Тема

Передать главное

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 52/Передать главное

Передать главное

Что передается в традиции? Не входя в детали, скажем, что в традиции передается либо внутренний, либо внешний канон. Внешний канон — это некоторая последовательная организация форм, в которые эта традиция «одевается». А внутренняя — те духовные, нравственные установки, которые учитель, принадлежащий к традиции, может передать ученику, в эту традицию входящему.

Если речь идет о мастерстве священника или пастыря, то передача внешних форм будет так или иначе связана с усвоением учеником ряда прочитанных книг (Библия, богословские книги, история религии), ораторских приемов, знания последовательности богослужения и так далее.

Внутренние формы христианской традиции, те, которые можно передать, — это нравственные правила, изложенные в заповедях, молитва, дисциплина, размышления над прочитанным, служение, дела любви и милосердия.

Я говорю нестрого, и можно назвать другие традиционные установки и ценности, требующие передачи, но суть не в этом. Я хочу обратить внимание на две вещи. Во-первых, традиция передается, во-вторых, для христиан, отделенных друг от друга географией и конфессиями, традиция не будет одинаковой. И традиция в православном монастыре будет передаваться от учителя к ученику не так, как, скажем, в молодежном протестантском лагере.

Традиционный готический собор совсем не похож на древнерусскую архитектуру, а та — на романскую базилику.

Русская икона изображает Христа белым, а африканские племена могут изобразить Спасителя чернокожим.

Католики и протестанты поют свои священные мелодии под орган, православные — без инструментального сопровождения, а в церквах, где собирались чернокожие, возник госпел, трансформировавшийся в джаз и соул.

И каждая конфессия продолжает сохранять некоторые свои, столь не схожие с другими черты, передавая их из поколения в поколение. Но если формы передачи столь разнообразны, то как можно говорить об одной религии — христианстве? Что делает эту религию единой при всем разнообразии внешних канонических форм, что собирает их смыслы воедино?

На первый взгляд ответ находится под рукой — Книга. Христианство — религия Книги, Библии. Именно она вводит разностилевые формы выражения в поток единой веры. Библию вы найдете и в протестантской, и в католической, и в православной церквах. И может показаться, что Слово Божие как раз и является тем краеугольным камнем, который цементирует ряд конфессий в единую веру. Формы зданий, песнопений, богослужений могут меняться, а Книга в основном остается без изменений. Будучи переведена на другие языки, она тем не менее всегда может быть соотнесена с источниками, древнейшими текстами, списками Библии, хранящимися в собраниях разных стран мира.

Следовательно, передача христианской традиции имеет в своей основе передачу Слова Божьего, Библии? Если все остальное условно и отмечено географическими и конфессиональными различиями, то Книга — одна. Можно ли тогда сказать, что именно Книга и есть то, что можно передать следующим поколениям, чтобы традиция не угасала и не прерывалась?

На первый взгляд ответ очевиден. Но давайте не забывать — мы имеем дело с парадоксальной религией, мы имеем дело с христианством, и ответы на главные вопросы здесь могут носить непредвиденный характер.

Зададим вопрос: какую Книгу передал Христос Своим ученикам? Никакой. Тора и Талмуд у них были. А Иисус не написал ни слова. Такое ощущение, что Он сделал это не потому, что не заботился о передаче христианской традиции, а по каким-то другим причинам. По каким же?

Во-первых, Он утверждал, что в Пятикнижии «о Нем сказано», а во-вторых, не передав Книги, в которой излагалось бы новое, «восполненное» учение, Иисус тем самым давал понять, что для существования христианства создание новой Книги не первостепенная задача. Что христианству для его жизнеспособности нужно иметь на первом плане что-то совсем другое.

Итак, что же передал Своим ученикам Учитель? Книгу Он не передавал. Особенности богослужения, музыку, иконы, последовательность чтений и так далее Он тоже не передавал. Может быть, форму одежд? Или архитектурную форму будущих церквей? Свод текстов для богослужения? Предпочтения в музыке? Структуру Церкви? Обязанности прихожан и священников?

Нет, нет и нет!

Что же Он передал?

Ну можно сказать, что Он передал устные наставления, которые, несмотря на способность к заучиванию, столь хорошо развитую на Востоке, тем не менее нигде точно не были зафиксированы и даже, когда ученики их стали понемногу записывать, обладали разночтениями.

Что касается богослужения, то его форма основывалась на тех словах, которые Иисус произнес во время последнего праздника Пасхи: делайте так в Мое воспоминание, в память обо Мне.

Немного.

Конечно же, Он еще оставил в учениках память о том, как Он пришел на землю, учил, страдал, воскрес. Но сколько учителей приходило и исчезало почти бесследно.

Но если так, то в чем же суть христианской традиции, что Господь оставил для передачи от одного поколения к другому? Да и надеялись ли ученики на то, что время осталось что-то передавать, ибо большинство из них верили, что конец мира при дверях, что история заканчивается, что вот-вот произойдет Второе Пришествие? И тем не менее христианство существует уже больше двух тысяч лет.

Что же оставил Иисус Христос для передачи?

Себя Самого.

«И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20) — вот что Он сказал ученикам. Ни в одной религии мира такого сказано не было. Парадоксальным образом Христос оставил для передачи то, что нельзя взять в руки, нельзя зафиксировать, нельзя «передать». Можно передавать вещи неглавные, с которых мы начали наш разговор, — музыку, богослужение, но главное в христианской традиции не передать. Нет такого человека, который бы меня неверующего взял и сделал верующим, «передав» мне Христа.

Передать главное

Но вот в чем парадокс. Человек, сам приобщившийся к Святыне, почувствовавший в своем сердце божественную жизнь и разделивший ее, перестает быть обычным. Он начинает жить иной жизнью, исполненной любви, веры, сострадания, честности. Такая жизнь в прямом значении сверхъестественна. И окружающие не могут этого не замечать. Такой человек, если он воспринял не внешнюю традицию, а Самого Христа, становится магнитом для многих окружающих. От него исходит загадочная Весть, которая многим говорит об их собственной сущности не путем наставлений, а именно благодаря тому, что они чувствуют в человеке Того, Кто в нем живет, как и обещал Господь. И часто такая жизнь неотразима для ее свидетелей.

И нам надо различать, что мы хотели бы передать нашим близким, нашим родным, вообще другим людям, — традицию или Христа? Что тут на первом месте, а что выполняет служебную функцию. Как написал один священник, у всего, что происходит в церкви, — чудесной музыки, величественной архитектуры, торжественной службы — есть только одна цель — сделать максимально возможной Встречу с Богом. И цель эта служебна.

Нам нужны ориентиры, для того чтобы знать, куда двигаться, нам нужно здание, где можно собраться вместе, нам нужны библиотеки, символические жесты и действа… Но это не главное.

Главное — это Он Сам, неизреченный Бог, живущий в каждом человеческом сердце, ждущий, что человек прислушается к своей душе и ответит на Его призыв, войдя в единство со своим Создателем, а значит, наконец обретя себя самого.

 

Автор: Андрей Суздальцев
Фото: gettyimages.ru

 


Работает на Cornerstone