заповедях Торы

Михаил Щербаков
Журнал/Архив/Номер 52/Воспитание в заповедях Торы

Воспитание в заповедях Торы

«Шма Исраэль» — «Слушай, Израиль»

Если говорить о еврейском образовании, то начать, пожалуй, надо с «Шма Исраэль». Со времен седой древности в этом знаменитом тексте выражено все самое главное для еврея. Сегодня чаще всего «Шма Исраэль» называют молитвой, и в какой-то мере это так и есть. Однако молитва — это нечто более личное и менее универсальное. «Шма Исраэль» — это и молитва, и исповедание, и провозглашение своего упования, и еще многое другое, выражающее веру еврея в Единого Творца Вселенной и принятие Его заповедей. Так что же эта молитва говорит о передаче веры от отца к детям: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая…» (Втор 6:6–7).

Итак, если мы говорим о духовном воспитании еврейских детей, то прежде всего нужно понимать, что основой такого воспитания является не школа или синагога, а семья. Текст нам ясно дает понять, что главная цель отца — привить детям правильное отношение к Торе. Нельзя сказать, что школ не было или что они не играли никакой роли в духовном воспитании детей. Из Гемары мы узнаем о Йеошуа бен-Гамла, первосвященнике эпохи Второго Храма и родоначальнике всех школ в еврейском мире. Но школы имели и сегодня имеют функцию дополнительного образования. А до школы каждый отец обучает своего сына лично. Эта же ответственность лежит на нем и сегодня. Возникает вопрос: как же может отец научить, он же не учитель? Ответ очень прост, если мы не вкладываем в слово «учитель» его современного академического смысла. Отец учит своего ребенка личным примером, а его, в свою очередь, так же учил его отец и т. д. Собственно, так учили не только отцы, эта форма образования была распространена и у раввинов древности. Подобным образом Иисус воспитывал и учил апостолов, живя вместе с ними, путешествуя и т. д.

Обучение в еврейских праздниках и традициях

Очевидно, что Всевышний предусмотрел такую форму обучения, поскольку заповеди о праздновании памятных дней мы находим в самых разных аспектах еврейской жизни. Это особенно ярко видно на примере библейских праздников. В ночь Пасхального Седера (так называется церемония празднования Пасхи) отец собирает детей за столом и передает им то, что получил от своего отца: «... когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства…» (Исх 13:14).

Интересные строки мы находим в Писании — еще до исхода евреев из Египта Господь заповедует: «…и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте» (Исх 10:2).

Интересным в еврейском образовании представляется и индивидуальный подход к каждому ребенку. Мы читаем в Агаде о четырех сыновьях, представляющих собой все типы воспитанников, и находим там принципы, с помощью которых отец должен находить общий язык с каждым из детей в соответствии с его характером. И для каждого из них у него есть ответ. Суть всей еврейской традиции строится на педагогическом принципе передачи и привитии ценностей детям. Есть вещи, которые мы в состоянии объяснить детям, но есть и вопросы, единственным ответом на которые будут слова «Такова воля Всевышнего!».

За еврейским столом на Пейсах поется традиционная песня «Дай даену». В ней перечисляются все египетские казни. Все элементы праздничного стола имеют ритуальный смысл. Маца (опресноки) — это память о поспешном выходе из Египта. Три из них лежат отдельно на тарелке, одна на другой. Верхняя маца символизирует Бога, нижняя — Израиль, та, что посередине, — Машиаха, которого ждет израильский народ. Интересно, что именно эта средняя маца в процессе праздника разламывается на две части. Считается, что именно эту часть преломил Иисус на пасхальном Седере с учениками, даруя заповедь хлебопреломления. Одну половину, Афикоман, прячут, и дети должны ее искать — нашедший получает приз. И это подобно обретению дара тем, кто находит Машиаха. На столе стоит особая тарелка, разделенная на семь частей. В каждой части особое «блюдо», некоторые из этих блюд не едят. Во время застолья отец семейства рассказывает о каждом из них, все они связаны с событиями исхода из Египта.

Праздник Суккот (Кущей) с древности ассоциировался с приходом Машиаха. Прежде всего потому, что, согласно пророку Захарии (см. главу  14), это будет единственный праздник в тысячелетнем Царстве. Посему празднование его тесно связано с надеждой на приход Мессии.

Заповедь сидеть в куще (шалаше) на праздник Суккот (Кущей) тоже является свидетельством: «в суккот (шалашах. — М. Щ.) поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской» (Лев 23:43).

Очевидно, что Господь дает понять, что все происходящее имеет смысл не только для этого поколения, но и для потомков. Отец говорит сыну: «Все, что случилось при выходе из Египта, было на наших глазах. То, что рассказывал мой отец, я будто видел своими глазами. И вывел нас оттуда, чтобы привести нас и дать нам землю, о которой Он клялся нашим праотцам».

Поэтому в праздник Кущей не только совершаются особые молитвы, но и принято сидеть в кущах во время трапезы и даже спать в них.

Но и не установленные Богом праздники имеют для евреев духовный смысл. Так, например, праздник Пурим призван напоминать о событиях, связанных с Книгой Есфири. Кстати, во время праздника традиционно принято разыгрывать на сцене «Пурим Шпиль», праздничную постановку, рассказывающую о событиях того времени.

В праздновании Хануки (праздник обновления), несмотря на то что этот праздник не упомянут в Торе, тоже есть ряд ритуально-образовательных элементов. Отмечая этот день, вся семья зажигает в особом порядке ханукальные свечи в память о том, что Господь явил чудо во время освящения оскверненного Храма. Едят пончики, сделанные традиционно в виде масляной свечи. Но главное в этом празднике — выражение тоски еврейского народа по Храму, которого у них нет уже две тысячи лет. Кстати, тот факт, что Иисус на Хануку приходит в Храм, говорит о том, что в Его семье были приняты такие празднования. К тому же в древности было мнение, основанное на текстах из Книги пророка Даниила, что именно на Хануку придет Мессия, который войдет в Святая Святых. Поэтому, когда Иисус на Хануку пришел в Храм, произошло описанное у евангелиста Иоанна: «Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо» (Ин 10:24). Они ждали, что именно на Хануку объявится Машиах.

Кстати, можно задать здесь важный вопрос: а как Сам Иисус учился? В Евангелии читаем: «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин 7:15).

Давайте посмотрим на эту фразу глазами евреев того времени. Когда они говорят «не учившись», подразумевается, что Он не был связан ни с одной из существовавших в то время иешив, иначе бы о Нем знали. Тогда кто Его научил? Конечно, можно сказать, что Иисусу не нужно было учиться, Он ведь имел божественную природу. Но, скорее всего, дело не только в этом. А в том, что многому Его научили в семье, где Он воспитывался отцом.

Воспитание в заповедях Торы

Цель — растить детей в согласии с волей Творца

Иудаизм, трактуя заповедь «Плодитесь и размножайтесь», всегда поощрял рождение в семье большого количества детей. Вместе с тем подчеркивалось, что детей нужно не только родить, но и воспитать. Одна из главнейших обязанностей, возлагаемых Торой на родителей, — это воспитание детей в иудейской вере и традиции. В Вавилонском Талмуде эта идея выражена следующим образом: «Отец обязан сделать сыну обрезание, выучить его, обучить Торе, женить и обучить какой-либо специальности». Отсюда следует важная задача — передать ребенку такое же мировоззрение, которое есть у родителей. Иудейская традиция определяет, что отец должен быть любящим, но строгим. Он не имеет права сердиться. Писания определяют и чему учить ребенка, и как это делать. Когда ребенок заслуживает наказания, его следует наказать. О полезности телесного наказания говорится в Притчах царя Соломона: «…кто любит (сына. — М. Щ.), тот… наказывает его» (Притч 13:25). Однако подчеркивается, что воспитывать ребенка можно только личным примером. Когда слова расходятся с делом, когда вы говорите своему ребенку то, чего он не видит в вас, он никогда к этому серьезно не отнесется.

Одна из важнейших функций еврейского воспитания — привить детям понимание избранности своего народа. На евреев возложена особая функция — нести в мир идеи Бога. Потому что сказано в Писании: «… вы будете у Меня царством священников и народом святым…» (Исх 19:6); «… ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор 7:6).

Но как нести идеи Бога? Как быть светом? Именно наше поведение, сама наша жизнь показывают окружающим, что мы другие, мы отличаемся от остальных. Избранные Богом люди должны себя вести как-то иначе, чем другие. Лучше. Достойнее. Они должны соблюдать заповеди. Живя по-еврейски, человек несет миру идею о Едином Боге. Он обязан соблюдать традиции в еде, одежде, молитве и т. д.

Именно поэтому с ранних лет детям прививают любовь к заповедям, стремление их соблюдать. В соблюдении заповедей видна «избранность» еврейского народа: «…и заповедал нам Господь исполнять все постановления сии…» (Втор 6:24).

«Все, что мы делаем, — исполняем повеление Всевышнего» — вот слова, которые передает отец сыну, «чтобы было нам хорошо». Очень важно понимать, что Закон и Тора даны не для того, чтобы наказать человека (хотя и это тоже предусмотрено), но чтобы благословить его: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим 7:12).

Отец должен объяснить детям: заповеди исполняются не потому, что мы принимаем их, а потому, что в них воля Создателя. Во Второзаконии написано, что отец обязан передать сыну «все эти законы». Большинство толкователей сходятся в том, что слово «все» и определяет подход к воспитанию в еврейской семье.    

 

Автор: Михаил Щербаков
Фото: gettimages.ru

 


Работает на Cornerstone