Обложка

Красота любви

Андрей Рябенко
Журнал/Архив/Номер 52/Красота любви

Красота любви

Смотришь на маленьких детей и поражаешься, как они умеют радоваться окружающему миру, сущим мелочам, — и сокрушаешься, что давно утратил это свойство. Недаром Христос, как мы читаем на страницах Евангелия, говорит: «…если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18:3). В своем романе «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери говорит о том, что взрослые теряют непосредственность восприятия мира, заслоняясь от него всякого рода рутинными делами. 

Маленькому принцу удается радоваться восходу солнца, которым на его маленькой планете можно любоваться постоянно, чуть передвинув табуретку; он выстраивает трогательные отношения с розой, лисом, ищет в мире красоту и гармонию. А как их найти? Ответ очень прост: в любви.

Мир прекрасен, потому что сотворен Богом, а Бог есть любовь. Бог Сам радовался творению: «И увидел Бог, что это хорошо». Бесконечная Божья любовь и доброта вложены в каждый атом, лежащий в основании вещей. А сколько прекрасного можно увидеть в человеке. И неудивительно, ведь искра Божья заложена в каждого человека.

Но грех человеческий оказал губительное влияние на мироздание, безобразное вошло в мир. Грех принципиально антиэстетичен, хотя его и пытаются облечь в пышные наряды. Лукавый пытается подражать Богу, он тоже использует красоту в своих целях, и кое-что у него получается. Вот что писал по этому поводу Н. А. Бердяев: «Внешне гармоническая красота может быть обманной и лживой, прикрывающей уродство. Красота может переходить в свою противоположность, как и всякое начало, оторванное от источника света. Поэтому одинаково верно можно сказать, что она есть гармония и отдых от мучительной борьбы и она может стать “полем битвы” Бога и дьявола»*.

Следуя концепции протестантского теолога и философа Ричарда Нибура, христианству следует, насколько это возможно, благотворно влиять на культуру, но это невозможно делать из подполья, христианам необходимо быть участниками культурных процессов. 

Красоту Евангелия можно показать своей жизнью, как это сделал Христос, который однажды пришел в наш мир маленьким беззащитным ребенком. Самым важным событием в жизни человека является его встреча с Всевышним.

Человеку не удалось полностью испортить мир. Божья творческая мощь бесконечна, да и сам человек, несмотря на грех, остается самым красивым созданием во вселенной, потому что носит в себе Его образ. 

В деле передачи нашим потомкам основополагающих ценностей помимо основ веры важно передать подлинную красоту Его любви, которая должна воплощаться во всем начиная с простых отношений и заканчивая высоким искусством, чтобы все это могло послужить на благо созидания Царства Небесного.    

*Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. — Париж, 1952, С. 172.

 

Автор: Андрей Рябенко
Фото: gettyimages.ru

 


Работает на Cornerstone