Тема

Место и роль Израиля в пророчествах о последнем времени

Ольга Орешкина
Журнал/Архив/Номер 44/Место и роль Израиля в пророчествах о последнем времени

Место и роль Израиля в пророчествах о последнем времени

Ученики спрашивали Иисуса: «…какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф 24:3). Как видим, два понятия «кончина века» и «пришествие Христа» взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. На протяжении веков в предсказанные различными «пророками» даты люди раздавали имущество и выходили встречать Иисуса Христа. Однако ничего не происходило. Но несмотря на подобный исторический опыт, многие верят, что именно наше время является последним временем, что именно нам суждено увидеть Второе пришествие Иисуса Христа.

Вопрос о будущих событиях интересует сегодня как христиан, так и иудеев. И те и другие ищут ответ в библейских пророчествах Ветхого и Нового Заветов. Взгляд евангельских христиан таков: пришествие Христа близко, при дверях, история вот-вот закончится, и все происходящие сейчас события — политические, природные, касающиеся нравственных сторон бытия человека — прямо говорят нам, что мы живем в последнее время. Подобный взгляд разделяют и иудеи, ожидая прихода Машиаха (Мессии) совсем скоро. Поговорим более подробно об этих взглядах.

Взгляд христиан

Учение о том, что Христос вернется на землю, является краеугольным камнем христианской веры. Христиане должны помнить о дне пришествия Господня и быть готовыми к встрече с Ним. Второе пришествие Христа совершится ради нашего полного спасения — это одно из основных обетований и учений Нового Завета. Зная о событиях последних дней, христианин по-новому сможет оценить возможности использования своего времени на земле.

Практически каждая книга Нового Завета ссылается на Второе пришествие Христа. Второму пришествию посвящена 24-я глава Евангелия от Матфея, в ней мы также читаем пророчества Иисуса о разрушении Иерусалима и о Его возвращении «как Сына Человеческого» для установления Царства Божьего на земле. Иерусалим был разрушен в 70 году н. э. Пророчество Христа исполнилось! Но «дня Сына Человеческого» мы все еще ожидаем — в тот день Он придет во славе.

Знамения времен

Хотя Библия со всей определенностью говорит, что человек не может знать точного времени Второго пришествия Христа (см.: Мф 24:36; 42), знамения приближения этого дня она приводит. Из них одни носят общий характер, другие удивительно конкретны и уникальны. На многие знамения общего характера указывают 6–12 стихи из 24-й главы Евангелия от Матфея — это войны и военные слухи, глады, моры и землетрясения, гонения на христиан, предательство друзей, появление множества лжепророков, умножение беззакония и охлаждение христианской любви. Такие признаки повсеместно проявлялись в разные периоды истории после Первого пришествия Христа. Проявляются они и в наше время, пожалуй, даже в больших масштабах.

Знамение современного Израиля

Одним из главных знамений скорого пришествия Христа служит образование в мае 1948 года государства Израиль. Библия учит, что в последние дни евреи вернутся на свою землю и восстановят суверенное государство. Если обратиться к пророчеству Исаии (см.: Ис 11:11–12), то первая часть отрывка повествует о возвращении евреев из Вавилонского плена в 538–537 годах до н. э., а вторая — о возвращении евреев в Землю обетованную «от четырех концов земли», то есть отовсюду. Это происходит в наши дни — евреи возвращаются в Израиль из разных стран, со всего света. Такого в истории вплоть до ХХ века еще не было! И это можно рассматривать как исполнение пророчества Исаии. У пророка Амоса мы читаем: «И возвращу из плена народ Мой, Израиля… И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой» (Ам 9:14–15). Евреи не раз переживали изгнание из своей земли, но и у Амоса, и у Исаии речь идет об окончательном возвращении.

Современный Израиль стал реальностью в мире. Это одно из самых ясных и несомненных знамений близости Второго пришествия Господа, когда Он вернется в Иерусалим как Царь Израилев.

Взгляд иудеев

Весь Ветхий Завет пронизан ожиданием Мессии, но таких понятий, как Первое и Второе пришествие, нет. Пришествие Мессии — одно ожидаемое Израилем событие.

Большинству евреев трудно поверить в то, что Мессия уже приходил. Известный еврейский философ Мартин Бубер обозначил вескую причину этого неверия: евреи видят, что этот мир не искуплен. Приход Мессии должен стать великим освободительным событием.

Христиане воспринимают Ветхий Завет через призму Завета Нового, но иудаизм истолковывает мессианские пророчества, исполнившиеся во Христе, иначе. В частности, иудей в образе раба, который «за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис 53:8), видит страдающий народ Израиля, а не страдающего Мессию.

Согласно еврейской традиционной хронологии, вся история человечества укладывается в 6000 лет и делится на три больших исторических периода: эпоха Хаоса — тогу, эпоха раскрытия Божественного значения — Тора и последняя эпоха, в которую мы живем, — эпоха Машиаха, или мессианская эра (емот а-машиах).

Первые две тысячи лет начиная с сотворения Адама человечество, утратив веру в Единого Творца, находилось во тьме язычества и идолопоклонства. Спустя десять поколений после праведника Ноаха (Ноя), Всевышний послал в наш мир первого еврея — праотца Авраама, который пришел на рубеже второго и третьего тысячелетий: «…И призвал... имя Господа, Бога вечного» (Быт 21:33).

Период раскрытия Божественной мудрости и Закона в мире завершился написанием Мишны (II век н. э.), окончательная редакция которой появилась в конце четвертого тысячелетия.

Тогда же (после разрушения Второго Храма) начался последний, третий период, получивший название «эпоха Машиаха», поскольку главным событием, определяющим ход развития еврейской мысли и всей истории человечества, является приход Машиаха в конце шестого тысячелетия.

Сегодня мы живем в завершающую эпоху, в «конце времен», в мессианскую эру, когда все громче слышны «шаги Машиаха» («эквей машиах»). Эта эпоха предшествует седьмому «субботнему» тысячелетию и приходу праведного Избавителя из рода царя Давида — скоро, уже в эти дни!*

Место и роль Израиля в пророчествах о последнем времени

Что же значит быть готовым к пришествию Христа?

Как говорят еврейские мудрецы: «Приведи себя в порядок в прихожей (в этом мире), чтобы войти в зал в достойном виде (в мир Грядущий)».

Один раввин на вопрос, как он будет встречать Мессию, ответил: если я буду сажать дерево и в это время придет Мессия, то я закончу свою работу, а затем выйду и поприветствую Его.

Никто не знает дня и часа, когда придет Христос, но мы точно знаем, что нам надо делать в повседневной жизни. Служить ближним, любить их, быть милосердными и ответственными, различать, когда собирать и когда разбрасывать камни, исполнять свое предназначение и быть последователями и учениками Христа. Если мы будем верны в этом, то будем готовы к Его приходу.

Есть мнение, что Израиль — это часы Божии, по которым можно судить о наступлении последнего времени, и стрелки этих часов приближаются к полуночи, указывая на скорое возвращение Господа. Поскольку Божий план всегда состоял в искуплении всего человечества, возлюбленный Богом Израиль всегда был народом свидетельства о Нем. Слава Господня и Его характер проявляются в Его действиях по отношению к Израилю. Понимая это, можно увидеть последовательность основных событий, предшествующих возвращению Господа. В 24-й главе Евангелия от Матфея мы читаем о том, что все народы должны услышать Благую Весть — и после этого наступит конец. Пожалуй, это и есть главный признак исполнения пророчества о спасении всех народов!

С рождением Иисуса великое будущее, обещанное в Ветхом Завете, отчасти наступило. Однако Второе пришествие Христа будет полным исполнением всех обетований Ветхого и Нового Заветов! Это наш праздник, радостное и волнующее событие, встреча после долгого ожидания, осуществление глубоких сердечных желаний, реализация мечты.

Второе пришествие Христа — это не конец жизни, но начало ее нового этапа. И иудеи, и христиане ожидают Мессию, и Он придет в свое время! Как сказал один богобоязненный еврей: когда придет Машиах, я задам Ему лишь один вопрос: «Ты пришел в первый или во второй раз?»

Благословен Грядущий во имя Господне!

 

Автор: Ольга Орешкина
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone