Тема

Духовность в наследство

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 52/Духовность в наследство

Духовность в наследствоЛев Толстой с внуками Илюшей и Соней (1909)

Несмотря на то что тема духовности сегодня чрезвычайно популярна для обсуждения и исследования, согласия в том, что такое духовность, нет. Многие связывают духовность с искусством, творчеством, эстетическими ценностями. Несомненно, что все эти явления обладают свойством передавать духовность, однако достойные восхищения произведения искусства и культуры не являются первоисточником духовности, но порождены духовными размышлениями, переживаниями и попытками их осмысления. Реальность Бога стоит над всеми явлениями реального мира и служит источником вдохновения человека.

Человек несет в себе способность общения с Богом, хотя духовный мир превосходит ту жизненную реальность, которую человек способен увидеть, услышать, почувствовать и т. д. Человек стремится к соединению и гармонизации в себе мира духовного и видимого, и поэтому становление и развитие духовности происходит через болезненное осознание и преодоление кризисов «разделения» этих двух миров в понимании человека. Духовность проявляется во внутреннем стремлении достичь большего, но она оказывается неспособна осуществить это стремление самостоятельно, без Божьей помощи. В своем духовном поиске человек подобен ребенку, начинающему ходить: он уже не удовлетворяется ползанием, но для реализации страстного желания ходить ему нужна опора или надежная рука родителя.

Духовность в наследствоПавел Блонский (1884–1941)

Духовность, на наш взгляд, — это способность видеть, принимать и передавать духовное измерение бытия. Она обладает качеством жизни, но принципиально иной, чем жизнь физическая. Осмысление и перенесение ее в виде ценностей, законов и принципов формируют мораль, или представления о нравственности, проявляемые в жизни духовного человека.

Вначале отметим, что духовности свойственна обращенность человека за пределы собственной личности и жизни. Духовный человек устремлен к высшему бытию, жизни и ценностям. Только выходя за пределы своей жизни, круга интересов и желаний, он познает истинные ценности любви, истины, радости жизни и красоты. Когда человек преодолевает себялюбие, то ему открывается мир других людей, отличных от него, и постепенно он становится способным принимать и понимать их. Путь отвержения себя и обращенности к другим — это поистине путь духовной жизни. Наиболее ярко он выражен в покаянии — развороту от себя к Богу и обретении взаимоотношений с Творцом.

Другим неотъемлемым свойством духовности является динамика. Духовность постоянно находится в развитии, поэтому она описывается как процесс возрастания, совершенствования и изменения. Павел Блонский, русский и советский философ, педагог и психолог, замечает: «Нравственность не есть нравственное самодовольство («Я уже достиг идеала!»), но самый процесс нравственной жизни… Настоящая, подлинная нравственность есть стремление к нравственности»1. Этот процесс происходит внутри человека и проявляется в изменении его образа жизни и действий, в стремлении подражать Христу.

Осознавая необычайную ценность духовности, издревле люди задумывались о том, как передать ее, подобно наследству, следующему поколению. Именно духовность и нравственность лежали в основании образования прошлого, когда нравственное развитие было целью, а все остальное было лишь приложением и подтверждением мудрости духовной. Древние видели смысл образования в том, чтобы научить человека не только делать умное, но лучшее и доброе в своей жизни. Классики педагогики также выделяли приоритетность духовно-нравственного развития в образовании в целом. Известный немецкий философ и педагог Иоганн Фридрих Гербарт утверждал, что достоинство человека не в знании, а в желании, конечная же цель образования лежит в добродетели. Добродетель есть идеал, приближение к нему есть нравственность. Константин Ушинский, основоположник русской педагогики, писал, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы разными познаниями и разъяснение каждому его личных интересов. Петр Лесгафт, выдающийся русский биолог, врач и педагог, пояснял, что задача школы состоит в образовании человека, т. е. в том, чтобы дать возможность молодому человеку владеть собой и содействовать тому, чтобы он выработал себе понятие о человеческой личности и о значении этой личности в обществе. Василий Сухомлинский, выдающийся советский педагог-новатор, считал нравственное развитие системообразующим фактором образования. Петр Каптерев, российский и советский педагог и психолог, открыто признавал, что прогресс в знаниях и умственном развитии без прогресса в добрых нравах и нравственности есть регресс.

Духовность в наследствоКонстантин Ушинский (1823–1870)

Библейский способ передачи духовного наследия сформулирован Апостолом Павлом в его письме к духовным детям: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор 4:16). Традиционно людей, оказывающих влияние на развитие духовности и нравственности, называли духовными наставниками, основной задачей которых было являть собой пример духовно-нравственной личности. Действительно, только духовный и высоконравственный человек может воспитать человека, развитого в духовно-нравственном отношении. Только в том случае, если наставник представляет систему моральных законов, образцом исполнения которых он является сам, она будет воспринята учащимися как достойная, потому что поддержана примером учителя. Лев Толстой в «Мыслях о воспитании» прекрасно пишет об этом по отношению к родительским наставлениям: «Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков — лицемерие родителей и теряют доверие к вопросам духовно-нравственного характера»2.

Духовность невозможно передать только словами, потому что природа духовного знания требует узнавания, наличия собственного опыта переживания общения с Богом учеником или наставляемым. Однако духовный опыт неизменно приводит к изменению личности, и черты этого изменения в жизни, поведении и отношениях безошибочно распознаются окружающими. Путь постижения духовности — путь постоянного изменения себя, смирения и постижения «пути превосходнейшего», Божьей воли в своей жизни. Так, Лев Толстой, размышляя о духовном воспитании, пишет: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?»3 Вопрос этот трудный для педагогов, но стоит ли откладывать поиски ответа только по причине его сложности?    

1 Блонский. Антология гуманной педагогики. Переиздание. — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002. C. 17.
2 Толстой. Антология гуманной педагогики. Переиздание. — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002. C. 174.
3 Там же. 

 

Автор: Татьяна Горбачева
Фото: wikipedia.org

 

Работает на Cornerstone