Тема

Клиповые дети

Мария Каинова
Журнал/Архив/Номер 43/Клиповые дети

Клиповые дети

Время. Человек живет во времени, носит в своей памяти картины прошлого, планирует будущее, отсчитывает минуты настоящего, мерит свою жизнь ритмом и движением времени. Но время не всегда было таким, каким мы себе его представляем сегодня. Когда-то давно люди измеряли время не часами и минутами, а ударами барабана, общим ритмом, позволявшим им объединить свои усилия ради дела, которое было не под силу одному. Это был базовый ритм, пульс жизни, биение сердца, вдох-выдох — то, что помогало им почувствовать себя единым организмом друг с другом, с окружающей средой.

Когда человек стал возделывать землю, восприятие времени изменилось — оно стало измеряться годичным круговоротом жизни и смерти в природе: весна — лето — осень — зима — и снова весна… Глобальное, историческое время тоже стало восприниматься как смена повторяющихся циклов. Человек ощущал себя частью этого круговорота, так как смена рождения—жизни—смерти на уровне рода виделась всего лишь как очередной природный цикл.

Учение об эсхатологии в иудаизме (на ранних стадиях — яхвизме) впервые развернуло спираль времени и задало ему вектор движения вперед. При линейном восприятии времени человек видит себя путником, который движется из прошлого в будущее. При этом в отличие от циклического линейное движение позволяет человеку играть активную творческую роль — накапливать знания и опыт, нравственно совершенствоваться, менять сам ход истории.

Из всего сказанного следует, что если пространство и время — это базовая система координат, которая позволяет нам ориентироваться в этом мире, то очевидно, что от того, какими мы видим эти координаты, зависит и то, какими мы видим сам мир и наше место в нем. Какая же система координат преобладает сегодня? Большинство наших современников живут в системе линейного, исторического времени, однако за последние десятилетия психологи и социологи отметили появление нового формата времени, и в первую очередь среди юного поколения. Этот новый тип восприятия называют клиповым сознанием. По определению, «“клиповое сознание” — это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде» (Митягина Е. В., Долгополова Н. С. «“Клиповое сознание”» молодежи в современном обществе»/ «Вестник НГГУ», Нижний Новгород, 2009). Как становится ясно из определения, понятие это связано с такими явлениями современной массовой культуры, как рекламный и музыкальный ролик или клип, лента теленовостей и т. д. Сам по себе формат клипа подразумевает вмещение сжатого объема информации в короткий фильм от нескольких секунд до нескольких минут. Содержанием ролика может быть как небольшое событие, так и история человеческих отношений и даже целая жизнь или эпоха. Объем ограничивается только фантазией клипмейкера. Так как даже за несколько минут невозможно отразить и десятой доли того, что происходит в реальной жизни, то режиссер прибегает к технике нарезки кадров, отражающих только знаковые моменты рассказываемой истории, например ее начало, кульминацию и результат. Время в клипе фрагментарно, разорванно и отличается от реального времени целым набором факторов.

Во-первых, в нем, по определению, отсутствует длительность, любое действие приводит к немедленному результату. При этом длительность или растянутость во времени — это неотъемлемый атрибут, признак многих явлений: химических и физических реакций, роста и развития живых организмов, формирования человеческих отношений, развития общества в целом и т. д. В клипах же посаженное дерево в следующее мгновение расцветает и дает плоды, на встречу и расставание двух людей уходят миллисекунды.

Во-вторых, фрагментарный характер клипового времени ставит под вопрос или вовсе исключает такой важный фактор, как связь и преемственность событий. Так как из клипа выпадают целые событийные звенья, то теряется видение процесса как единого и непрерывного явления. Становится непонятно, как работают причинно-следственные связи, каким образом целая цепочка предпосылок приводит к тому или иному результату. Событийный поток превращается в калейдоскоп случайностей. Люди могут дружить, а в следующий момент стать врагами — вся промежуточная череда действий, включающая первое случайно брошенное злое слово, зарождающееся недоверие, затаенную обиду, недопонимание, ссору, а, возможно, и предательство, остается за кадром.

И наконец, время воспринимается человеческой цивилизацией как ценность и как таковая неразрывно связано с многими значимыми сторонами нашей жизни. Так, например, опыт, житейская мудрость нарабатываются исключительно со временем. Традиции и ритуалы, составляющие ткань нашего каждодневного существования, формируются годами, которые, отшелушивая все лишнее, сохраняют лишь обычаи, обеспечивающие стабильность и устойчивость нашей жизни — личной, общественной и политической. В новой парадигме все эти явления теряют смысл и перестают играть важную роль в человеческом сознании.

