Сергей Толоконников

От сердца к сердцу

Сергей Толоконников
Журнал/Архив/Номер 52/От сердца к сердцу

"Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием."

Мал 4:5–6

От сердца к сердцу

Сейчас все больший авторитет в вопросах воспитания и обучения детей получает теория привязанности канадского исследователя Гордона Ньюфелда. Он пишет: «Отношения между учеником и учителем являются наиболее важным фактором, определяющим успеваемость и поведение ученика»1. И в своих научных, очень основательных и убедительных построениях он прибегает почти к библейскому образу: «Ребенок начинает отдавать свое сердце тем, к кому он привязан!»2 Зачем же нужна привязанность, для чего она? Что может быть благоприятнее такого сердечного расположения для передачи основ и принципов веры?

Два стиха из Книги пророка Малахии, вынесенные в эпиграф этой статьи, стали для нашей общины маяком надежды, ориентиром, благодаря которому мы открыли тему служения следующему поколению как первостепенную.

Как пастор, я прежде всего вижу в церкви среду для роста и формирования следующего поколения служителей. В церкви, как и в семье, важны все ее члены, все поколения. Однако в подготовку служителей мы в первую очередь стараемся вовлечь молодежь. Это касается всех служений: музыкального, технического, детского, лагерей.

В прошлом году у нас произошло обновление детского служения. Мы отказались от формата воскресной школы с ее урочным подходом. Сейчас у нас нет воскресной школы, есть детская часть общины. Детям нужна реальная жизнь в церкви.

Что должно происходить с нами, взрослыми, в общине, на наших воскресных служениях? Поклонение, служение, общение, ведущие к духовному возрастанию. То же самое должно быть и у детей. И если и уводить их с общего служения на специальные встречи, то никак не для того, чтобы дать родителям «отдохнуть», с постоянством загружая при этом одних и тех же людей. Служители нашего детского служения — это все родители. Мы расписываем дежурства на два месяца вперед. Каждый идет в свой день делиться тем, что у него на сердце по теме месяца. Обычных библейских уроков у нас нет.

Детям тоже есть чем поделиться, надо только дать им такую возможность. Если дети чувствуют принятие и заинтересованность в них, то они способны разразиться таким потоком безудержного веселья и открытости, свежесть которого способна наполнить энергией любого на много дней вперед. Когда мы начали проводить воскресные встречи в формате домашней группы, в молитвенной комнате со свечами, предлагая детям говорить о том, чем они живут и что их интересует, мы были впечатлены насыщенностью их духовной жизни! Мы получали назидание от них! А во время молитвы о них щемило сердце: какая же это привилегия — служить им!

На наш взгляд, основное обучение и наставление должны происходить дома, в семье, а в воскресенье мы должны создать условия, чтобы дети ощутили все грани общинных встреч: учились размышлять над Писанием и делиться результатами размышления, молиться друг о друге и свидетельствовать о действии Бога в их жизни, обращать внимание на Божий ответ; включались в поклонение вместе с родителями и наставниками во время собрания.

Отказаться от привычного формата работы с детьми по воскресеньям поначалу было очень сложно. Пугали неизвестность и кардинальная перестройка всей общины. Ведь непонятно, каков будет результат всех этих больших и трудоемких перемен. Стоит ли овчинка такой выделки? Теперь можно уверенно сказать — стоит. Шикарная овчина получилась!

Конечно же, всяким переменам, и особенно положительным, предшествуют определенные процессы. В нашем случае это была молитва. Молитва стала плугом, вспахивающим поле служения, нитью, пронизывающей и скрепляющей воедино все служение детям. Молятся стоящие друг за другом в очереди ведущие воскресных встреч, осуществляя передачу молитвенной эстафеты. Каждый вторник по скайпу проходит молитва о служении, о детях, о самих себе. В конце каждого месяца у нас проходит суточная общецерковная молитва о следующем поколении. Это помогает думать глобально и действовать локально.

Одним из наших принципиальных открытий-убеждений стало понимание, что воспитать ребенка силами одной семьи, учитывая оказываемое на нее давление извне, в наше время невозможно — нужна общность. И важным шагом к построению такой общности стало совместное проживание. Две пасторские семьи стали жить рядом друг с другом, в соседних домах. Постепенно количество живущих по соседству членов церкви увеличивалось, создавая небольшое жизнеутверждающее сообщество.

Это проживание стало особенным не только для нас, взрослых, но и для наших детей. Они вместе играют, гуляют, постоянно ходят в гости друг к другу и даже учатся. Находясь друг от друга «в шаговой доступности», они органично усваивают различные грани жизни в общности. Кроме наших семей в наших домах все время живут какие-то наши друзья. Наш дом стал и общежитием, и церковью, и школой.

Наших детей окружали взрослые — родители и учителя, старшие друзья и наставники. И именно из среды наших детей сформировалось ядро, вокруг которого сложилось со временем молодежное служение и молодежная группа прославления.

Но что бы ни происходило в общинной жизни, центральным местом передачи ценностей всегда остается семья. Непросто при московском ритме жизни удерживать общность и переживать единство. Необходимо остановиться, найти время и место для семейной встречи. В нашей общине становятся популярными пятничные семейные вечера. На особый ужин за столом собираются все члены семьи. Эти встречи нравятся даже старшим детям со свойственной их возрасту тягой к обособлению. Идет неспешный разговор, когда каждый делится событиями недели. Здесь можно обсудить общие семейные вопросы, помолиться друг о друге. В своей семье мы иногда используем некоторые идеи из книги Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных семей». Например, его идея эмоционального банка несколько недель пользовалась у нас успехом, мы действительно начали замечать больше хорошего друг в друге и стали более благодарными. Это создает атмосферу, в которой мы можем передавать детям то, что ценим сами.

Надо сказать, что за сохранение совместного семейного пространства приходится прямо-таки воевать. Постоянно возникают какие-то срочные и «важные» дела, которые приходится отодвигать усилием воли. Начало этих семейных встреч сопровождалось изрядным скрежетом и искусственностью, но постепенно они стали преобразовываться в живой диалог сердец. И теперь совсем не хочется терять то теплое пространство, в котором возможен сердечный разговор. Чаще всего именно здесь мы делимся с детьми своим пониманием различных духовных вопросов, например, что такое поклонение в духе и истине, своим опытом служения. Таким образом, события семейные и общинные связываются в единое целое. Тема месяца объединяет содержание того, что мы проживаем за этот период как дети Божьи.

Важные и большие изменения происходят в течение больших промежутков времени, равных жизни нескольких поколений. Это можно увидеть в случае, когда вера в единого Бога стала не просто верой Авраама, а трансформировалась в веру еврейского народа. Бог называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова3. Цепочку из нескольких звеньев мы видим как условие передачи веры и в Послании, адресованном Тимофею. Эта цепочка — условие трансформации веры в Христа из индивидуального верования4 в верование распространенное, общепринятое, универсальное.

Чтобы вера приобрела новое качество, нужны не только время и цепочка из нескольких поколений, необходимым фактором является и такое взаимодействие поколений, при котором происходит передача веры в качестве наследия. Ценности, выкристаллизованные в одном поколении, благодаря практическому применению услышанного, совершенным ошибкам и полученным результатам становятся наследием и служат другому поколению. Но этого не случится, если поколения не будут развернуты лицом друг к другу и взаимно открыты. Нужно, чтобы предшественники становились для идущих следом своеобразным мостиком в будущее.

Исходя из библейской реальности мы стремимся смотреть на сто лет вперед. Такая перспектива помогает нам сфокусироваться на потомках в широком смысле слова. Наша переходная роль выразилась в найденной нами метафоре моста, по которому потомки совершают переход в будущее. Если нет такой рамки, то в отпущенный человеку жизненный срок он будет стремиться исключительно к самореализации.

От сердца к сердцу

Думая о том, как помочь нашим детям стать настоящими последователями Иисуса Христа, мы создали образовательный проект «Мост в будущее», который стал средством защиты от размывания ценностного содержания в процессе получения детьми среднего образования, а также помощником в становлении детей и формировании у них христианского мировоззрения. Это была общеобразовательная школа. Этот опыт подтолкнул нас еще к одному проекту — летних и зимних лагерей «Контакт».

«Контакт» буквально стал кузницей кадров. Кроме того что он стал любимым местом проведения каникул для наших детей и детей из многих других церквей, он служит площадкой для практики наставничества и служения. Летом 2013-го, будучи пастором смены, я испытывал радостное чувство при виде солидного вспомогательного отряда мальчишек и девчонок, ради которых когда-то создавался лагерь. Теперь они приехали в качестве служителей. Передача ценностей состоялась!

Сегодня мы реализуем еще один проект — программу бакалавриата «Миссия в профессии». Это программа практического характера, и рассчитана она прежде всего на студенческую молодежь. Для тех, кто поступил в московские вузы, мы предлагаем проживание в студенческом кампусе Евроазиатской богословской семинарии и параллельное основной специальности вечернее обучение три дня в неделю. После четырех лет обучения студент получит диплом бакалавра служения. Но самое главное — за время обучения и практики студент сможет укрепить свой христианский фундамент и пополнить ценностный багаж.

Трудно переоценить роль пророческих слов Малахии в жизни наших семей и общины. Это пророчество не просто все эти годы учило нас следить за своими сердцами, проверяя их на обращенность, подлинную заинтересованность, открытость, жертвенность в отношении младших или старших. Не только задавало тон нашему общению с детьми и их наставлению в семьях. Оно помогло нам реализовать наши проекты со школой и лагерем, детское служение, наладить работу с подростками и молодежью в церкви. Пророчество Малахии стало важнейшей из ценностных основ работы со студентами семинарской программы. И спустя почти двадцать лет Бог все еще продолжает углублять наше понимание важности соединения поколений, задавая новые его уровни.    

1 Гордон Ньюфелд. Ключи к благополучию детей и подростков. — М.: Ресурс, 1914. С. 17.
2 Там же.
3 Исх 3:6.
4 Индивидуальное понимание какого-то вопроса, не ставшее общепринятым в богословии, называется теологуменом.

 

Автор: Сергей Толоконников
Фото: Из личного архива С. Толоконникова; gettyimages.ru

 


Работает на Cornerstone