Тема

О вере — детям. Заметки дилетанта

Наталья Савушкина
Журнал/Архив/Номер 52/О вере — детям. Заметки дилетанта

О вере — детям. Заметки дилетанта

Иногда так хочется, чтобы ребенок был подобен шкатулке: открыл его, поместил информацию, закрыл, и готово! Вложенное лежит тихонько на дне, в любой момент можно достать и воспользоваться. Удобно и хорошо. Особенно хочется так, под замок, положить самое драгоценное — веру. Но в жизни все оказывается по-другому.

«Шкатулка» почему-то не вмещает в себя опыт, с таким трудом и страданиями накопленный родителями. Наверное, если бы было возможно передать свою веру механически, мы не знали бы ни одного ребенка священника, ставшего атеистом, ни одной семьи, где выросшие дети не придерживаются христианства. Но примеров ухода из церкви немало… Сколько бы мы ни старались воздействовать извне, настоящая вера растет изнутри.

Конечно, младенец еще не отделяет свое «я» от материнского, пропитывается маминым спокойствием, молится вместе с ней, и для него это единственный способ существования. Дошкольник постарше уже начинает задавать вопросы, но по-прежнему скажет «мы, христиане» исходя из опыта семьи. А вот когда наступает переходный возраст — время найти свое место и определить, во что веришь ты сам, — убедить должно что-то большее, чем вера родителей. У подростка формируется критическое мышление, он будет подвергать сомнению всякое высказывание родителя, и в том числе его убеждения. Это не конец света, не ужас, но кризис, а кризис — точка роста, от которой может пойти развитие.

Как же помочь ребенку обрести свою веру, настоящую и крепкую?

Не знаю, нужно ли кого-то убеждать, что принуждение к вере бесполезно и даже вредно. Нам неведомо, какими путями приходит человек к Богу, как Бог находит человека. В родительской компетенции — поддерживать, обсуждать, деликатно наставлять. Может быть, даже задавать вопросы и сомневаться вместе с ребенком.

Вспомним себя. Тот самый «накопленный опыт» удивительно разнообразен: на кого-то повлияла встреча с миссионером, кого-то убедили книги, а иные сначала были очарованы богослужебной музыкой, а потом уже стали вникать в детали… Путь каждого уникален. Получается, в том, что касается другого (пусть даже он еще мал), мы все дилетанты. Невозможно раз и навсегда с уверенностью сказать, что затронет душу ребенка. Значит ли это, что для взращивания веры сделать вообще ничего нельзя?

Из Посланий апостолов мы знаем, что вера — от слышания, а слышание — от Слова Божия (см.: Рим 10:17). Родитель может создать среду, ориентированную на Евангелие, в первую очередь организовать чтение Слова. Дома и в церкви, в общении с друзьями — чем чаще оно звучит, тем ближе становится детям.

Однако важно, как мы сами относимся к Писанию. Прочли положенный отрывок и забыли? Или наполняем Словом всю ткань своей жизни? Обсуждаем ли с детьми жизненные ситуации в свете Слова?

Мы знаем, что на окружающих мало воздействует то, что мы говорим (если это не лекция в университете, конечно), а вот наши поступки действуют безотказно. Живущий рядом с детьми живет в стеклянном доме. Ребенок видит, что родители, попавшие в трудную ситуацию, прежде всего молятся. Страдают — верят. Тревожатся — больше времени уделяют молитве. И в какой-то момент срабатывает паттерн, шаблон, который ребенок усваивает от родителей, как любое живое существо: ага, в сложной ситуации поступаем вот так. Можно сто раз сказать «халва», но слаще не станет. Так же, сто раз назидательно повторив «верь», вряд ли добьемся веры, да и стоит ли ее добиваться?

Говоря, Христос использовал притчи, чтобы создать своеобразный интерактив: задействовать разум человека, его воображение, образное мышление. Очевидно, что Он апеллировал к личности. А сколько личностей, столько возможностей прийти к вере. Мы по-прежнему не эксперты, а всего лишь дилетанты.

Да, Христос говорил притчами. Он не программировал роботов, а призывал слушателей к сотрудничеству, к труду творческого осмысления Своих слов. Все мы помним злых виноградарей и блудного сына. Как выпуклы и понятны эти образы, как мало в них прямого указания, требования подчинения, которыми порой полны наши слова, обращенные к детям! Христос рассказывает отвлеченную историю, но она дает повод для размышления о собственной жизни.

О вере — детям. Заметки дилетанта

Итак, мы читаем Слово Божье, обсуждаем его, пытаемся вместе с детьми осмыслить житейские события в свете Евангелия. Только давайте не будем впадать в назидательность и рассматривать каждый поступок ребенка под микроскопом: «Плохо ты поступил. Неверное решение. Надо-то было вот как. Ты же верующий!»

Один из путей деликатного обсуждения (а не осуждения) — совместное чтение. Те самые отвлеченные истории дают возможность сообща разобрать непростые ситуации. Читая, мы не делаем акцента на проблеме ребенка и действуем безоценочно, призывая его совершить труд творческого осмысления жизни. Читая, можно прожить гораздо больше жизней, чем только свою собственную. И потом, чтение — настоящее подспорье для родителя. Гораздо легче сказать: «А помнишь, герой Драгунского (Льюиса, Линдгрен и т. д.) тоже мучился выбором? Ты как считаешь, он правильно поступил? А как бы ты сделал? А как ты думаешь, какой выход одобрил бы Христос?»

Для чтения с подростками можно рекомендовать книги «проблемные», которые затрагивают сложные темы и ставят острые вопросы, для того чтобы взрослеющий человек мог пережить кризис вместе с героями, на страницах книг. Тогда собственный кризис, в том числе кризис веры, может пройти более гладко. Книги современных писателей Юлии Кузнецовой, Нины Дашевской, Илги Понорницкой (Евгении Басовой), Гэри Шмидта, Ульфа Старка побуждают к размышлению и дают почву для обсуждения, для живого диалога с понимающим взрослым, который готов услышать тревоги и переживания подростка и поделиться своей верой и видением мира.

Получив призвание быть родителями, постараемся жить как смиренные дилетанты: действовать изобретательно, но чутко, и надеяться на помощь Божью.

 

Автор: Наталья Савушкина
Фото: gettyimages.ru

 


Работает на Cornerstone