Тема

Медиа: враждебная человеку среда

Сергей Переслегин
Журнал/Архив/Номер 43/Медиа: враждебная человеку среда

Медиа: враждебная человеку среда

Человеческая свобода есть прежде всего право и возможность принимать самостоятельные решения, определяющие способ существования, образ мыслей, направление деятельности. Чем шире пространство решений, тем человек свободнее, тем насыщеннее его жизнь, тем больше в ней радостей и печалей, счастья и беды, беспечности и ответственности.

С середины прошлого века, если не раньше, возникла опасная тенденция подменять решение выбором. Разница многим кажется несущественной, а между тем она огромна. Пространство решений ты определяешь себе сам — в меру своего разумения. Оно может быть очень богатым и сложным, включать в себя возможность не только нового, но и иного. Пространство выбора тебе определяют другие, программируя твой путь в череде формально различных, но на деле абсолютно одинаковых вариантов. Какой вуз закончить? Какие продукты и услуги потребить? В какой корпорации работать? У какого врача лечиться? Услугами какой авиакомпании воспользоваться? И так далее. Вся жизнь — бесконечный выбор одного и того же пути.

Общество потребления — отнюдь не неизбежная ступенька человеческой истории и тем более не «конец истории», по Френсису Фукуяме. В действительности это проект, в свое время позволивший преодолеть системный экономический кризис западной экономике. Своеобразная альтернатива Третьей мировой войне в «горячей» форме. Катализатор последнего этапа концентрации экономики и перехода от «просто больших денег» к «очень большим деньгам».

С общечеловеческой точки зрения — хоть христианской, хоть буддийской, хоть ноосферной, хоть социосистемной: лекарство ничем не лучше болезни, что и неудивительно: по законам стратегии равные позиции преобразуются в равные. В сущности, общество потребления уничтожило столько же невосполнимых ресурсов, сколько уничтожила бы глобальная война с применением ядерного оружия. Но у войны бывает конец, а общество потребления воспринимается мировыми элитами, да и массами, как проект без конца.

Такого типа проекты неизменно рождают форсированные варианты: сказав А, надо обязательно говорить и Б, и В, и все остальные буквы алфавита. Нужно общество потребления? Прекрасно. Тогда нужны финансовая глобализация, всеобщий мировой рынок, свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы. Не нравятся антропотоки, надоели мигранты? Ничего не можем сделать: глобализация, и нам нужна толерантность. Разрушается средний класс? Ничего не можем сделать — глобализация, и для роста потребления нужно предельное разделение труда, сведение его к простейшим операциям, для которых не требуется дорогая квалифицированная рабочая сила. Ипотечный кризис в Соединенных Штатах Америки приводит к массовым увольнениям на Украине? Ничего не можем сделать — глобализация, и потом, увольняют не всех, менеджеры ведь остаются…

В обязательном порядке общество потребления приводит к торможению, а затем и остановке научно-технического развития, и прежде всего к прекращению неутилитарного познания — будь то познание Господа, Вселенной или человечества. Это, разумеется, инициирует кризис образования, провоцирует серьезный межпоколенческий конфликт и ставит под сомнение всю человеческую культуру.

Очень неприятная проблема заключается в том, что без неутилитарного познания человеческая жизнь теряет смысл, а в отсутствие культуры она начинает утрачивать также и форму. Эту проблему нужно как-то решить, и вот здесь на помощь современному политико-экономическому строю — доминату — приходят медиа.

Современные медиа решают три взаимосвязанные задачи.

Во-первых, реклама потребления во всех его видах, провоцирование соревнования потребителей — «Стань монстром покупок!». Легко видеть, что общество провоцируется на известную детскую игру «Большой Занзибар», где нужно назвать самое большое число. Но такого числа нет, и игра в покупки, в рост уровня жизни, в потребление, в сверхпотребление продолжается до старости и смерти. И осознание страшного, неисправимого, глобального проигрыша приходит лишь в последние мгновения жизни. Католики говорят, что такое осознание и есть ад.

Во-вторых, реклама современного образа жизни — он на самом деле только один, хотя и представлен во многих версиях — как счастливого, правильного, единственно возможного, единственно достойного. Важнейшую роль здесь играет реклама успеха: медиа представляют, прославляют, а если надо, создают успешных людей в качестве образцов для всеобщего подражания. Внушается, что любой успех подразу-мевает лидерство и неразрывно связан с ним. Лишь лидер успешен, обязательно нужно стать лидером. В итоге с младших классов и до пенсии люди исступленно играют в другую известную детскую игру — в царя горы. Кстати, играющие и не подозревают, что эта позиция давно занята. И, само собой, не ими…

Медиа: враждебная человеку среда В-третьих, реклама современной государственности, то есть формально демократической системы правления, обезумевшего права, регламентирующего все и вся во имя свободы, толерантности, политкорректности, экологичности.

Последнее подразумевает не только пряник, но и кнут. Современные медиа должны пугать. Каждый гражданин современного демократического государства должен понимать, что только это самое государство и его многочисленные законы стоят между ним и «до зубов вооруженными террористами», радиацией, которая «повсюду», экологической катастрофой и дефолтом рубля.

В современном мире — свыше семи миллиардов человек. Вероятность случайной смерти, которую человеческое сознание регистрирует как некоторую угрозу, составляет где-то около одной миллионной, то есть один смертный случай в год на миллион человек. И это примерно и есть вероятность преждевременной смерти от террористического акта или несчастного случая. Но, умножая одну миллионную на семь миллиардов, мы получаем ежедневно около двадцати значимых новостных поводов.

И мы внимательно смотрим и слушаем. По телевизору, в интернете. Восемнадцать человек в подольском автобусе, еще пять — в Москве на остановке, еще двенадцать — в Ми-8 в Якутии, еще наводнение в Крымске и землетрясение в Новой Зеландии…

«Внимательно» — ключевое слово. В течение всей человеческой истории «новости» распространялись на небольшие расстояния, и все, что происходило, касалось тебя лично. В этих условиях любая информация о смерти, об убийстве, о катастрофе, о несчастном случае была жизненно важна, ее нельзя было пропустить мимо ушей, не принять к сведению, не сделать из нее выводов. Сейчас ситуация совершенно другая: землетрясение в Новой Зеландии или наводнение в Праге никак не касаются жителя Москвы или Благовещенска. Но наше подсознание об этом не подозревает и принимает данные сведения как необходимые для собственного выживания.

В результате события, отнесенные ко всему миру, концентрируются в человеческой психике как касающиеся тебя лично. Но двадцать смертных случаев в день для архаичного подсознания означало и означает, что в течение года вымрет все его племя или вся его деревня и, вероятно, сам он тоже умрет…

Медиа провоцируют страх.

Страх смерти вообще, страх случайной смерти, страх насильственной смерти. И тут же рисуют выход: государство, торжество законов, неукоснительное следование всем инструкциям и предписаниям, не пить, не курить, не скачивать с торрентов, не ласкать детей, не обороняться от хулиганов. Не отстаивать исконные ценности, семейные например… И тогда вы сможете потреблять, потреблять и потреблять и еще — бороться за лидерство, за почетное звание царя горы или царицы макияжа.

Медиа кодируют сознание не мифами, а страхом и надеждой. Интернет подсказывает, чем заниматься и о чем не думать.

Компьютерные сети можно воспринимать как водопровод, но нужно быть внимательным к тому, откуда берется вода. Если родитель сетует, что «ребенок» до 25 лет сидит в сетях ночи напролет, значит, взрослые не успели передать ему никаких жизненных ценностей, и он становится рабом англосаксонской модели мира: зарабатывай — потребляй. Ум, Любовь, Бог, Человечество, Правда. Это не для тебя, сынок.

 

Автор: Сергей Переслегин
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone