Искусство

Тайна человечества Христа

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 41/Тайна человечества Христа

Творчество Джованни Беллини

 

Тайна человечества ХристаДжованни Беллини. Благословение Христово, 1460 г. Христианское искусство, зародившееся еще в катакомбах Рима, на протяжении многих столетий пыталось и пытается до сих пор найти тот язык, который смог бы выразить сокровенную веру в Христа как воплотившееся Слово. Евангелист Иоанн пишет: «И Слово стало плотию и обитало с нами…» (Ин 1:14). Но как изобразить Того, Кто, будучи Творцом человека, Сам стал человеком ради любви к нам и ради нашего спасения? Может ли человеческое искусство передать тайну боговоплощения? Именно эту задачу ставит перед собой христианское искусство. Стояла эта задача и перед венецианским художником Джованни Беллини, жившим в эпоху Возрождения.

Джованни Беллини уже при жизни был признанным мастером, а потомки назвали его основателем венецианской школы. Он оставил после себя более двухсот произведений — картин, рисунков, монументальных композиций. Из всей семьи Якопо Беллини, в которой многие занимались живописью, он стал самым известным и значительным художником. Однако сведения о художнике, дошедшие до нас, туманны и противоречивы, датировка большинства работ весьма приблизительна. Неизвестна и точная дата его рождения. Скорее всего, он появился на свет в 1430-х годах. Некоторые исследователи считают, что он был незаконнорожденным, но это всего лишь предположение. 

Первые уроки живописи Джованни получил в мастерской своего отца Якопо, который был незаурядным рисовальщиком. Сильное влияние на Джованни оказало творчество Андреа Мантеньи, который породнился с домом Беллини, женившись в 1453 году на сестре Джованни — Николозии.

Одной из первых работ Джованни Беллини можно считать работу в 1460 году совместно с отцом и братом Джентиле над алтарным образом Гаттемелаты в соборе Сант-Антонио в Падуе, который, к сожалению, не сохранился. В 1475 году вся семья Беллини участвовала в украшении Дворца дожей в Венеции. В 1483 году Джованни Беллини, прозванный горожанами Джанбеллино, был удостоен официального звания художника Венецианской республики.

К раннему периоду относят несколько мадонн с младенцами — сюжет, наиболее распространенный для живописи эпохи Возрождения. Однако уже в ранних мадоннах Джованни Беллини выступает как новатор, он изображает Марию как вполне земную женщину, хотя и не лишенную одухотворенности и возвышенной красоты с некоторым оттенком меланхолии, при этом в образе младенца Христа, которого держит на руках Мария, также подчеркнуты прежде всего человеческие черты. Этим художник явно хотел приблизить евангельскую историю к жизни обычного человека. Лучшей картиной этого времени по праву считают так называемую «Греческую мадонну» (Галерея Брера, Милан). Первоначально она украшала Палаццо дожей в Венеции, а в музей попала в 1808 году после церковных реквизиций, устроенных Наполеоном. В этой картине, как и в других ранних мадоннах Джованни Беллини, больше ощущается эстетическое любование нежным ликом Марии, чем молитвенное поклонение ей. Но при этом трогательная беззащитность и даже болезненность младенца явно не только вызывают сочувствие зрителя, но и заставляют размышлять о теме смерти, которая уже, кажется, витает над Иисусом. Направленный внутрь себя взор Марии также показывает, что мысли матери заняты размышлением о будущем Сына, которому предстоит много пострадать.

Тайна человечества ХристаДжованни Беллини. Мадонна на лугу, 1505 г. Со временем в произведениях Беллини усиливается трагическая нота. В «Мадонне на лугу» мы видим Деву Марию, сидящую на земле, на коленях ее лежит уснувший Младенец Христос. Руки Марии сложены в молитвенном жесте, при этом бледный ребенок с закрытыми глазами очень напоминает умершего. Здесь возникает явная ассоциация с пьетой (оплакивание), с темой снятия с креста и смерти Христа. В малом Младенце художник прозревает Того, кто заплатит дорогую цену за искупление человечества.

Тема оплакивания, как и в целом тема страстей Христовых, становится одной из наиболее значимых в творчестве Джованни Беллини. Многократно писал он этот сюжет. Обычно на картинах Беллини мы видим полуфигуру мертвого Христа, возвышающуюся над саркофагом, с одной стороны Мария поддерживает безжизненное тело Сына, с другой стороны — Иоанн. Такой тип пьеты был привычен для Венеции, а затем распространился и за ее пределами. Встречается у Беллини и классический вариант: сидящая Мария держит на коленях тело Христа, снятое с голгофского Креста. На некоторых картинах мертвый Христос поддерживается ангелами. Беллини пишет тело Христа словно высеченным из холодного мрамора, величие и красота Спасителя не искажено смертью, напротив, сквозь смерть, подспудно, еще незримо, как намек, как догадка, как глубокая интуиция, пробивается надежда на Воскресение, на победу над смертью.

Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов писал портреты. Джорджо Вазари в биографии художника упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому». Сохранилось не так много написанных им портретов, но они бесспорно глубоки и содержательны. Лучшим считается «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (около 1501 года, Лондон, Национальная галерея), в котором мы видим человека умного и волевого, с сильным характером и внутренней затаенной энергией. Тщательно выписанная ткань одеяния дожа, срез фигуры, не дающий изображения рук, создает композицию, в которой голова дожа словно возвышается на пьедестале. Интересен также «Портрет молодого человека», в котором исследователи склонны видеть автопортрет Беллини. Скромное одеяние темного цвета и маленькая шапочка на рыжих волосах позволяют сосредоточить внимание на лице, отличающемся не внешней красотой, а внутренней одухотворенностью, широко открытые глаза устремлены вдаль, к тем приключениям и открытиям, которые в юности манят все творческие натуры. Казалось бы, светские портреты очень далеки от религиозной живописи, но Беллини, вглядываясь в лицо человека, хочет увидеть в нем черты Того, по чьему образу и подобию мы сотворены. Казалось бы, лица тех, кого он пишет, не отличаются красотой, величием, значительностью. Можно ли в них увидеть Бога? Но ведь и Христос, восприняв человеческий образ, не поражал израильтян своим видом, напротив, как пророчествовал Исаия, «нет в Нем ни вида, ни величия… который привлекал бы нас к Нему» (Ис 53:2). Из Евангелия видно, что современники как раз поражались тому, что с виду Христос был самым обыкновенным человеком. И у Беллини есть попытки изобразить Христа именно таким: кажется, что перед нами не очень красивый обычный горожанин. Не все могли принять такой образ Спасителя, ведь традиция христианского искусства наделяла Его образ величием, красотой, значительностью, подчеркивая в нем черты не только человека, но и Бога.

Тайна человечества ХристаДжованни Беллини. Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами, 1474 г. Большое значение в искусстве Беллини имеет пейзаж. Пейзажные мотивы встречаются во многих его картинах, через них мастер передает образ мира, сотворенного Богом ради того, чтобы в нем мог жить человек. Природа идеализируется им, он подчеркивает, что она прекрасна, чиста и не знает греха. Мир на картинах Беллини преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина. Не в человеке, а в природе виден Божественный лик, не потому, что Беллини обожествляет ее как язычник, но потому, что природа создана Богом из любви к человеку, в ней виден и образ Эдема, утраченного человеком рая, и образ будущего Царства Небесного, в котором Бог будет все во всем.

Венецианская живопись XV столетия находилась под влиянием двух культур — византийской, стремившейся к изображению небесных образов, и нидерландской, в которой, напротив, проявился острый интерес к миру земному. В творчестве Джованни Беллини надмирная одухотворенность и строгость византийских образов и стремление к натурализму северной школы причудливо переплелись и явились в новом качестве. Мастер сумел взять лучшее у своих предшественников и продвинуть искусство живописи дальше, раскрыв тайну сына человеческого, если понимать под этим и Христа, который стал таким же, как каждый из нас. От своего друга, художника Антонелло де Мессины, побывавшего в Нидерландах, Беллини узнал секрет масляных красок (ранее писали темперой) и тут же начал активно использовать их в своем творчестве. От смешанной техники живописи он вскоре переходит к употреблению масляных красок, что помогло ему значительно усовершенствовать технику письма. Благодаря применению масла картины Беллини обрели богатый золотый колорит, мягкий и гармоничный. В его картинах смягчается светотеневая разделка, решающую роль начинает играть свет, фигуры погружаются в световую атмосферу. Именно начиная с Беллини понятие Венецианской школы живописи связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным светом, мягкой и свободной живописной манерой. Особенно это проявится у знаменитых учеников Беллини — Джорджоне и Тициана, которым суждено было стать величайшими живописцами Высокого Возрождения.

Тайна человечества ХристаДжованни Беллини. Проповедь св. Марка в Александрии, 1504–1507 гг. Беллини был удивительным мастером, потрясающе работоспособным, он не оставлял кисть на протяжении более чем 50 лет. Он стяжал заслуженную славу и признание, так что его сравнивали с Рафаэлем. Творчество Джованни Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму. «В течение пятидесяти лет Джованни вел венецианскую живопись от победы к победе. Он застал ее в тот момент, когда она выходила из своей византийской оболочки, которая могла окаменеть под воздействием педантически соблюдаемых канонов, и передал в руки Джорджоне и Тициана искусство, самое человечное из всех, какие знал западный мир после конца греко-римской культуры» — так писал знаменитый историк искусства Бернсон в 1916 году. А российский искусствовед В. Н. Лазарев назвал Джованни Беллини самым обаятельным венецианским живописцем XV века.

 

Автор: Ирина Языкова
Фото: wikipaintings.org

Работает на Cornerstone