Тема

Ценность и традиция: прошлое и настоящее

Всеволод Погасий
Журнал/Архив/Номер 52/Ценность и традиция: прошлое и настоящее

Ценность и традиция: прошлое и настоящее

Что такое традиция? Одни понимают ее как традиционализм и консерватизм, которые препятствуют прогрессу. Другие видят в ней «отголоски золотого века». Для кого-то традиции охраняют жизнь от падения социальных нравов. А кому-то, наоборот, помогают творить. Мы считаем традицию средством, передающим обществу ориентиры для сохранения стабильности и развития.

Традиция жива, пока она транслирует суть и смысл того, на что она указывает, а также пока работает механизм ее воспроизводства. Другими словами, нужны язык, на котором говорит традиция, набор символов, отсылающих к первообразу, и культурный контекст, понимающий язык традиции и чтущий ее символы. Традиция должна циклично воспроизводиться. Если нарушается хотя бы одно из этих условий, происходит семантический сбой, что может привести к непониманию традиции и в конечном счете к ее забвению.

Подобное происходит в истории постоянно. Канувшая в Лету традиция означает культурный, социальный, религиозный или цивилизационный сдвиг в обществе.

Предназначение традиции — удерживать в обществе те или иные ценности. А они, в свою очередь, либо относятся к конкретному историческому периоду, и тогда смена эпох влечет за собой исчезновение одних и появление других традиций, либо имеют трансцендентный, надвременной характер и относятся к человечеству в целом. Потеря таких ценностей всякий раз ведет человеческую историю по трагическому и драматическому сценарию.

А если нам задаться вопросом: какие ценности имеют непреходящее значение для нашего общества? Какие обусловлены эпохой, а какие имеют общечеловеческий характер? Боюсь, мы сразу не ответим. Но формулировать такой вопрос надо. И надо искать на него ответ. Тогда мы поймем, каким образом сможем эти ценности удерживать. Для этого нужно будет разобраться в культурном контексте, попытаться увидеть особенности времени. Но обо всем по порядку.

Давайте проследим, что происходит с традициями в патриархальном обществе, в эпоху модерна и в современном информационном мире.

В патриархальном обществе от наследования традиций зависели выживание семьи, рода, наследование секретов ремесла, передача архетипических мифологем1, различного рода знаний. Благодаря традициям воспроизводился размеренный и безопасный уклад жизни, основанный на религиозности, общинности, консервативной модели экономики. Жизнь и безопасность отдельного индивида были обусловлены представленностью (открытостью) всех сфер его жизни в данном обществе, а также неукоснительным воспроизводством архаичного жизненного уклада. Какими традициями это удерживалось? В семье — внутрисословными браками, родителями, которые определяли будущее детей, прочными связями между поколениями. В профессии — обязанностью детей наследовать ремесла своих отцов. В культуре — воспроизводством форм бытового творчества в костюмах, интерьере, архитектуре, песнях, сказаниях. В религии — повторением различных обрядов и т. д.

Мы помним полное драматизма Новое время. Трагические изменения в обществе во многом происходили из-за низвержения прежних ценностных установок. Традиции потеряли свою опору. Часто они становились мишенью для нападок и критики. Их активно нарушали, им противопоставлялись. Если раньше жизнь нужно было выставлять напоказ, теперь семейные дела прячутся от посторонних глаз. Если подбор будущего зятя или невестки был за родителями, сейчас осуждается любое вмешательство в выбор супруга. Наперекор прежним традициям человек сам выбирает профессию, страту и географию жизни. Старые традиции уже не руководят, а тормозят рвущуюся к свободе человеческую душу.

Индустриальная революция максимально ускорила урбанизацию. Формировалось общество потребления. Шла идеологическая конкуренция между различными социально-экономическими моделями. Психология мегаполиса гласит: скрыть свою частную жизнь — значит выжить. А преуспеть профессионально можно, лишь «вылепив» свой имидж. Ценятся новые трудовые, дружеские, досуговые сообщества. Все это породило и новые традиции: демонстрировать свой карьерный успех на светских торжествах; «ежегодно 31 декабря собираться в бане», укрепляя роль мужской солидарности; смотреть фильм «С легким паром!» перед очередным космическим стартом и т.д.

С другой стороны, традиции, призванные закрепить идеологические императивы, создавались искусственно. Задавались и механизмы их трансляции через различные инструменты пропаганды (например, традиции отмечать государственные праздники, по возрасту вступать в партийные подразделения и т.д.).

В постиндустриальном обществе патриархальные ценности уже непонятны. Традиции потеряли свой референт и более ни с чем не соотносятся. Они превратились в симулякр — знак, который ни на что не указывает и существует сам по себе. Теперь прежние традиции наполняются иным смыслом. Так пост стал диетой или лечебным голоданием. Окунуться в крещенскую купель — значит получить заряд адреналина, оставить в проруби болезни и недуги. Креститься в церкви — направить свою посмертную судьбу в общество уже крещеных родственников. Собраться вокруг пасхального кулича — всей семьей отметить наступление весны.

Информационное общество задает собственные ценностные координаты: ценен доступ к информации и коммуникации в планетарном масштабе, ценны анонимность и «аватарность»2, виртуальность и мобильность жизни.

Например, современный человек, особенно подросток, не может представить себя без устройства, при помощи которого он активно связан с «мировой паутиной», — без гаджета3. Человек без смартфона или сотового телефона воспринимается как что-то неестественное, а для самого индивида гаджет становится продолжением руки с увеличением ее функционала. Сквозь экран своего гаджета мы воспринимаем новости, общаемся, наслаждаемся искусством. Порой весь окружающий мир сужается до размеров смартфона. Наверное, такое восприятие реальности скоро можно будет назвать традиционным, а способ взаимодействия через подобные устройства — традицией.

Некую «антитрадицию» мы наблюдаем в современном отношении к браку. Само понятие «традиционная семья» указывает на наличие альтернативной однополой модели. В этой оппозиции видна аксиологическая трансформация (или деформация), когда духовные по природе императивы переходят в область индивидуального суждения о том, что есть добро и зло. Главным критерием оценки становятся человеческие желания и страсти. Западная Европа сегодня демонстрирует процесс возведения однополых союзов в традицию, запуская для этого образовательные, рекламные, пропагандистские и карательные механизмы.

Теперь мы можем заключить, что ценности живы благодаря традиции. Если ценности низвергаются, сознательно нарушаются, то впоследствии они становятся «следами на песке», и о том, кто их оставил, уже никто не помнит.

Теперь поговорим об общечеловеческих и духовных ценностях. Прежде всего это вера в существование Бога. Она отсылает нас к понятиям абсолютной любви, абсолютной истины, абсолютной справедливости. Такая вера вырывает человека из замкнутого на самом себе бытия. Вера в эсхатологичность истории помогает человеку разобраться в смыслах и целях своего существования. Ну и конечно — ценность общения. В нем раскрывается замысел любви ради воли Божьей и блага ближнего.

Если эти ценности сегодня важны, то какие традиции их открывают? С помощью чего?

Мы уже сказали о современной анонимности и «имиджевости». Первая делает ценности относительными, а вторая раздваивает человека на настоящего и заявленного. В таких обстоятельствах традиция не может себя воспроизводить: во-первых, нет абсолютной ценности, традиции не на что указывать. Во-вторых, признать вечные ценности можно, только будучи честным и искренним с самим собой — будучи настоящим. А общество ожидает от человека роли, которую можно сыграть лишь в маске. И только тот, кто столкнулся в самом себе с болезнью греха, будет нуждаться во Враче.

Кроме того, в традицию нужно погрузиться, отдать ей время, пропитаться ее смыслами. Но с временем в современном мире совсем беда. Ритм жизни настолько интенсивный, а точнее, мы настолько пленены круговоротом потребностей, желаний и обязательств, что считаем непозволительной роскошью потратить время на то, смысла чего не понимаем. А дети? А подростки? Разве для них сейчас не благодатный период быть внутри традиций, учиться их смыслам? Но и здесь стоит проблема «свободного времени». Подростки захвачены виртуальной игрой, коммуникацией и медиа. Съедается львиная доля времени, оставшегося от учебы, спорта, музыки и др.

К сожалению, по-старому традиция не передается.

Что же все-таки есть у нас в арсенале? Реальные потребности человека в любви, искреннем и открытом общении. Нужда разобраться в том, что же есть настоящее и истинное. Порой для всего этого у человека не хватает адекватного знания. Спросите современного человека о Боге, духовном мире. Вы получите путаный ответ. Отсутствуют элементарные знания религиозного характера. На первый план выступает необходимость в просвещении. Надо помочь разобраться в смыслах тех или иных понятий. Это нулевой уровень, ведь, пока не будут открыты смыслы, невозможно присвоить традицию.

У нас есть религиозные праздники, отмеченные государством как выходные дни. Праздники вообще призваны разорвать круг суетной жизни и почтить Бога, с благодарностью признавая Его Автором и Господином происходящего. Но есть опасность обесценивания их религиозных смыслов. Так случилось с праздниками Рождества и Пасхи в странах Западной Европы. Что делать? Прежде всего не бездействовать. В обществе вакуум смыслов этих праздников еще не заполнен. Традиция еще не написана. И у церкви еще есть шанс расставить истинные акценты на рождении, смерти и воскресении Спасителя. Еще есть возможность вдохнуть религиозное почтение к христианским святыням. Ведь в этом залог восприимчивости к благовестию. Апостол Павел смог проповедовать в Афинах именно потому, что у жителей этого города был набор смыслов и понятий, к которым возможно было апеллировать. Надо искусственно задавать в церквах традиции, которые будут понятны и приняты. Если делать это интенсивно и последовательно, есть шанс распространить их в окружающем социуме, научить им своих детей.

Далее, нужно подбирать современные каналы для передачи традиции. Например, если жизнь становится виртуальной и технологичной, нужно творчески это использовать. Но таким инструментом надо пользоваться мудро. Например, известна так называемая виртуальная церковь. Что это? Эффективный современный инструмент или подмена реального, полного трудов и духовных побед общения, «церковь на диване»?

Духовные традиции всегда создаются искусственно теми, кто чувствует ответственность за исцеление общества. Если мы принимаем этот вызов, нам необходимо с молитвой творчески подойти к вопросу создания или восстановления таких традиций.

1 Архетипическая мифологема — народное предание, культурное и религиозное наследие.
2 Аватар — презентация себя под вымышленными именем и характеристиками.
3 Гаджет (англ. gadget — «принадлежность», «штуковина», «приспособление», «устройство», «безделушка») — техническое приспособление (в том числе с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями (специализация). Портативность — атрибут гаджетов.

 

Автор: Всеволод Погасий
Фото: gettyimages.ru

 


Работает на Cornerstone