Интервью

Искупление реальности через Крест

Екатерина Гуляева
Журнал/Архив/Номер 41/Искупление реальности через Крест

Интервью с епископом евангелическо-лютеранской церкви аугсбургского исповедания России Константином Андреевым, христианским адвокатом

Искупление реальности через Крест

– Константин Михайлович, вы работаете в правовой сфере. Скажем,  люди пострадали в результате чьих-либо действий и теперь жаждут справедливости: чтобы те, кто причинил им ущерб, искупили свои проступки. Скажите: какой образ искупления сформировался у вас? Это возмещение, сатисфакция, наказание, какой-нибудь еще?

— С одной стороны, я — священнослужитель, а с другой — адвокат. И если смотреть с позиции христианской теологии, то образом искупления будет прежде всего возмещение. Христос умер на Кресте вместо нас и тем самым освободил нас от греха и его последствий. Ведь самое главное последствие греха — это не те сложности, через которые мы проходим в жизни, а прежде всего потеря вечной жизни. В свое время доктор Мартин Лютер развил учение Августина Гиппонского о граде небесном и граде земном. Человек — гражданин Царства небесного, и он должен быть ему абсолютно предан в первую очередь. Но он также и гражданин царства земного (государства), и ему тоже он должен быть лоялен: «Божье — Богу, кесарю — кесарево». Для христианина это очень важно. И мы не должны смешивать эти два аспекта природы верующего. Наше вечное искупление во Христе не снимает с нас ответственности по отношению к обществу.

С юридической точки зрения современным образом искупления будет скорее сатисфакция. Существуют определенные общественные нормы, которые человек преступает (совершая уголовное или административное правонарушение). Общество предъявляет претензию, и человек несет наказание за конкретное совершенное преступление в каком-либо виде — от мелких штрафов и до пожизненного заключения. Это есть сатисфакция, которую получает общество.

Христиане работают среди осужденных, каждый из которых несет определенное наказание за конкретный проступок. Притом что такой осужденный может быть полностью искупленным во Христе, свой срок он должен отбыть до конца.

— Влияет ли совершившееся в юридическом пространстве искупление-сатисфакция на чувства, самочувствие пострадавшего? Происходит ли его моральное восстановление, или же это слишком долгий процесс, отслеживать который вы не в состоянии, поскольку на смену одному клиенту приходит другой?

— Ну конечно, влияет, иначе люди не обращались бы в суд и за помощью к адвокату. Они обращаются, стремясь восстановить свое, как они считают, нарушенное право. Например, при гибели человека его родные проходят по делу как пострадавшие. Человека уже не вернуть, но родные погибшего годами настойчиво требуют, чтобы причастного к гибели их родственника осудили, чтобы наказание было как можно более жестким. Люди хотят, чтобы государство каким-то образом восстановило справедливость.

Мне кажется, что сатисфакция — это какая-то очень глубинная потребность человека. В примитивных сообществах существует кровная месть. Мораль таких социумов предписывает отомстить за сородича, иначе тот «не успокоится». Такое общество будет даже порицать человека не отомстившего, а он, соответственно, будет чувствовать себя неудовлетворенным, если не совершит акт возмездия.

Если говорить о российской правовой системе, то человек, обратившийся в суд, также хочет получить удовлетворение. Но сможет ли это удовлетворение помочь человеку реабилитироваться? Конечно нет. На мой взгляд, до конца восстановиться в отдельных случаях все равно невозможно. В некотором смысле это иллюзия. Такая же иллюзия, как идти в суд «искать правды», в то время как там можно лишь восстановить «справедливость в рамках конкретных правовых норм».

У нас суд граждане ассоциируют с правдой. Но я, как адвокат, всегда говорю людям, что «правды в суде нет». «Как так?» — спрашивают меня. Я отвечаю, что в суде есть «справедливость по закону». И она не такая, какой ее субъективно рисуют себе граждане. Вот почему так много разочарованных. У них и судья плохой или коррумпированный, и адвокат подкуплен… и вообще — «всё против меня». Даже если все произошло строго по закону, человек ищет в суде чего-то другого — он ищет правды. А правду и утешение нужно искать не в суде, а у Христа, взирая на Крест Господень. Исцеление души человеческой возможно лишь у Креста. Но это уже не сфера юрисдикции.

— Как человеческие преступления влияют на общество, на общественный климат?

— Напрямую влияют — на семью, коллектив, общество. Первый человекоубийца Каин изменил всю структуру своего поколения и нашего общества. Наши сегодняшние конфликты — это продолжение Каинова греха. Бывает, придешь куда-то и на физическом уровне ощущаешь дискомфорт. Если в какой-то организации работать сложно, мы слышим от людей, что это «гадюшник». Подобные отношения возникают вследствие греха, непрощения, обид. То же самое происходит и в более крупном сообществе. Если Россия сегодня хочет жить преуспевающе — так, как живет Запад, то нам нужно вспомнить, что, прежде чем стать на путь отвержения своих основополагающих ценностей, христианских по своей сути, Запад прошел через Реформацию, глубокое покаяние и осознание ответственности людей перед Богом и друг перед другом.

— Как вы думаете, ведут ли преступления против личности, против общества к нравственному опустошению самого преступника, его жертв, общества в целом, к вырождению нации?

— Прежде всего преступления ведут самого преступника к опустошению. С каждым новым проступком человек все больше отделяет себя от Бога и от других людей. Эта пропасть внутри него становится все больше. Его преступления, конечно, отражаются и на других людях. Мы знаем много примеров, когда люди получили травмы в детстве, мы их называем психологическими. Вся их жизнь исковеркана. И нужны неимоверные усилия и особая благодать Божья, чтобы человек выкарабкался из всего этого. Это порочный замкнутый круг.

Но все это не совсем связано с юриспруденцией. Какими бы чудесными законы ни были — взять, например, Германию или скандинавские страны, там прекрасные, почти что совершенные законы — однако там очень высокий уровень суицидов, а если уж там встречаются маньяки, то такие, что волосы на голове шевелятся. От правовой системы здесь мало что зависит. Все это связано с духовными проблемами.

Искупление реальности через КрестОгюст Биар. Пастор Лестадиус проповедует саамам, 1840 г.— Есть ли способ изменения такого опустошенного общества?

— Это — Крест Христов! Ничего нового. Обратите внимание на то, что сегодня происходит с католиками. У меня много знакомых католиков, недавнее избрание Папы для них — очень важное событие. Это очень показательно, что он взял имя Франциск. Мы не слышали никаких заявлений на государственном уровне по поводу отречения Бенедикта XVI от престола. Но во многом оно связно с тем, что его практически подвергли обструкции европейские элиты. Он критиковал, например, позицию Совета Европы, говорил, что Европа отказывается от своих христианских корней, а выхода-то у нее другого нет. Без христианских ценностей у Европы нет будущего, потому что западноевропейская цивилизация сформирована христианством и ценности европейского либерализма — это ценности христианские. А сегодня европейские свободы оказываются выхолощенными и практически низводятся до идеалов общества потребления. Папа указывал на то, что возможность обновления Европы лежит через ее возврат к христианским корням. Если общество не переживет глубокого духовного обновления, какое, например, пережила Германия во времена Реформации, ничего не изменится.

В России привыкли думать, что если к власти придет какая-то замечательная личность, то все изменится. На самом деле изменения должны происходить в каждом человеке на глубинном уровне при его соприкосновении со Словом Божиим, которое должно быть в каждом доме, в каждой семье.

Давайте вспомним Родиона Раскольникова. Чтение трудов Ницше привело его к преступлению. И перерождение его началось на каторге, когда он стал читать Евангелие. Оно затронуло Раскольникова — и пришло покаяние, произошло изменение.

— Как могут происходить в обществе, изуродованном преступлениями, процессы искупления? Есть ли такие примеры в истории?

— Через покаяние, конечно. В истории такие примеры были. Взять хотя бы ту же послевоенную Западную Германию второй половины ХХ века. В процессе денацизации произошло реальное, в том числе публичное, покаяние и глубокое отрицание нацизма как идеологии. У немцев до сих пор действует эта «прививка». У нас такого не было никогда, наше «новое» строится на старом основании. А новое вино, как известно, в старые мехи вливать нельзя.

— Знаете ли вы примеры, когда искупление, совершенное на Кресте Господом Иисусом Христом, изменяло общество? Как это происходило, если происходило?

— Приведу пример очень интересный. В бывшем княжестве Финляндском, входившем в состав Российской империи, был страшный алкоголизм. Чухонцы спивались целыми селами и хуторами. Казалось, помочь этой беде невозможно. И один из подвижников лютеранской церкви — пастор Ларс Леви Лестадиус — начал проповедовать трезвость через покаяние в Лапландии. Произошло чудо — нация покаялась и реально изменилась. Несмотря на то что ходят анекдоты про пьющих финнов, в целом у них этой проблемы больше нет. Я часто там бываю. Что же случилось? Их исцелило Слово Божье. Нация прошла через покаяние на частном уровне и на государственном. Но им, конечно, было в каком-то смысле легче, потому что население там всего пять миллионов, а не сто сорок, как в России.

— Как священник, объясните нам, как искупление Христово осуществляется в каждом конкретном человеке?

— Это очень сложный богословский вопрос. Как нельзя спросить: «Вы когда друг друга полюбили?», так и с откровением Божиим. Бог работает индивидуально с каждым человеком — влечет его «вервями любви», как сказано в книге Песни Песней. Каждый человек должен получить откровение Божие. Откровение неравноценно знанию. Я могу знать очень много, но не иметь откровения Божьего. Есть такое богословское выражение «поцелуй Креста», принадлежащее выдающемуся лютеранскому теологу нашего времени Антону Владимировичу Тихомирову. Это прикосновение Креста Господня к человеку, когда тот понимает, что Бог отдал Самого Себя грешнику абсолютно. Когда человек входит в отношения любви с Богом, начинается искупление человека.

Искупление имеет два аспекта. Искупление как некий свершившийся акт на Голгофе. Это исторический факт, если так можно сказать, потому что Бог, конечно, вне времени. Оно осуществилось и уже есть. Но есть еще и личное искупление — это тот внутренний процесс, когда я осознаю и переживаю на своем личном опыте это искупление, я его принимаю и проживаю. Приведу такой пример. Например, служба Federal Express доставила вам дорогое оборудование. Оно уже стоит у вас дома, но его надо распаковать, установить и освоить. И в этом смысле искупление еще будет совершаться всю нашу жизнь, которая должна сопровождаться созерцанием Креста, переживанием его в своей жизни, чтением Слова Божия, молитвой и упованием на Бога. И тогда в жизни нашей начнутся перемены. Бог будет действовать, менять обстоятельства нашей жизни, начнется искупление реальности вокруг нас и через нас.

 

Интервьюер: Екатерина Гуляева
Фото: предоставлено К. Андреевым; wikipedia.org


Работает на Cornerstone