Тема

О законе и этических дилеммах

Мария Каинова
Журнал/Архив/Номер 50/О законе и этических дилеммах

О законе  и этических  дилеммах

Для христиан всего мира существует один непреложный свод законов, который мы находим в книге Исход (20:2–17): не убивай, не прелюбодействуй, не кради… Историки обращают внимание на то, что этот текст написан в том же формате, что и вавилонский кодекс Хаммурапи, который является сводом законов первой законодательной системы в мировой цивилизации. Таким образом, так же как и кодексы Древнего Востока, а позднее Греции и Рима, так же как и современные уголовные и гражданские кодексы, библейские заповеди определяют те правила, которым каждый христианин должен следовать в своей жизни, те действия, которые следует совершать или от которых следует воздерживаться, живя в рамках данного сообщества. Впоследствии католические богословы Эвагриус Понтийский, Фома Аквинский, а также Римские папы Григорий I, Григорий Великий и другие ввели понятия семи смертных грехов, которые также трактуются как «слова, действия или желания, противящиеся вечному закону»1. Из списка этих грехов, в котором перечислены гордыня, скупость, блуд, зависть, чревоугодие, гнев и лень, видно, что эти преступления против закона носят скорее духовный характер и, прежде чем стать словом или действием, проявляются как желание или движение души. Близкое по сути понимание греха, то есть преступления против Божьего закона, мы находим и в других конфессиях. Так, в молитве Ефрема Сирина, которая читается каждый день в православной церкви во время Великого поста, молящийся просит Господа оградить его от духа праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия. Протестантские богословы также говорят о таких проявлениях души, как гордыня, корыстолюбие и злоба, как о грехах, которые мешают нам исполнять «истинный шаббат», то есть истинный закон духа, суть которого — посвящение себя Христу2. Таким образом, христианский закон, казалось бы, четко формулирует те этические рамки, которые должны ограничивать круг наших мыслей, желаний, слов и поступков. И тем не менее каждый христианин бесконечное число раз в своей жизни сталкивается с ситуациями, которые не поддаются оценке с точки зрения библейских заповедей или учения Церкви.

Обычный человек редко встает в своей жизни перед таким радикальным выбором, как убить или не убить, украсть, предать и тому подобными явными преступлениями против ближнего. Намного чаще нравственные дилеммы, которые ему приходится решать в отношениях с родными и близкими, с друзьями и коллегами, находятся на очень тонкой грани между добром и злом. Так, пятая заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх 20:12), Второзаконие добавляет: «…и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (5:16). Эта заповедь так важна, что апостол Павел возвращается к ней в Послании к Ефесянам: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф 6:1–3). Кажется, что в этом требовании нет противоречий, оно просто и неоспоримо. Однако Павел тут же добавляет: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф 6:4). Зачем апостолу понадобилась эта оговорка, не потому ли, что отношения родителей с детьми редко бывают однозначными? Родители часто пытаются воплотить в детях свои мечты и амбиции, вместо того чтобы помогать им реализовывать их собственные таланты, вмешиваются в их жизнь, пытаются контролировать их, даже когда они взрослеют. Так, по наблюдениям психологов, наиболее частыми причинами различных поведенческих и эмоциональных расстройств у детей являются чрезмерная опека, регулярные отрицательные оценки со стороны родителей, игнорирование интересов ребенка и одновременно с этим вмешательство в его жизнь. Когда ребенок вырастает, родители часто продолжают оказывать на него давление, пытаясь за него решить, на ком ему жениться, как строить отношения в браке, как воспитывать его собственных детей. По статистике, вмешательство родителей в семейную жизнь своих отпрысков является одним из часто упоминаемых поводов для развода, и, по некоторым наблюдениям, до 8% молодых семей распадается именно по этой причине. При этом очевидно, что во всех перечисленных случаях родители могут быть добрыми христианами и исходить из самых лучших побуждений, ведь у них большой жизненных опыт, и им кажется, что они так хорошо знают своего ребенка! Где же тот непреложный закон, который не даст родителям навредить в воспитании сына или дочери?

Ничуть не проще положение с брачными отношениями. Казалось бы, столько всего сказано про то, каким брак должен быть. В Книге Бытие (2:24) брак предстает изначальным предназначением человека на земле: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть». Седьмая заповедь, «не прелюбодействуй», ограждает узы брака. А Павел в Послании к Ефесянам определяет характер отношений между супругами: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф 5:22–25). Однако кто знает, что на деле значит повиноваться мужу, как Господу? Как можно оценивать свою любовь к другому человеку в масштабе Господней любви? В супружестве два человека с разными характерами, привычками, семейными традициями пытаются создать нечто новое, и неудивительно, что каждому удобнее привнести в брак как можно больше своего, того, что он или она считает нормой. В данном случае очень удобно требовать полного повиновения и жить, не идя ни на какие компромиссы и не принимая точку зрения другого. И здесь грань проходит не между добром и злом, белым и черным, а между разными цветами палитры: как распределять домашние обязанности, как воспитывать детей, как планировать будущее, как и на что тратить деньги.

О законе  и этических  дилеммах

И наконец, в наших отношениях с социумом возникает столько спорных вопросов, на которые очень трудно однозначно ответить, опираясь лишь на закон! Является ли наше стремление достичь определенных высот в профессиональной сфере проявлением гордыни? Следует ли считать выходной, проведенный в компании друзей, греховной праздностью? Можно ли считать мечту о новой красивой машине признаком тщеславия? Где та грань, что проходит между допустимым и чрезмерным, тем, что нас созидает или разрушает?

Эти вопросы заставляют нас под новым углом посмотреть на то, что есть жизнь по закону или по благодати. Если закон не оговаривает, как поступать в простых житейских ситуациях, как решать каждодневные нравственные дилеммы, то благодать остается единственным, на что мы можем уповать. Только здесь речь идет не о том, что нас в конечном счете спасает, а о том, что позволяет нам шаг за шагом двигаться в правильном направлении, проживая каждый день в мире с Богом, людьми и с самим собой. Ибо там, где нет законченных, записанных решений, есть внутренний голос, который подсказывает нам, что хорошо, а что плохо. Благодать проявляется также в том, как выстраивается вся наша жизнь после того, как мы совершаем те или иные поступки, она либо наполняет все наше существование, либо покидает нас. Любой выбор влечет за собой череду событий, и по характеру этих событий мы часто можем определить, был этот выбор правильным или нет. В одном случае все начинает само собой складываться и часто чудесным и неожиданным образом приводит к развязке, о которой человек не мог и мечтать. В противном же случае то, на что он надеялся, вдруг подводит его, привычные методы и инструменты перестают работать, и вместо ожидаемого результата он получает разбитое корыто.

Возможно, решение полагаться на благодать может показаться зыбким и эфемерным, но не так ли жил народ Божий до прихода Мессии, опираясь на закон Левита и в то же время прислушиваясь к боговдохновенным речам пророков? И не на том ли выстояла и христианская Церковь, живя веками как едиными для всех библейскими заповедями и учениями Соборов, так и живительной струей личного откровения простых прихожан, святых и праведников, учителей и проповедников?    

1 Катехизис Католической церкви. — М.: Культурный центр «Духовная библиотека», Изд. 4-е. 2001. Ч. 3, пар. 1871.

2 См.: Мартин Лютер. Проповедь на день Воскресения Христова (Мк 16:1–8).

 

Автор: Мария Каинова
Фото: gettyimages.ru

 

Работает на Cornerstone