Тема

Настоящее будущее

Сергей Корякин
Журнал/Архив/Номер 43/Настоящее будущее

Настоящее будущее

Давно популярны фантастические фильмы, где главные герои путешествуют во времени, соприкасаются с параллельными мирами и совершают новые открытия. Наверное, зрителя привлекает то, чего нельзя добиться в реальности: возможность вернуться назад или заглянуть вперед и все исправить, обрести иную, лучшую жизнь, в которой можно было бы проявить себя. Но фильм заканчивается, мы глубоко вздыхаем и возвращаемся «на грешную землю», к рутине медленно текущего, но стремительно заканчивающегося времени.

Подобное разочарование, вероятно, ощущали ученики Христа после Его смерти. Вспомним двух из них, шедших по дороге в Еммаус: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…» (Лк 24:21). Сколько горечи слышится в этих словах! А ведь еще несколько дней назад их Учитель был с ними, и казалось, вот-вот наступит новая жизнь… Но мечты развеялись, а вместе с ними и надежда на лучшее.

Дело в том, что для иудеев вся история делилась на два этапа: век нынешний и век грядущий. Все евреи, в большей или меньшей степени, жили надеждой, что однажды Яхве через Своего Мессию вернется на Сион, воскресит праведных и неправедных (см.: Деян 24:14), произведет справедливый суд (см.: Мк 10:36), избавит народ от политического и духовного гнета и восстановит Царство Израилю (см.: Деян 1:6). Люди полагали, что история будет развиваться не поступательно и постепенно, но произойдет некий революционный скачок и ознаменует внезапный переход к новой жизни.

Поэтому в Евангелиях мы часто видим, что ученики не понимали Христа, когда Он говорил о воскресении. Вот Он спрашивает Марфу, верит ли она, что брат ее Лазарь воскреснет, и она честно отвечает: «…знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин 11:24). Услышав от Христа о Его грядущей смерти и воскресении, ученики «не разумели сих слов, а спросить Его боялись» (Мк 9:32). И когда женщины пришли от пустой гробницы возвестить ученикам о воскресении Учителя, тем их слова «показались бредом»1 (Лк 24:11). Телесное воскресение в понимании иудеев связывалось с концом времен, поэтому они никак не могли представить, что оно произойдет задолго до того, как проявятся остальные признаки пришествия Мессии. Будущее есть будущее, оно не может смешиваться с настоящим.

Однако, увидев воскресшего Христа, ученики убедились, что невозможное возможно. Христос — «первенец из умерших» (1 Кор 15:20), а значит, сила ожидаемого Божьего Царства начала проявляться в настоящем. Поэтому, несмотря на отсутствие видимых перемен, ученики поняли, что настало «последнее время» (1 Ин 2:18). Век будущий и век настоящий как бы наложились друг на друга, стирая грань между прошлым и будущим и образуя пространство, в котором Царство Божие уже пришло, но еще не проявилось во всей своей полноте.

Современный богослов Томас Оден верно подмечает: «История человечества — это тот горизонт, за пределы которого не простирается человеческое воображение. Откровение Бога невозможно понять, не видя конца истории человечества. Если Бог открывается в этой истории, то историю как речь Бога к людям невозможно понять, не услышав до конца»2. Поэтому встреча с воскресшим Христом была не только столкновением с последним событием в истории, но и откровением Божьего замысла о человеке и жизни. Некогда горевавшие о смерти Учителя теперь поняли и ощутили на себе истинность Его слов о том, что верующий в Него уже имеет жизнь вечную и перешел от смерти в жизнь (см.: Ин 5:24). Они увидели, что Бог ввел их в Царство возлюбленного Сына Своего (см.: Кол 1:12–13). Они осознали, что их временные страдания — ничто по сравнению с той славой, которая откроется в них (см.: Рим 8:18), и тела их однажды будут подобны славному телу Его (см.: Фил 3:21). Воскресение Христа коренным образом изменило не только чаяния и богословие, но и поведение Его учеников. Теперь они не прятались, но смело и с дерзновением проповедовали на улицах и площадях, не страшась быть схваченными и убитыми за имя Христа.

Вера в телесное воскресение стала краеугольным камнем христианской жизни, основным мотивом служения первой Церкви. Поэтому апостол Павел с такой решительностью заявляет коринфянам: «…если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… вы еще во грехах ваших» (1 Кор 15:14, 17). И действительно, какой смысл человеку верить во Христа, если он не признает Его воскресения и не ощущает преображающую силу воскресения в своей жизни? Конечно, можно стараться быть ко всем добрым, можно пытаться исполнять все предписания и заповеди, но своими силами многого не добьешься. Сам Павел хорошо это понимал благодаря прежнему опыту жизни в фарисействе. Поэтому он предпочел от всего отказаться, чтобы познать Христовы страдания и силу Его воскресения (см.: Флп 3:9–10).

Так изменились ученики, когда их жизнь соприкоснулась с грядущим Божьим Царством. И сегодня каждый из нас может пережить подобную встречу, подобное преображение, хотя не все хотят это признать. Наш разум настолько увлечен видимым, что нам часто сложно бывает поверить в чудо, допустить возможность перемен в нашей жизни. Мы охотнее верим фантастическим фильмам и книгам, хотя часто даже они подчеркивают, как сильно может измениться сознание и поведение людей из-за столкновения с реальностью будущего.

Вспомним хотя бы известный детский фильм «Гостья из будущего», в котором школьники с помощью машины времени смогли заглянуть на «сто лет тому вперед»3. В ходе приключений их представление о жизни поменялось, потому что они узнали цену своим решениям, цену дружбе и предательству и то, какая судьба ждет каждого из них. Слова песни из этого фильма удачно передают мораль этой фантастической истории:

«Слышу голос из прекрасного далека,
Он зовет меня в чудесные края;
Слышу голос, голос спрашивает строго:
А сегодня что для завтра сделал я?
…Я клянусь, что стану чище и добрее,
И в беде не брошу друга никогда;
Слышу голос и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа...»

И мы, зрители, думали: как было бы здорово по-настоящему услышать этот «голос из прекрасного далека», чтобы перестать все время выдумывать некое идеальное будущее и потом идти в него по неведомой дороге наощупь.

Но теперь мы рады тому, что знаем — голос из будущего обращен к нам так же, как он был обращен к отчаявшимся и испуганным ученикам Христа в то далекое воскресное утро. С момента воскресения Христа человечество живет на стыке времен — века нынешнего и века грядущего. Светлое будущее, о котором мы часто мечтаем, не далеко впереди, а здесь и теперь, потому что Царство Божие посреди нас (см.: Лк 17:21). И если мы хотим услышать голос воскресшего Христа и следовать за Ним, то по пути мы сможем понять, ради чего живем, избежать возможных опасностей, изменить свою жизнь, получив «жизнь с избытком» (см.: Ин 10:10).

1 Новый Завет / Перевод под ред. еп. Кассиана (Безобразова). —М.: Российское библейское общество, 2002.
2 Oden Thomas C. Systematic Theology. 3 vols. [The Word of Life, The Living God, Life in the Spirit]. San Francisco: Harper and Row 1989 (1987): 1992. P. 454.
3 «Сто лет тому вперед» — оригинальное название повести Кира Булычева, по которой снимался фильм «Гостья из будущего».

 

Автор: Сергей Корякин
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone