Тема

Быть иль не быть?

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 51/Быть иль не быть?

Быть иль не быть?

Мы не любим мыслей о смерти, гоним их от себя, хотим сфокусировать наши усилия на жизни, хотим прожить жизнь достойно. Более того, в современном мире, где достижения медицины сократили смертность от многих физических заболеваний, смерти удается избежать, и она воспринимается как нечто противоестественное. Вместе с тем смерть всегда идет бок о бок с жизнью, неразрывно связана с ней. И даже известно изречение на этот счет, приписываемое различным авторам, о том, что в этой жизни неизбежны только две вещи — смерть и налоги. Начало библейского повествования описывает время, когда жизнь на земле только зарождалась и не была обречена заканчиваться смертью.

Чтение первых глав Книги Бытия всегда поражает нас глубиной и масштабностью: создание света и небесных светил, космические преобразования. Описание начала жизни растений и животных, создание человека помещает читателя в мир природы, уже более близкий и знакомый. Человек, созданный по образу Божьему, был помещен в это прекрасное место для жизни. Замысел Бога о человеке, владычествующем над всем творением, прекрасен, для человека существует лишь одно ограничение — дерево познания добра и зла, плоды которого Бог запретил употреблять в пищу (см.: Быт 2:17). Нарушение запрета влекло за собой следствие, а именно смерть. Для описания этого следствия в еврейском языке использован особый двойной оборот, который усиливал акцент. Дословный перевод означает «умирая умрете», в русском языке ему соответствует выражение «непременно умрете», русский синодальный текст использует словосочетание «смертью умрешь». В тексте Ветхого Завета это выражение употребляется при описании последствий преступлений, которые карались смертью.

Большинство ученых воспринимает смерть как противоположность жизни, которую Бог даровал людям (комментарий Бенсона). Понятие жизни включало в себя жизнь тела в его единстве с жизнью душевной и духовной и неразрывную связь с Богом, единство с Ним в вечности. Таким образом, предупреждение «смертью умрешь» включало в себя прекращение жизни во всей ее полноте.

Продолжение рассказа в третьей главе Бытия описывает непослушание первых людей и ожидаемое прекращение жизни. Однако первые люди не падают замертво у дерева познания добра и зла, как мы ожидаем, а только испытывают стыд от собственной наготы. Это одно из мест Библии, где не приводится объяснений и причин непоследовательности рассказа (Cambridge Bible For School And Colleges). Возможно, Господь «передумал» приводить в исполнение немедленный смертный приговор, может быть, сработал некоторый духовный закон, по которому жизнь человека отныне начала угасать в нем, и он стал смертным. Тогда в последнем случае фраза «смертью умрешь» означает «станешь смертным».

Интересно сопоставить Божье предупреждение первым людям со словами змея, искушающими Еву: «Нет, не умрете». Означает ли это, что Бог солгал первым людям и описание змеем последствий непослушания были более достоверны? Автор Книги Бытия подтверждает, что произошло именно так, как предсказывал змей: открылись их глаза, и они познали добро и зло. Знание змея об отложенных последствиях грехопадения вовсе не означает, что Божий приговор был ложью. Подобно пророку Ионе змей, зная Божий характер, предполагал, что Бог может отменить наказание: «…ибо знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4:2). Змей использует это знание, чтобы Ева усомнилась в достоверности Божьих слов.

Толкование этих глав представляет трудность, особенно если принимать во внимание упрощенное толкование роли змея как несущего исключительно ложь. Тора характеризует змея как существо, бывшее «хитрее всех зверей». Профессор Гарварда, литературовед, библеист Джеймс Кугел* считает, что если расшифровать эту характеристику более детально, то змей может быть назван «проницательным, умным и внушающим страх существом». Не все слова змея были ложью. Он знал, что смерть людей не наступит мгновенно, познание добра и зла сделает человека подобным Богу в способности переживать доброе и злое. Если говорить об аналогии, то можно привести следующий пример. Ребенок наивен, он пребывает в неведении относительно того, что на свете есть плохие люди. Родители не стремятся к тому, чтобы ребенок скорее столкнулся с проявлением греха и зла в окружающем его мире. Вместе с тем осознание печальной реальности приводит ребенка к взрослению и лучшему представлению о мире.

Толкователи расходятся в мнении о том моменте, когда человек стал смертным. Одни комментаторы считают, что это произошло мгновенно, с обрывом духовной связи человека с Богом, в момент, когда люди преступили заповедь. Другие указывают на продолжавшиеся отношения с Творцом, о чем свидетельствует третья глава Бытия, где описаны разговор человека с Богом и высказанное Богом опасение, что, оказавшись в греховном состоянии, люди могут вкусить плоды и с древа жизни и жить в греховном состоянии вечно. Согласно еврейской версии, Божий приговор вступил в силу с момента изгнания человека из Эдемского сада.

Потеря близких отношений с Творцом, удаленность от древа жизни, вкусив плоды которого человек мог бы продолжать жить, включило обратный отсчет дней жизни. У Адама, который, согласно библейскому тексту, жил дольше других людей, было девятьсот тридцать лет жизни (см.: Быт 5:5), и затем он умер. Если принимать во внимание, что Творец может исчислять время иначе, чем мы с нашим летосчислением (см.: Пс 89:5; 2 Пет 3:8), у Господа «один день, как тысяча лет», тогда, строго говоря, исполнились слова Бога, обещавшего, что вкусившие плод умрут в тот же день.

Возможно, наше представление о смерти основывается на нашем опыте переживания смерти близких людей. Когда человек умирает, тело остается без жизни, без дыхания и движения, все органы прекращают работу и подвержены разложению. Мы не представляем себе другой смерти и другой жизни. Может быть, то, что мы называем жизнью сегодня, для Адама с Евой было подобно смерти? Трудно вообразить их взаимоотношения с Творцом, когда они знали, что любимы Богом, и были сами исполнены радости и любви к Нему. Потеря этих отношений подобна потере любимого человека, превращающей жизнь в страдание и тоску по прошлому. Мы смутно чувствуем, что наша жизнь слишком банальна и пуста, непрекращающаяся жизненная рутина не дает нам возможности начать жить по-настоящему. Александр Блок писал:

 

«О, я хочу безумно жить,

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

 

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, —

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!»

 

Разорвав отношения с Богом, Адам и Ева утратили полноту жизни и пошли своей дорогой, ведущей к смерти. Христос пришел, чтобы мы могли выйти на дорогу, ведущую в жизнь, чтобы обрести ее во всей полноте.    

*www.eshkolot.ru/event/35641

 

Автор: Татьяна Горбачева
Фото: gettyimages.org

 

Работает на Cornerstone