Тема

Познание Бога

Ольга Запрометова
Журнал/Архив/Номер 44/Познание Бога

Познание Бога

Все мы странники и пришельцы на этой земле, и нам не всегда здесь уютно. Человек мечтает о счастье, но порой он сталкивается с непониманием, скрытой завистью, а иногда и с открытой враждебностью. На пути в вечность нам предстоит много испытаний, и опыт пустыни — лишь один из них. В трудную минуту человек обращается с вопросом к Небесам, часто с вызовом, реже с кротостью, но главное, он начинает диалог с Творцом и Спасителем в своем сердце. И тогда нам становятся ближе библейские повествования, в которых заключена историческая память избранного народа. Истории о патриархах, об избавлении израильтян из египетского рабства и их странствованиях по пустыне побуждают нас начать внутренний диалог с библейским текстом. Текст этот глубоко символичен и помогает нам понять самих себя и обрести в жизни новый смысл. Смыслы же, по Бахтину, в том числе и рожденные в диалогах прошедших веков, никогда не могут считаться раз и навсегда завершенными — они будут меняться, обновляясь по мере развития диалога1. И если Сам Иисус во время искушения в пустыне отвечал дьяволу, ссылаясь на Тору-Пятикнижие (см.: Мф 4:1–11), то тем более нам следует уделять этому корпусу Священного писания особое внимание. Рассмотрим подробнее один из ключевых моментов дарования Торы Моисею — момент кризиса, когда, казалось бы, всякая надежда для народа Божьего была потеряна.

Моисей вошел в облако, где пребывала Слава Господня, и получил скрижали Завета (см.: Исх 24:12–31:18). В это время народ начинает поклоняться золотому тельцу (см.: 32:1–6), и Бог призывает Моисея вернуться в лагерь. «Спускайся с горы, — сказал Господь Моисею, — негодный стал твой народ — люди, которых ты вывел из Египта! Как быстро свернули они с того пути, на который ты их наставил!.. Оставь Меня: Я изолью на них Свой гнев и уничтожу их — а от тебя произведу великий народ!» (32:7–9)2. В ответ Моисей обращается к Богу, умоляя Его не гневаться на Свой (Его) народ, приводя следующие доводы: 1) Зачем Тебе гневаться на Твой народ, который Ты вывел из Египта Своей великой мощью — могучей рукой Своей? 2) Зачем нужно, чтобы египтяне говорили, будто Ты увел этот народ на погибель — уничтожил его в горах, стер с лица земли? Не гневайся, смилуйся, не губи Свой народ! 3) Вспомни, о чем Ты поклялся рабам Аврааму, Исааку и Израилю, — Ты поклялся Самим Собой, что сделаешь их потомков многочисленными, как звезды на небе, а землю, которую Ты обещал им, отдашь их потомкам в вечное владение! (см.: 32:11–13). В центре этого диалога — народ Израиля. По молитве Моисея Господь смилостивился над народом (см.: 32:14–19). После суда над вышедшими из повиновения Моисей возвращается к той же теме: «Тяжек грех этого народа… Простишь ли Ты их? Если нет — то сотри и меня из Книги Твоей!» (32:32). В ответ на это Господь говорит, что сотрет из Книги Своей тех, кто согрешил против Него, в день наказания. Он не пойдет с народом, но пошлет Своего ангела, ибо, если Он пойдет, то истребит их в одно мгновение (см.: 32:33–33:5). Всевышний требует от народа снять с себя украшения (в знак покаяния) и не дает ответа (см.: 33:5). Наступил кризис в отношениях Бога и Его избранного народа!

В поворотный момент этой истории Моисей разбивает палатку, «охель моэд» (евр.), шатер (в синод. пер. — «Скиния собрания», в пер. РБО — «Шатер встречи»; в Торе под ред. Плаута3 — «Шатер откровения») отдельно от лагеря израильтян. Именно там Бог говорит с Моисеем «лицом к лицу, как говорит человек с человеком» (33:11). Диалог продолжается, Моисей напоминает Богу о своем призвании, он убежден, что сам не справится с этой задачей. Осознавая всю ответственность, возложенную на него, и милость, ему явленную, Моисей вновь напоминает о народе и высказывает свою сокровенную просьбу: «Если так, то поведай мне пути Твои, дай познать Тебя, чтобы я делал угодное Тебе» (33:13).

Есть разные переводы этого текста: «…если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих» (синод. пер.). Однако ближе всего к оригиналу стоит перевод Еврейского издательского общества, осуществленный совместными усилиями представителей научного мира и трех основных ветвей традиционного иудаизма (ортодоксальной, прогрессивной и реформистской)4:

 

«Теперь же, если я в самом деле удостоился Твоего благоволения, (А1)
молю: позволь мне узнать5 пути Твои, (Б1)
дабы я знал Тебя (Б2)
и дабы сохранил благоволение Твое». (A2)

 

Основной смысл данного отрывка усиливается композиционными приемами, столь характерными для еврейской поэзии: 1) повтор (А1/А2) задает рамку, в которой заключено самое главное; 2) параллелизм6 (Б1/Б2) свидетельствует о том, что познание путей Божиих есть познание Бога; 3) причинно-следственные связи (где А1 — причина, Б1 — следствие; Б2 и А2, в свою очередь, — следствие Б1) подчеркивают общность составляющих его элементов; 4) динамика развития мысли (где А1 является точкой отсчета, а Б1 и Б2 — ступенями к достижению нового уровня благоволения/смысла А2) ведет к будущим контекстам, одновременно предоставляя читателю ступени к достижению нового уровня богообщения. Моисею открыто, что познание Всевышнего начинается с познания Его пути (пути Торы/Закона; ср. Новый Завет: Евангелие говорит о познании Христа как новой Торы: «Я есмь путь и истина и жизнь»; Ин 14:6). Завершает эту лаконичную, но исполненную глубочайшего богословского смысла молитву повторное заступничество о народе.

Бог отвечает на смиренную мольбу Моисея: «Я Сам пойду с вами…» (Исх 33:14), вновь заверяя его в Своем благоволении. Как ранее Он говорил Иакову: «…Не бойся, иди в Египет… Я Сам пойду с вами в Египет, Я Сам и выведу вас оттуда» (Быт 46:3, 4). В одном из трактатов Талмуда сказано: «Исполняй Его волю, как свою — тогда Он исполнит твою волю, как Свою» (Авот 2.4). Однако на просьбу увидеть лицо Бога Моисей получает ответ, что невозможно увидеть Бога и остаться в живых (см.: Исх 33:18–20). Тем не менее Бог обещает ему провести пред ним Свое великолепие и провозгласить Свое имя. Более того, Он велит Моисею вытесать из камня две скрижали, подобные разбитым им ранее, чтобы Он начертал на них те же слова. Достигнув нового уровня богопознания (34:6–7), Моисей вновь умаляется пред Богом — «поспешно склонился, простерся ниц» (34:8), отождествляя себя со всем народом, убеждая Его «простить наши (вышедших из Египта. — О. З.) грехи и преступления и сделать Своим достоянием» (34:9). В результате нарушенный Завет заключается заново (см.: 34:1–29).

Истинный духовный лидер кроток духом подобно Моисею (см.: Числ 12:3), полностью зависим от Бога, не унижает никого — в нем нет надменности и дерзости. Раввинистическая традиция подчеркивает, что «…принижающего себя Святой, благословен Он, возвышает, а возвышающего себя принижает. Величие убегает от увивающегося за ним и увивается за избегающим его» (ВТ. Эрувин 13б). Отличительная черта избранника Бога, обретающего милость и благоволение в Его очах, — жажда богопознания и богообщения. В результате в нем вырабатывается характер, подобный явленному в Сыне Божьем, кротком и смиренном сердцем (см.: Мф 11:29), исполнившем благую волю Отца.

Именно в моменты кризиса от полной безысходности мы искренне взываем к Нему, и, что еще важнее, мы оказываемся в состоянии слышать Его — так начинается диалог. Часто он происходит в сокровенной глубине нашего сердца, во «внутреннем замке»7, по выражению Терезы Авильской. Духовная литература передает нам бесценный опыт встречи с Богом прошлых поколений. Опыт, в котором мы так отчаянно нуждаемся, чтобы понять себя и свой путь. Богопознание доступно каждому, но это путь длиною в жизнь, включающий потери и обретения, осознание своего несовершенства, греховности и полной зависимости от Спасителя. Только умалившись, как Моисей, позволив «укротить» себя, мы начинаем понимать необходимость водительства Духа Святого на своем земном пути.

Познание Бога В каком-то смысле данный библейский текст можно рассматривать как символическое изображение пути богопознания, когда богословие рождается из опыта богообщения. Согласно Кассиреру8, символ, как «смысловое отражение объективно данного», характеризуется диалогичностью9. В повествовании об исходе израильского народа из Египта нам открывается смысл кризисов, которые мы переживаем на своем земном пути, — смысл диалектический, не формально-логический. Диалог Моисея с Богом отражает процесс богопознания, несущий в себе динамику самой действительности. Когда мы, в свою очередь, вступаем в диалог с Богом, однажды полученный образ перерабатывается в нашем сознании, анализируется и очищается от всего наносного, привнесенного контекстом современной культуры. Богословие, по выражению митрополита Илариона (Алфеева), — это не наука, не искусство, не профессия, а не что иное, как мистическое восхождение к Богу. Ссылаясь на труды Григория Богослова10 (IV век), называющего истинным богословом только того, кто способен, войдя внутрь облака, общаться с Богом лицом к лицу, как Моисей, Алфеев подчеркивает, что для богословствования необходимы не столько усилия разума, не столько внешняя образованность или начитанность, сколько смирение и скромность11.

В заключение хочу привести цитату из труда Григория Нисского «О жизни Моисея Законоположника, или О совершенстве в добродетели», в котором автор призывает нас к «духовному истолкованию (библейского текста. — О. З.)… чтобы, перенеся все это в собственную жизнь, быть познанными Богом и стать Ему друзьями»12. Это произведение, пример экзегетического подхода Каппадокийской богословской школы, особенно актуально для участников столь популярных в наше время «лидерских» программ:

«Моисей, постоянно возвышавшись, никогда не останавливался и не полагал никакого предела своему восхождению… Ведь истинное созерцание Бога и состоит в том, что человек, взирающий на Бога, никогда не перестает этого желать (233). …Моисей, стремившийся увидеть Бога, был научен, как можно Его увидеть: следовать за Ним, куда бы Он ни повел тебя,  и означает смотреть на Бога»13.

Внимательное (по мере наших возможностей) прочтение диалога Моисея с Всевышним помогает нам понять, почему именно Моисей удостоился Его благоволения. Признанный вождь и пророк, принесший народу закон, известный как Тора Моисея, он стал прообразом Того, в Ком этот Закон исполнился (см.: Мф 5:17).

В момент кризиса Иисус молил о народе, о тех из нас, кто следует за Ним, выйдя из «рабства» этого мира, и кому надлежит проходить и через пустыни. Его мольба, как и мольба Моисея, была услышана. Сын Божий явил нам Собою путь спасения и оставил нам Духа Святого, водительства Которого ищет сердце каждого жаждущего познания Бога Отца и богообщения.

1 Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 361–373.      
2 Здесь и далее приводится текст в переводе РБО.
3 Тора. Современный комментарий / Пер. с англ. (The Jewish Study Bible — JSB). Перераб. изд. Глав. ред. В. Гюнтер Плаут). Иерусалим, 2011.      
4 См.: JSB. NY: Oxford University Press, 2004. P. ix-xii.      
5 Корень יָדַע; смысл этого глагола отличается от его современного русского эквивалента: «познать», «осознавать», «находить», «переживать», «ощущать», «заботиться», «избирать», «понимать», «знать», «объявлять» и др. См.: A Concise Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1988. P. 128–129.      
6 Подробнее см.: Вэндленд Э. Р. Гармония и алгебра Псалтири. — М.: ИПБ, 2010.      
7 «Внутренний замок» — книга Терезы Авильской (1515–1282), в которой изложено учение о ступенях мысленной молитвы.      
8 Эрнст Кассирер (1874–1945) — известный немецкий философ и культуролог.      
9 Свасьян К. А. Учение об автономности символа Кассирера. — Ереван, 1980. С. 103.      
10 Василий Кесарийский (Великий), его младший брат Григорий Нисский и его друг Григорий Назианзин (Григорий Богослов), известные как отцы Каппадокийцы, остались в истории христианства прежде всего как защитники учения о Троице.      
11 Иларион (Алфеев). Жизнь и учение Св. Григория Богослова. — М.: Крутицкое патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории, 1998. С. 235–237.      
12 Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя / Пер. с древнегреч. А. М. Десницкого. М.: Храм свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке, 1999. С. 104.      
13 Там же. С. 82–89.

 

Автор: Ольга Запрометова
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone