Тема

Он обнищал ради вас…

Сергей Корякин
Журнал/Архив/Номер 49/Он обнищал ради вас…

Он обнищал ради вас…

Богатство и нищета нам часто кажутся обыденными понятиями. Социологи, например, часто рассуждают о богатых и бедных и о наличии социального расслоения в обществе. На каждом углу бизнес-тренинги предлагают стратегии обогащения всем, кто хочет «вырваться из нищеты». Благотворительные организации ищут путей, чтобы материально и физически поддержать тех, кто бедно живет. И может показаться, что богатство и нищета связаны только с общественной жизнью и видимым миром. Далеко не всем очевидно, что у богатства и нищеты есть духовное, невидимое измерение.

Верующие убеждены, что истинным источником духовного богатства является Бог. Он сотворил мир и властвует над ним, Он полон благодати и славы (см.: Еф 1:7; 3:16) и поэтому может умерщвлять и оживлять, делать нищим и обогащать, возвышать и унижать (см.: 1 Цар 2:6). Тот, Кому подвластны жизнь и смерть, тем более властен над всеми благами видимого мира. Из-за этого некоторые христиане считают, что их послушание Богу непосредственно связано с материальным благополучием, которое Бог может — или даже должен — дать в ответ. Находятся даже проповедники, которые придают духовности такое осязаемое измерение: если ты грешник, то тебя ждет бедность, а если праведник, то будешь богатым.

Нельзя сказать, что такая точка зрения не имеет подтверждения в Божьем откровении. Ведь, когда Бог избирает народ Израиля, Он предлагает благословение (в том числе и материальное) и проклятие в зависимости от послушания и исполнения заповедей (см.: Втор 28). Поэтому многие считают, что Библия дает им право проповедовать те же принципы и в наши дни. Но результаты такого учения на поверку оказываются совсем неожиданными: «… праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем» (Еккл 7:15), и, когда верующие сталкиваются с таким явлениями, у них быстро возникает разочарование — в лучшем случае в подобных проповедниках, а в худшем в христианстве вообще.

К сожалению, мы не всегда замечаем, что Бог обращается с нами как с детьми, постепенно ведя нас к взрослению. В детском возрасте родители приучают нас к тому, что можно, а что нельзя, и поэтому дают простые правила: сделаешь хорошо — получишь похвалу, сделаешь плохо — накажут. Как говорит апостол Павел, «мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира» (Гал 4:3). Однако, повзрослев, мы понимаем: то, что оправданно в детском возрасте, далеко не всегда нужно и применимо во взрослом. Помогая другим, мы редко получаем слова благодарности, в ответ на добро мы часто слышим упреки, в ответ на искренность встречаем предательство. Мы открываем для себя, что мир суров и несправедлив.

Подобное «взросление» можно увидеть и в истории Божьего народа. «Мы… были в детстве… но, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего» (Гал 4:4), — утверждает апостол. Явление Иисуса Христа обозначило совсем иные, недетские, отношения между Богом и человеком. Христос пришел не как победитель, хотя, будучи Сыном Божиим, имел на то все права, но как слуга, Он пришел «не для того, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). Суть Его жизни хорошо видна в сцене Тайной вечери, когда Учитель Христос препоясывается как слуга и моет ноги Своим ученикам. Апостол Павел точно подмечает, говоря, что Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп 2:7).

Это смирение Божьего Сына явилось прежде всего в Его воплощении и жизни в нашем мире, в принятии нашей реальности, как знаем ее мы. Библеисты долго спорили о значении слова «уничижил» (ekenosen — букв. «опустошил»). Самые крайние из них, будучи не в силах объяснить парадокс Боговоплощения, говорили, что на время Своей жизни на земле Христос отрекся от свойств, присущих Его Божеству. Однако чуть ранее в том же отрывке говорится, что Он «не почитал хищением быть равным Богу» (Флп 2:6). То есть сам Павел не сомневался, что на земле Христос оставался Богом. Некоторые современные исследователи считают, что эти слова апостола говорят нам даже о большем: не просто о равенстве Богу, но о том, что Христос не почитал Свою божественность тем, чем можно было воспользоваться ради Своей выгоды1.

Сойдя с небес, Сын Божий разделил несправедливость, нищету и убогость нашей жизни, отдав Себя людям без остатка. Он ограничил Себя нашим телом, временем и пространством, Он учил, исцелял болезни, кормил бедных, воскрешал мертвых, наконец, Он принял насмешки, издевательства и смерть. Однако Христос не просто стал таким, как мы, но захотел, чтобы и мы стали такими, как Он. Он захотел поделиться богатством божественной жизни с теми, кто едва оправдывал человеческое призвание: «Будучи богат, [Он] обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8:9). 

Мартин Лютер считал, что Церковь как Тело Христово и община верующих обязана жить и служить богатством, полученным от Христа. По сути Церковь — это продолжающееся воплощение и «опустошение» Божьего Сына, потому что она не просто организованное собрание верующих, но «Христос — живущий как община»2. Именно община верующих, по мнению реформатора, становится проводником Божьей благодати, преображающей мир:

«Поскольку Христос стал нашим всеобщим достоянием… мы также должны стать общим достоянием друг друга… Если ты образован, ты не должен использовать свое учение для своей выгоды, но учить братьев. Если ты здоров, а твой ближний слаб, посмотри, как ты можешь его укрепить. Если ты видишь мужа, не соглашающегося со своей женой, примири их. Если ты не делаешь этого, то в тебе нет ума Христова. Если ты богат и видишь, что ближний твой беден, послужи ему своим имением; если ты не делаешь этого, то ты не христианин. Вот что мы должны делать с нашим имением, как с духовным, так и с материальным»3.

Наши обстоятельства мало чем отличаются от реалий апостольского времени или времен Мартина Лютера. Как и прежде, повседневная жизнь подталкивает человека к постоянному добыванию хлеба насущного, и порой кажется, что все вокруг подчинено материально-денежному вопросу. Однако сейчас, когда истинные христианские ценности совсем не в почете, мысль о духовном богатстве и нищете становится более актуальной, поскольку она по-настоящему возвращает нас к вечному и реальному, отвлекая от погони за временным и призрачным. Поделиться не только Благой вестью и добрым словом, но временем, силами, мудростью, образованием, деньгами — вот к чему призывает нас Господь: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21).

Лютер очень хорошо понял мысль апостола Павла о том, что, если мы хотим иметь «те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Флп 2:5), то мы должны в какой-то мере повторить путь Христа. То есть мы должны «обнищать», «опустошить себя» ради наших ближних, потому что полученное нами богатство по-настоящему усваивается, только когда мы его раздаем. Этот парадокс христианской жизни невозможно объяснить, но он доказал свою истинность в поколениях святых, следующих примеру Божьего Сына. И если мы ценим то, чем обогатил нас обнищавший ради нас Христос, то у нас не остается другого пути.

1 Wright N.T. Climax of the Covenant: Christ And The Law In Pauline Theology. London; New York: T & T Clark, 1993. P. 97.
2 Определение Церкви, данное Дитрихом Бонхёффером в труде «Общение святых».
3 Лютер М. Цит. по: Althaus P. The Theology of Martin Luther. Philadelphia: Fortress Press, 1996. P. 307.

 

Автор: Сергей Корякин
Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone