Тема

Разнообразные не те. Описание отложенных Встреч

Денис Гореньков
Журнал/Архив/Номер 44/Разнообразные не те. Описание отложенных Встреч

Разнообразные не те. Описание отложенных Встреч

Подкрепление не пришло

Четвертый Вселенский собор (Халкидонский), созванный в 451 году по Р. Х., закончился принятием богословского определения о «двух естествах Христа». А в это время армяне, воевавшие с персами, тщетно ожидали помощи от братьев по вере. Затянувшаяся встреча в Халкидоне сделала невозможной встречу союзных армий, которая была так необходима армянам.

Митина любовь

В тихой сельской усадьбе тщетно ждал встречи с возлюбленной герой рассказа Ивана Бунина «Митина любовь». Вместо нее появился почтальон, и Митя, холодея, прочитал письмо: «Я дурная, я гадкая, испорченная… но я безумно люблю искусство! …я уезжаю — вы знаете с кем...» Поняв, что желанная встреча никогда не произойдет, Митя «нашарил и отодвинул ящик ночного столика, поймал холодный и тяжелый ком револьвера и, глубоко и радостно вздохнув, раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил»1.

В ожидании Годо 2

Как тяготит, мучит и тревожит не оправдавшееся ожидание желанной встречи! Тщетное ожидание, «ожидание Годо», точно переданное Сэмюэлом Беккетом, драматургом театра абсурда, уже давно стало одной из центральных тем человеческой жизни, а значит, и литературы, и кинематографа, и театра.
Драма несостоявшейся встречи вписана в человеческие отношения: мы ждем, нас ждут — мы не приходим, нас не дождались. Но не только. Беккет своей пьесой намекнул на иную реальность и реальность человека, тщетно ожидающего Иного.

Кто здесь настоящий Годо?

Иудеохристианская магистраль сделала для нас привычным образ Бога, который всегда приходит на встречу с человеком. Конечно, бывали эпизоды, когда человеку, подобно Иову, приходилось ждать очень долго, но Бог всегда являлся, «Годо» приходил. Однако новая история человечества, идущая в русле секулярной магистрали, поставила вопрос: если Годо не приходит, может, его просто нет? Обезбоженное пространство человеческих судеб и отсутствие очевидных по меркам секулярной магистрали признаков Божьего присутствия означает, что эта встреча вообще невозможна, так как встречаться, в сущности, не с кем?

Итак, мы видим человека, тщетно ожидающего другого человека, человека, будто бы не дождавшегося Бога. Но драма несостоявшейся встречи будет неполной, если не сказать еще об одной откладываемой встрече. Бог ожидает человека, но человек не приходит. И тогда возникает вопрос: кто же здесь настоящий Годо? Сам человек.

Мы не выходим на поиски Бога, откладываем встречу и в конечном итоге можем ее отменить. Почему? Причин много. Точнее, много встреч, препятствующих Встрече. По точному наблюдению поэта Евгения Евтушенко, «к нам ходят в праздной суете разнообразные не те».

Грех

Грех есть классическая причина, по которой человек откладывает, а то и вовсе отменяет встречу с Господом жизни. Грех не столько как проступок, действие, описываемое в юридических категориях, но как состояние, вызванное действием и усугубленное до болезненности, настолько масштабной, что самому человеку уже ее не преодолеть. У одной христианской группы есть песня о человеке, который «научился обманывать, и лгать, и быть жестоким. Он думал все от жизни взять, но он остался одиноким». Грех можно назвать затянувшейся встречей человека со своими бедами. Когда в жизни оказывается так много тяжелого, мучительного, страшного, что не поднять головы и шагу не ступить. А еще грех — это болезнь и мучительная боязнь любых близких контактов, особенно направленных в Божью сторону, которая делает человека одиноким, встречу — нереальной, саму жизнь — нищебродствованием. Грех как увлекательный поначалу процесс накопления наполняет руки человека ненужными и тяготящими его предметами. Такие руки уже не протянуть в сторону Творца. Но «что пользы человеку, если он все приобретет, а душу свою потеряет»?

Суета

Современный японский богослов Косукэ Кояма называет Бога тем, кто движется со скоростью пять километров в час3. Именно с такой скоростью обычно идет человек. Но человек сегодня мало ходит. Чаще мы ищем другие, более быстрые, способы перемещения в пространстве: машину, поезд, самолет. Мы спешим, а Бог, согласно Кояме, движется медленно. Медленно, потому что Он действует любовью. Любовь не спешит, но долготерпит. Суетливое движение, которое мы выбираем для того, чтобы поскорее достичь своих, конечно же, важных целей, не предполагает замедления. Но остановиться нужно! Нужно притормозить, чтобы линии за окном вновь стали лицами людей, крестами колоколен, деревьями и скамейками парков. Суетность, сопровождающая нас все время нашего бодрствования, мешает нам остановиться и познать, каков Он — Бог. Вновь и вновь нам нужно напоминать себе, что христианство — это дорога, пеший путь. Лучшие встречи и лучшие разговоры происходят на таких дорогах, а не в залах ожидания хабов. Просто пройдитесь сегодня пешком — без смартфона, без музыки, без аудиопроповедей в ушах. Сами по себе, с хорошими людьми, с Учителем, который любил и умел ходить пешком.

Разнообразные не те. Описание отложенных Встреч

Хронофаги и теофаги

Чем мы отличаемся от героев из истории о званых и избранных, рассказанной в четырнадцатой главе Евангелия от Луки? «Я купил землю и не могу прийти». «Я купил волов и не могу прийти». «Я женился и не могу прийти». Что поменяется в этой истории, пожелай мы рассказать ее сегодня? Пивко на лавочке, телевизор, социальные сети, карьерная лестница. Бестолковые чаты, бездарные фильмы, бессмысленное и беспощадное пролистывание страничек и прощелкивание каналов. Декорации и отношения вроде изменяются, но по сути остаются теми же. Пожиратели времени, хронофаги, оказываются прочнейшими и эффективнейшими мембранами, препятствующими нашей встрече с Господом. Все эти наши суетные контакты — это не просто хронофаги, но уже теофаги — пожиратели времени встречи с Богом.

И пока мы заняты всеми этими мелкими контактами и социальными связями с разнообразными не теми, Встреча оказывается отложенной на неопределенное время. Годо не приходит.

Церковь

Отдельно стоит сказать о церкви, которая в стремлении сохранить истинность учения и образа Бога может стать закрытой раковиной, из которой жемчуга уже не достать. Как может церковь мешать нашей встрече с Богом? Раковина наглухо закрывает драгоценную жемчужину толстыми наростами. Подобным образом может действовать на верующего и парадность воскресных богослужений, речистость проповедника, увлекательность всевозможных служений и проектов. О Боге все узнано из брошюры, словарные конструкции публичных молитв отработаны в совершенстве, Писание перерождается в закавыченные тексты — для споров, для самоуспокоения, для обличения и бичевания других. И тогда Церковь Христова, величайший из замыслов Божиих, пространство для встречи Искупителя и искупаемых, может тяготеть к превращению в малопонятный и малонужный социальный институт. Тяготеть, но не превращаться в него — исключительно благодаря тому, что жив ее Искупитель и Глава.

Стыд

Чувство стыда, пожалуй, самая уважительная и самая человечная причина, по которой мы откладываем наши встречи с Отцом, Сыном и Духом Святым. Здесь все соединяется воедино: недовольство собой от греховных действий и состояний, горечь от упущенных возможностей и суетной жизни. Стыд — хорошее чувство, болевой укол. Но именно он приводит в действие старую как мир схему: отдаляющие нас от Бога действия вызывают в нас стыд, стыд заставляет удаляться от Бога еще дальше, закрываться от Него еще плотнее... И мы начинаем думать, что «мой удел — катиться дальше, вниз» (Сергей Есенин) и жить соответственно.

Когда я появлюсь на горизонте...

Грех. Отдаление. Суетная жизнь. Связи и предметы. Презирающий старший брат. Стыд. Все это есть в истории блудного сына. Но финал этой истории дарит надежду — встреча происходит. Глаза блудного сына опущены вниз. Но глаза отца устремлены вдаль. Отец высматривает сына. Встреча происходит.

Что отдаляло ее, ставило в разряд невозможных? Непочтительность, отдаленность, желание разнообразных ощущений, встреч, падение, нищебродство, вина, стыд. Но в конце концов все это и подтолкнуло сына к тому, чтобы прийти в себя и повернуть назад, домой. «Разнообразные не те» мешают нашей встрече с Отцом. Но именно они могут заставить нас оглянуться, ужаснуться, помочь нам прийти в себя и сделать шаг навстречу Богу. И Он, как и отец в притче, издалека увидит нас, разоренных, с опущенными глазами, с израненными лицами. Увидит, узнает и бросится к нам.

Почтенные пожилые люди не должны бегать навстречу потасканным сыновьям! О эта невероятная милость нашего Отца и Его готовность прощать! Эти буквально ощущаемые образы: нечеловеческой пищи в дальней стране среди «разнообразных не тех» и накрытого для пира стола в доме отца! Эта радость Отца от того, что сын «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:32)!

Человек виден на горизонте. Бог виден на горизонте. Дверь открыта. Встреча возможна. Не будем ее откладывать.

1 http://ilibrary.ru/text/1017/p.1/index.html
2 «В ожидании Годо» —  название пьесы Самюэля Беккета, получившей в ХХ веке всемирную известность.
3 http://www.reformed.org.ua/2/710/7/Lane

 

Автор: Денис Гореньков
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone