Интервью

«В современном мире есть место и подвигу, и рыцарскому служению»

Екатерина Гуляева
Журнал/Архив/Номер 43/«В современном мире есть место и подвигу, и рыцарскому служению»

Интервью с лидером евангельской церкви Молодежного христианского миссионерского центра (Москва), руководителем и капелланом клуба  исторического фехтования «Армэ»* Антоном Теджетовым-Ладыгиным

 

«В современном мире есть место и подвигу, и рыцарскому служению»

— Антон Алексеевич, как вы считаете, чем жизнь ребенка в современном мегаполисе отличается от жизни городских детей в прежние времена? Есть ли какие-то принципиальные отличия, характерные только для нашего времени?

— Современный мегаполис — это эффективная машина по программированию населения, чтобы легче было управлять людьми. Компьютерные технологии, сотовая связь и развитие потребительского образа мышления превращают человека в денежный мешок, который живет, чтобы зарабатывать и покупать то, что ему подсовывает машина. Именно в такой среде сегодня растут наши дети. У них клиповое сознание. Общение ограничено интернетом и телефоном, а реклама формирует вкус и образ мышления. Родительские функции зачастую бывают сведены к минимуму, например к денежному донорству.

Раньше жизнь ребенка проходила в условиях плотного, живого общения со сверстниками и со старшими. В играх и в общении моделировались ситуации взрослой жизни. Общение было неотъемлемой частью воспитания.

— Почему, как вы думаете, родителям-христианам не всегда удается передать детям свою веру? С чем это связано, ведь, я уверена, родители очень стараются? Может быть, это как-то связано с воздействием агрессивной городской среды?

— Родители-христиане очень часто впадают в крайность. Служение в церкви они ставят выше служения своим близким. И дети не понимают, почему родители проводят время на собраниях и в молитвах, но мало общаются с ними. Походы в зоопарк и в кино всей семьей заменяются походами в церковь и на христианские конференции. У ребенка должно быть детство с заботливыми родителями. Если в семье нет человечности, то есть того, к чему нас призывает Христос, то у ребенка образуется вакуум, который тут же заполняет мир мегаполиса, мир машины. А к Господу они обязательно придут, если будут видеть Его в своих папе и маме.

— Есть ли у вас опыт общения с подростками, свидетельствующий о положительном или отрицательном воздействии виртуального мира на ребенка, на человека?

— У меня есть опыт общения с ребятами, которые пришли к нам прямо, можно сказать, из виртуального пространства. Здесь они попали в нормальную среду общения. На начальном этапе испытали шок, вызванный потоком настоящей информации. Далее обычно следовала депрессия из-за отсутствия опыта общения, логики поступков, отношений, недостаточного физического развития — ребята не владели самыми простыми, но жизненно необходимыми навыками. В конце концов им необходимо было сделать выбор: либо возвращаться обратно в воображаемый мир, либо начинать бороться за свою жизнь и становиться людьми.

— Вы руководитель клуба «Армэ», тренер и занимаетесь с детьми исторической реконструкцией или историческим фехтованием. Расскажите, что это и зачем нужно в век высоких технологий.

— Мы занимаемся именно историческим фехтованием. Фехтование, работа мечом, сам меч — все это кристаллизует характер человека, его натуру. Европейский меч в отличие от сабель выполнен в форме креста. Он очень прямой, можно сказать, честный. Им не сделаешь то, что можно сделать саблей, — зигзаги всякие. Чтобы им работать, нужно иметь честный, твердый характер, сильную, твердую руку и очень хорошие физические данные. Меч не позволит человеку обманывать, филонить: если не тренироваться, пытаться cлукавить во время боя, то ничего не получится — тебя побьют.

— Но ведь у викингов тоже были мечи, когда они еще были язычниками...

— Мечи викингов — с тяжелыми яблоками и практически без гарды. Рука там фиксируется намертво, как и в римских гладиусах. Это тесаки из стали, которыми фехтовать практически невозможно. Ими рубили. Мы используем более поздние европейские мечи.

— Почему вы занялись таким экзотическим видом спорта?

— Мы не просто занимаемся спортом, это рыцарский клуб. Рыцари, помимо того что владеют мечом и другими боевыми навыками, в жизни ответственные, честные и добрые люди. Мы считаем, что рыцарство — это то, чего так не хватает современному миру.

— И что же, все, кто к вам приходит, ответственные, честные, добрые?

— К нам приходят обычные мальчишки и девчонки, и в течение тех лет, что они занимаются в клубе, с ними происходят перемены. Ребята проходят сложную подготовку, между ними выстраиваются определенные отношения. Многие отсеиваются, того же, кто завершает подготовку, посвящают в рыцари. Он дает обещание Богу и становится на путь рыцаря. В конце концов они становятся людьми, дефицит которых очень ощущается в наше время.

— Какую эпоху вы воспроизводите в вашем клубе?

— Эпоху романтического рыцарства XIII–XIV веков. Это герои, это эпоха красочного костюма. Мы изучаем эпоху, шьем костюмы, но, еще раз повторяю, наша задача не реконструкция эпохи, а именно рыцарство. Да, у нас есть костюмы, но на первом месте все же не они, а личные качества человека.

— Кто такой для вас рыцарь?

— Это человек, сформированный христианскими идеалами, а в самом высоком смысле — идущий дорогой Христа.

— Я знаю, что вы капеллан рыцарей. Что это значит?

— Капеллан — это духовный наставник, выстраивающий программу воспитания лидеров, помогающий людям выйти из системы, «матрицы», за ее пределы и посмотреть на жизнь с другой стороны, моя задача рассказать подросткам о христианских ценностях.

— Что привлекает в ваш клуб подростков?

— Я думаю, что жажда приключений. Ребята читают о рыцарских подвигах, смотрят фильмы, играют в компьютерные игры, ассоциированные со Средневековьем. Когда ребята к нам приходят, то они могут по-настоящему пережить то, о чем читали и о чем мечтали. В современном мире есть место и подвигу, и рыцарскому служению. 

— Есть ли от компьютера польза для ребенка?

— Интернет — это, безусловно, самый большой источник информации, подспорье в учебе и должен занимать именно это место в жизни человека. Но он заменяет человеку общение и отнимает свободное время. Никакой компьютер не заменит дружеского рукопожатия и теплой улыбки, а также настоящих приключений, которые делают жизнь по-настоящему интересной.

— Могут ли родители помочь подростку не потерять себя в современной разноголосице мнений и найти свой путь ко Христу?

— Подросток — это молодой человек, который может делать осознанный выбор — следовать ему за Господом или нет. Дорогу любви им укажут только наши с вами молитвы и наш личный пример. Если Господь спас нас с вами, то неужели Он не призрит на наших детей? Ведь «когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин 5:14).

*Арме — западноевропейский тип шлема эпохи Высокого Средневековья.

 

Автор: Екатерина Гуляева
Фото: предоставлено А. Теджетовым-Ладыгиным

Работает на Cornerstone