Клиповые дети С точки зрения масштабности клиповое сознание, впервые описанное всего 15 лет тому назад, за последнее десятилетие вышло далеко за пределы музыкальных и рекламных роликов. Большинство современных блокбастеров снимается в этом же формате, и, если вы испытываете сложности в понимании путанных и рваных сюжетов, не переживайте — так же себя чувствуют очень многие представители вашего поколения. С точки зрения охваченной аудитории речь идет в первую очередь о детях и подростках, так как их возраст совпадает с возрастом самого явления — они родились и выросли на клипах, они же являются основными потребителями кино- и видеопродукции.

К сожалению, клиповое мышление еще мало изучено, и пока рано ссылаться на какие-либо исследования и теории в этой области просто потому, что их не существует. И тем не менее можно сделать несколько предположений с достаточной уверенностью, по крайней мере в том, что касается сферы этики, или человеческих отношений.

С одной стороны, человек с клиповым мышлением недооценивает значимость времени в формировании отношений между людьми и, следовательно, склонен меньше вкладываться в них. Он также убежден, что переход из одного эмоционального состояния в другое — зарождение любви, завоевание доверия, переживание расставания, болевой шок от предательства или потери близкого человека — занимает куда меньше времени, чем это происходит в действительности. Это неизбежно будет приводить к эмоциональным и психологическим проблемам.

С другой стороны, так как фрагментарное восприятие действительности приводит к тому, что человеку труднее отслеживать причинно-следственные связи, то очевидно, что ему будет сложнее проследить причины сбоя в отношениях, понять истоки и корни своих ошибок, проанализировать, что привело к ссоре или разрыву в отношениях с другом, к конфликту с родителями, к недоверию или неприязни о стороны одноклассников.

И наконец, человеку с клиповым восприятием времени трудно признать ценность преемственности поколений, он не видит смысла в том, чтобы обращаться к старшим, умудренным жизнью людям за советом, если в его системе ценностей они не обладают ничем, что могло бы ему помочь. Клиповое кино и электронные гаджеты приучают детей к быстрым интеллектуальным реакциям, как бы противопоставляя их реакциям эмоциональным, в результате у них неизбежно возникает вопрос, что нового и ценного может им сказать бабушка или дедушка, у которых порой уходят недели на то, чтобы овладеть новым мобильным телефоном, или которые по десять раз переспрашивают о том, что происходит с героем очередного кинохита, путаясь в сюжетных хитросплетениях.

Наладить диалог представителям столь разных стилей мышления чрезвычайно трудно, в какой-то мере это то же самое, что разговор с инопланетянином. Что же делать, если инопланетянином оказались ваши сын или дочь? Так как для нас, в отличие от наших детей, опыт прошлых лет является бесспорной ценностью, то достаточно проследить развитие цивилизации, чтобы понять, что конфликт поколений — явление столь же древнее, как и вся история человечества, и единственный путь решения, который когда-либо приводил к результатам, — это все же построение диалога и поиск компромисса. В данной ситуации под компромиссом подразумевается готовность каждого человека попытаться понять другого, войти в его парадигму. Чтобы преодолеть все те негативные стороны, о которых здесь было сказано, мы обязаны помочь нашим детям овладеть языком традиционной парадигмы — читать с ними книги, в том числе с длинными описаниями природы, смотреть классические фильмы с более размеренным развитием действия, возможно, вместе изучать и обсуждать исторические события. Не исключено, что помочь могут и прогулки на природе, если обращать внимание детей на природный ритм в смене времен года, на процессы роста растений, деревьев. В то же время большой и непростительной ошибкой с нашей стороны было бы недооценивать глобальные сдвиги в современном мире. Клиповое мышление с его специ­фическим восприятием времени — это всего лишь проявление закономерных изменений в нашем обществе. Темп современной жизни во многом диктуется огромной ролью машин, технического оснащения, которое сопровождает каждый шаг нашего существования. Жить в ногу со временем сегодня — это значит жить в ритме скоростного транспорта, который за считанные часы перемещает нас в любую точку планеты, поддерживать деловые связи, перекидываясь sms-сообщениями и постоянно оставаясь на связи с десятками людей, это значит осваивать технические новинки, возможно, еще до того, как они поступили на рынок. Не признавать этой смены в темпе жизни сегодня — значит остаться за ее бортом, и еще это значит окончательно потерять связь с тем поколением, которое выросло в это время и для которого подобный темп является естественным в отношениях с окружающим миром. И ответ тут один: чтобы безнадежно не отстать от наших детей, нам тоже надо немного ускориться.

 

Автор: Мария Каинова
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone