Тема

Веротерпимость в российском обществе

Елена Кондрашина
Журнал/Архив/Номер 45/Веротерпимость в российском обществе

Ретроспектива XX века

Веротерпимость в российском обществе

Сегодня в нашей стране происходят глубокие социально-политические перемены, многие проблемы, в частности вопросы веротерпимости, становятся все более актуальными и требуют нового теоретического осмысления.
Понятие «веротерпимость» предполагает признание людьми факта, что наш мир многомерен и многообразен, что в нем живут разные люди — представители разных рас, конфессий и национальностей, разных культур, с разными нормами поведения, со своими ценностями и привычками.

К сожалению, идея враждебности к иноверцам, инакомыслящим (а именно таковыми считали и считают до сих пор религиозных последователей неправославного направления) сохраняется, и в средствах массовой информации нередко появляются сообщения о гонениях на протестантские общины. Так, например, центр реабилитации «Новая жизнь», работающий в Кингисеппском районе Ленобласти более 15 лет, оказался под прицелом местной прокуратуры и УФС1; в Благовещенске суд на основании психиатрической экспертизы пытался запретить распространение аудио- и видеоматериалов церкви «Новое поколение»2; всем известен снос молитвенного дома в Новокосино3, а ведь дело можно было решить миром. К сожалению, этот ряд можно продолжать.
Чем это вызвано, в чем причина неприятия? Почему неприязнь к иноверцам так прочно сидит в умах россиян в ХХI веке?

Протестантские общины на территории России имеют почти пятивековую историю, на протяжении которой их права и свободы часто подвергались различного рода ограничениям. Подобная практика восходит еще к царской России. Вполне оформилась она в СССР в послевоенные годы. Протестантов различных деноминаций объявляли религиозными фанатиками, враждебными не только Русской православной церкви, но и обществу в целом.
«Курс на искоренение» сохранялся на протяжении всего советского периода, и неизменным оставался девиз «Религия по самой своей сущности глубоко враждебна нашему общественному строю»4.

Так, например, в послевоенные годы в Москве и Московской области официальную регистрацию удалось получить всего трем общинам (МОЕХБ, МОАСД и ЕХБ г. Серпухова). Все остальные существовали как подпольные общины, причисленные к изуверским сектам. Подчеркивалось, что в СССР существование сект является пережитком прошлого и мировоззрение верующих людей полностью не соответствует моральному облику советского человека. В деятельности протестантских общин советская пропаганда находила все составляющие изуверских культов. Их обвиняли в закрытости, замкнутости, мракобесии, отсталости, непросвещенности, подчеркивая на фоне описания жутких преступлений патриотическое отношение к собственной стране со стороны граждан, идущих по пути от октябренка к члену КПСС. Борьба с религией, особенно с ее иностранным влиянием, была своего рода фобией в СССР, на которой и в официальной политике делался акцент. Все громче распространялась версия, что протестанты лишь прикрывают религиозностью корыстные соображения и служат Западу, что среди них скрываются иностранные шпионы, которые служат мировому империализму за доллары. Антисекстантские фобии в СССР имели целый ряд причин. Если исключить духовные составляющие, в числе причин, которые вызывали неприязнь по отношению к протестантам, можно выделить определенную врожденную «правильность», позволяющую и в условиях советского законодательства, буквально следуя, например, идеям коллективного труда, добиться предпринимательского успеха. «Сектанты» с их протестантской этикой, возводящей трудолюбие и добросовестность в ранг важнейших добродетелей, держались общиной, основанной на взаимопомощи, и, несмотря на огромные многодетные семьи, при прочих равных условиях жили лучше своих соседей, являлись законопослушными гражданами своей страны. А это уже слишком похоже на западное поведение и образ мысли. Отсюда вывод: они не «наши», враги, чуждые национальной духовности, а значит, не будут поддерживать интересы советского государства, именно поэтому они должны подвергаться всяческим ограничениям, притеснениям, преследованиям и в конечном итоге должны быть уничтожены.

Низкий уровень осведомленности советских людей о религии, почти полное отсутствие правдивой информации и застарелое предубеждение против иноверцев было благоприятной почвой для антирелигиозной пропаганды и создания атмосферы настороженности, а чаще даже ненависти.

В послевоенные годы одним из главных нарушений советского законодательства были собрания верующих незарегистрированных общин по домам, на квартирах или в лесах. Верующих нередко оскорбляли и избивали, штрафовали, арестовывали, отдавали под суд и лишали свободы на длительный срок за подобные нарушения. В этих условиях несогласие с чиновниками, грубо нарушающими права верующих и просто граждан, часто воспринималось как неповиновение властям и даже как угроза безопасности государства. Но получить регистрацию и проводить собрания законным образом не было никакой возможности. Согласно советскому законодательству, религиозное общество или группа верующих могли приступить к своей деятельности лишь после регистрации. Как законопослушные граждане страны, являя твердое желание получить регистрацию для общин, молитвенных домов, церквей, протестанты подавали необходимые документы, но получали отказы и вынуждены были проводить собрания, оставаясь вне закона.

Необходимо подчеркнуть, что антирелигиозная политика, проводимая долгие годы, повлияла также и на состояние самого религиозного сообщества. Из-за чрезмерного накала антирелигиозной пропаганды, постоянных притеснений «сектанты» все глубже уходили в подполье. Но даже в это время общины протестантов пополнялись несравненно быстрее, чем их опустошали власти. К сожалению, свою активную «миссионерскую деятельность» они вели и среди христиан других деноминаций и конфессий. Нужно отметить, что это вызывало раздражение и приводило к внутренним конфликтам и в дальнейшем переросло в большую проблему, сделав межхристианские отношения очень сложными. Все это прослеживается в архивных источниках Фонда уполномоченного СДРК и СДР.

Ситуация с получением регистрации общин и зданий молитвенных домов протестантских общин в советское время перекликается с современностью, когда любая религиозная организация по закону может получить безвозмездно земельный участок для религиозных нужд. Когда повсеместно заявляют о 200 участках для строительства храмов Москвы, протестанты чаще всего получают отказ, а когда власти хотят показать видимость конфессионального равенства, то запускают протестантов по длинному кругу. Так случилось, например, с пятидесятнической церковью «Слово Жизни» в Калуге, которая более десяти лет не может узаконить земельный участок и здание, приобретенные на собственные деньги, а не полученные безвозмездно. Не имея возможности законными способами захватить церковные землю и здание, чиновники вынимают из запасников старое советское оружие — распространяют повсеместно информацию, что пятидесятники — это не церковь, равноправная с другими, а секта, да еще враждебная православию.

За плечами протестантов — десятилетия жесточайших преследований со стороны советского государства. Советского государства больше нет, а протестантские общины существуют в мирном и дружественном согласии с другими конфессиями как часть российского гражданского общества.

Приятно осознавать, что сегодня внутри христианского мира заметно активизировались попытки налаживания межконфессионального диалога, который не так прост, — он скорее труден, но, думаю, возможен. Диалог в данном случае подразумевает не только открытое взаимное общение двух (как минимум) сторон, но также гармоничное сочетание христианского ума, опирающегося на богословские истины, и простоты христианского сердца, для которого важны и слова, и молитвы, и дела.

Решать проблемы веротерпимости сегодня крайне важно. В первую очередь это особенно важно самим протестантам. Это тема для молитв и размышлений. Протестантам нужны мудрость, терпение, смирение, а главное — откровение Священного писания о том, как проводить добродетельную жизнь в этом мире, как выстраивать добрые отношения с окружающими людьми, общественными, религиозными и государственными организациями, как развеивать пока еще существующие ложные представления о верующих.

1 См.: Шкуренок Н. Право на новую жизнь // Новая газета в Санкт-Петербурге, 2012, 15 ноября, №86.
2 См.: http://www.sova-center.ru/religion/news/harassment/discrimination/2011/03/d21277/
3 См.: http://religionip.ru/news/roman-lunkin-svyatotatstvo-ili-pogrom-v-novokosino)
4 Спутник атеиста. — М.: Изд-во политической литературы, 1959. С. 424.

 

Автор: Елена Кондрашина
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone