Тема

Бог в Другом

Андрей Рябенко
Журнал/Архив/Номер 44/Бог в Другом

Бог в Другом

Бог трансцендентен видимому миру, Он являет Свое присутствие в отсутствии, Его никто никогда не видел, в Него можно только верить. Его нельзя видимым образом созерцать, но можно ощущать. Бог являет Себя через откровение: в Слове, в природе, в мыслях, в обстоятельствах.

Особенным же образом Бог открывается через других людей, ведь каждый несет в себе Его образ, и даже наша греховная природа не может отменить этого факта. На мой взгляд, идея абсолютной порочности человека сама по себе глубоко порочна, поскольку недооценивает силу Божьего Духа, который Он вдохнул в каждого человека. Человеческий дух никуда не исчез, он стенает и плачет о Боге, потому что он — Божий. Этого нельзя не видеть. А иногда человеческий грех только подчеркивает этот факт. Пожалуй, лучше всего духовную сущность человека удалось показать Ф. М. Достоевскому, который смог проникнуть в немыслимые глубины человеческой души. Даже в самых отъявленных негодяях есть что-то подлинно человеческое в высоком смысле этого слова. Во всяком грешнике ощущается какой-то надлом, болезненность, рана, которая рано или поздно начинает кровоточить. А как можно скрыть пустоту величиною с Бога? Чем бы ты ни пытался ее заполнить, эта дыра все равно будет зиять.
Любовь, творчество, созидание слов и смыслов — все это роднит человека с Богом. Но иногда человеческая энергия начинает работать на разрушение, а не на созидание.

Такой человек своей неустроенностью и неприкаянностью, бунтом и метаниями свидетельствует о своем не вполне земном происхождении, коль не желает жить по-земному. Не устраивает человека действительность такой, какая она есть, он совершает попытки выйти за пределы себя и построить другую реальность, иногда эта реальность безобразна и разрушительна, а иногда прекрасна и жизнеутверждающа. Великое падение может сочетаться с созданием чего-то выдающегося. Человек будто завис между Небом и землей.

Николай Бердяев писал: «Человек — точка пересечения двух миров. Об этом свидетельствует двойственность человеческого самосознания, проходящая через всю его историю. Человек сознает себя принадлежащим к двум мирам, природа его двоится, и в сознании побеждает то одна природа, то другая… Странное существо — двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царский и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным»1.

В человеке должен победить Человек. Идею подлинной человечности дал нам воплощенный Бог Иисус Христос. По мнению Н. А. Бердяева, только откровение о Христе дает ключ к раскрытию тайны человеческого самосознания2. Сам Бог стал человеком. И подлинный христианин — тот, кто находит в себе и в других образ Бога и помогает людям увидеть это. Когда такое происходит, человек начинает нуждаться в Господе, искать Встречи с Ним.

После грехопадения и далее на протяжении всей истории человек познал зло сполна. Кажется, пропасть между человеком и Богом достигла критических размеров. Эта же пропасть разделяет также и людей. Таким образом, мы нуждаемся не только в теодицее (оправдании Бога), но и в антроподицее (оправдании человека): «Быть может, антроподицея есть единственный путь к теодицее, единственный неизжитый и неисчерпанный путь»3.

Митрополит Антоний Сурожский выразил однажды такую мысль: «Вот первый шаг: быть учеником Христа значит верить в человека, начиная с себя и продолжая всеми другими»4.

Верить в человека — это значит дать ему огромный кредит доверия, дать возможность проявить свои лучшие качества. В каждом человеке есть Божья искра, Его начало. И в этом смысле не важно, верит ли он в Бога и какую религию исповедует. Всякий человек достоин нашей любви, потому что всякого любит Бог. Иисус явился в этот мир ради каждого живущего в этом мире. Остается только вопрос принятия или непринятия Его милости.

«Настоящая вера в человека берет в расчет именно то, что человек остается тайной для наблюдателя, тем более для умственного наблюдателя, потому что подлинное видение человека идет не от ума, а от сердца. Только сердце по-настоящему зряче и раскрывает уму такие глубины, которые тот постичь не может; настоящая вера в человека учитывает возможность этих глубин, потаенных возможностей в них и ожидает, что неожиданное, непостижимое может случиться»5.

Итак, нужно поверить в тайну человека. А тайна человека связана с тайной Бога, образ которого носит каждый человек. Это никак не означает, что нужно обожествлять человека. При всем своем величии, человек безнадежно грешен, и, по сути, душа его медленно разлагается. В этом-то и состоит его трагизм, что, имея такое Начало, он Его не берет в расчет и оскорбляет в самом себе. Таким образом, нужда в покаянии еще больше обостряется. Носить образ Божий — это не только большая привилегия, но и громадная ответственность. Кому много дано, с того много и спросится.

Бог задумал нас таким образом, что мы не сможем полюбить Его, если не полюбим тех, кто нас окружает: «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас… Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего»6.

Посетить Бога означает посетить и ближнего. Принять Бога означает принять и ближнего. А также дать ему есть, пить и одеть его. Речь идет об известной притче Иисуса, которая заканчивается такими словами: «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»7.

Да, мы спасаемся верой. Но верой не только в Бога, но и в человека, верой, которая, по словам апостола Павла, действует любовью8.
Спасая себя, спасем многих.

1 Бердяев Н. А. Смысл творчества. — М.: 2002. С. 57–58.
2 Там же. С. 59.
3 Там же. С. 24.
4 Антоний Сурожский: http://www.pravmir.ru/byt-xristianinom/
5 Сурожский Антоний. Человек перед Богом. — М.: 2010. С. 30.
6 1 Ин 4:11–12, 20–21.      
7 Мф 25:45–46.      
8 См.: Гал 5:6.

 

Автор: Андрей Рябенко
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone