Тема

Рай утраченный и рай обретенный

Лидия Маянц
Журнал/Архив/Номер 51/Рай утраченный и рай обретенный

Рай утраченный. «Где райские кущи, где Голос зовущий?..»

Рай утраченный  и рай обретенный

Рай... Почему это слово как-то по-особому отзывается в нас?

Если мы прислушаемся к своему сердцу, то обнаружим, что в самой его глубине живут неясные, едва различимые воспоминания о некоей безмятежной, счастливой поре нашей жизни.

Это воспоминания о том, что было в действительности. Человек жил когда-то в мире, покое и радости, в полной гармонии с окружающим миром. Он знал язык птиц и зверей и мог говорить с ними. Он наслаждался общением с любящим и мудрым Отцом.

Но трагедия грехопадения, произошедшая в Эдемском саду, привела к тому, что человек потерял все, что имел. Своим непослушанием Богу он отрезал себя от Него. В результате он лишился того блаженства вечной жизни с Богом, к которому был предназначен, и обрек себя на страдания и смерть.

Врата рая закрылись для человека. Однако смутные воспоминания о нем и мечта о чем-то несбыточном и прекрасном продолжают жить в человеческом сердце. Вопреки всем препятствиям они пробиваются наружу, как зеленый росток сквозь асфальт. Это всемилостивый Господь, который хочет вернуть нас Себе, вновь и вновь пробуждает в нас тоску по нашей духовной отчизне. («Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих…», Пс 41:8.)

Приглядевшись внимательней, мы увидим, что рай не исчез бесследно. Здесь, на земле, мы всегда можем найти какие-то его черты. Потому что мир, в котором мы живем, является хоть и слабым, но все же подобием того прекрасного мира, который был замыслен и сотворен Богом. Так археологи по найденным в раскопах предметам воспроизводят облик древней, давно исчезнувшей цивилизации.

Иногда создается впечатление, что и Бог тоже находится где-то неподалеку, только прячется от нас, чтобы дать нам возможность самим Его найти. Господь настолько дорожит нашей свободой, что не проявляет здесь инициативу. Однако Он изначально вложил в наши сердца стремление к Себе, потому что хочет, чтобы мы искали Его. Как написал когда-то в своей «Исповеди» Августин Аврелий (Блаженный Августин), «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».

В своем воображении или снах мы порой переносимся в какую-то прекрасную, но неведомую нам страну:

 

«Неведомые города и страны

Моей мечты —

Лишь образ той страны желанной,

В которой Ты.

Она невидимо сияет,

В душе поет.

Она давно нас ожидает,

К себе зовет.

Господь, Создатель и Спаситель!

Мне крылья дай —

Взлететь в Небесную Обитель —

Твой чудный Край».

 

Рай обетованный. Небесное Царство

Однако у нас есть теперь возможность обрести рай не только в мечтах и в снах, но и в действительности. Благодаря крестному подвигу Спасителя двери рая снова открыты для нас. Ангел с огненным мечом отошел от древа жизни, и у нас вновь появилась возможность вкушать его плоды. Но вечную жизнь мы получаем теперь от Христа, ведь Он и есть жизнь (см.: Ин 14:6). Он Сам о Себе говорит, что «… пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10).

В Новом Завете рай упоминается всего три раза. В Евангелии от Луки — когда Христос незадолго до Своей крестной смерти обращается к покаявшемуся разбойнику: «… истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43). Во Втором послании к Коринфянам, где апостол Павел свидетельствует о том, «что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова» (2 Кор 12:4). И наконец, в Откровении Иоанна Богослова. Там сказано: «…побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр 2:7).

При этом рай в Новом Завете, так же как и в церковной традиции, отождествляется с Небесным Царством.

Представление о Небесном Царстве не вмещается в наше сознание. В человеческом языке нет таких слов, которые могли бы выразить, что оно собой представляет. Поэтому те, кто описывает Небесное Царство, используют обычно образы.

Вот как говорится об этом в Книге Откровение Иоанна Богослова: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его… И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр 21:1–6; 10; 22–24; 27).

Небесное Царство — это новый, полностью преображенный мир, в котором творение обретет свою наивысшую полноту. Мир, в котором Бог будет «все во всем» (1 Кор 15:28). Именно там, в Небесном Царстве, мы и найдем все то, чего нам здесь так недостает:

 

«Есть много разных стран,

Далеких и прекрасных.

Чтоб в них попасть, пускаемся мы в путь.

Но есть одна страна.

В нее войти не властны мы,

Но верю, что откроется когда-нибудь

 

Небесный Град,

Небесный Град.

Страна, где царствует любовь.

Небесный Град,

Небесный Град.

Страна, где царствует любовь.

 

В нее войдет лишь тот,

В чьем сердце Божий дух живет,

Кто никогда не ищет своего,

В ком дух любви неугасим,

Кто свет Христов несет другим.

И смерть не властна над ним.

 

Господь освящает,

Господь исцеляет,

Господь побеждает смерть.

Господь освящает,

Господь исцеляет,

Господь побеждает смерть.

 

О, мой Господь!

Приди и властвуй надо мной,

Своей любовью душу освяти.

Нет жизни той прекрасней

И нет другого счастья,

Чем вечную любовь нести.

 

Любовь долготерпит,

Любовь милосердствует,

Любовь не гордится.

Любовь все переносит,

Любовь все покрывает,

Любовь все объемлет».

 

Рай обретенный. Опыт рая в нашей земной жизни

Мы знаем, что во всей своей полноте Небесное Царство откроется лишь после окончания мировой истории. Однако Христос говорит нам: «…Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21). Это означает, что Небесное Царство, то есть рай, может прийти к нам уже сейчас.

Можем ли мы сказать о себе, что имеем опыт жизни в раю? Да, можем, если живем в любви. Когда, принимая в себя Божью любовь, мы делимся ею с другими, когда мы отдаем себя своим ближним, мы живем в раю. Потому что опыт рая как раз и заключается в любви.

Мы можем сказать о себе, что имеем опыт жизни в раю, если живем в Боге. Ведь жизнь в Боге — это и есть рай. Христос предлагает нам полностью соединить нашу жизнь с Его жизнью. Тогда мы будем жить в Нем, а Он — в нас. Иногда нам это удается, и тогда мы осознаем, что и в самом деле «здесь и сейчас» пребываем в реальности рая.

В те минуты, когда Господь приходит в наши сердца и озаряет их Своим светом и Своей любовью, в них воцаряются гармония и мир. Мы ощущаем тогда переполненность какой-то необыкновенной, неземной радостью. Это и есть предощущение будущего рая, слабые отзвуки ожидающего нас Небесного Царства.

 

«Невидимая музыка звучит —

Небесный музыкант ее играет.

Пока не различим ее мотив,

Но сердце чуткое уже ему внимает.

Благоухают райские сады.

Цветы невиданные в сердце расцветают.

И Древа Жизни чудные плоды

Нам сладостию душу наполняют».

 

Этот опыт прикосновения к иной, духовной реальности необычайно для нас важен. Он пробуждает в наших сердцах тоску по утраченному раю и одновременно вселяет надежду на то, что когда-то и мы войдем в Небесное Царство, уготованное нам «от создания мира» (Мф 25:34), и увидим новое небо и новую землю, «…на которых обитает правда» (2 Пет 3:13).

 

Автор: Лидия Маянц
Фото: gettyimages.ru

 

Работает на Cornerstone