Обложка

«Смерть Господню возвещаете, доколе Он придет…»

Михаил Черенков
Журнал/Архив/Номер 41/«Смерть Господню возвещаете, доколе Он придет…»

«Смерть Господню возвещаете, доколе Он придет…»

Приближаясь к Пасхе, я все больше осо-знаю всю парадоксальность этого события. Пасха вобрала в себя ужас смерти и радость новой жизни; трагизм и торжество; историю и предчувствие Царства. Прощаясь, Христос заповедает ученикам совершать Евхаристию в Его воспоминание, обещая следующий пир уже в Царстве Божьем. Апостол Павел повторяет ту же мысль: причащение хлебу и вину не только напоминает о смерти, но и возвещает о жизни — потому что Он жив и вскоре придет.

Евхаристия не безутешные поминки. Это и провозглашение победы, новой жизни, которые были достигнуты смертью Христовой.

Он жив. Он грядет. Напоминание об этом обращает наш взгляд не назад, а вперед — туда, где мы ожидаем Воскресшего.

Чем больше я думаю об этих смыслах Евхаристии, тем более радостным событием она мне представляется. Недавно я познакомился с двумя текстами — статьей богослова Джона Мануссакиса1 и эссе священника Ото Мадра2, которые подкрепили мою уверенность в том, что эсхатология, обещание будущего, радость новой жизни присутствуют внутри Евхаристии, внутри переживания Христовых страданий, так что прошлое не заслоняет от нас будущего. Мануссакис говорит об «обратной перспективе», когда в свете грядущего Царства христиане могут понимать смысл прошлого и переносить страдания настоящего. Ото Мадр исходил из ситуации «умирающей Церкви» (эссе написано о христианстве в социалистической Чехии 1976 года) и предлагал для нее «жизнь с видом на смерть», ссылаясь на опыт первых христиан: «Первые христиане… со всей остротой ощущали, что “нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Рим 8:18). Какие бы ужасы ни происходили вокруг, нужно видеть в них испытание, в котором следует выстоять, чтобы участвовать в Божией славе (см.: 1 Пет 4, 12–13)»3.

Возвращаясь к новозаветным текстам, к их призыву помнить о смерти Христа в перспективе Его возвращения, решаюсь перефразировать Мадра и говорить не о «жизни с видом на смерть», но о «смерти с видом на жизнь»; не об «умирающей Церкви», но о Церкви, побеждающей смерть.

Он придет. Это главное. Эта новость лишает смерть силы. Нельзя воспоминать смерть Христа, забывая о том, что Он жив и грядет. Эта весть дает радость в сложных обстоятельствах, делает жизнь посреди смерти радостным ожиданием.

Мы живем не в тени мрачного креста, а в Cвете, который озаряет это место смерти, ярко светит нам из будущего, открывая перспективу Царства…

1 Мануссакис Джон Пантелеймон. Обещание нового и тирания «того же самого» // Філософська думка-Sententiae. Спевыпуск III. Христианская теология и философия, 2012.
2 Ото Мадр. Modus Moriendi Церкви // Сибирская католическая газета. — 2010, 10 января — http://sibcatholic.ru/2012/01/10/oto-madr-modus-moriendi-cerkvi-1976/.
3 Там же.

 

Автор: Михаил Черенков
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone