Тема

Дом Отца и Врата Отца

Ирина Апатова
Журнал/Архив/Номер 41/Дом Отца и Врата Отца

Дом Отца и Врата ОтцаСтроительство Вавилонской башни. Неизвестный фламандский художник XVI В.

В Евангелии от Иоанна мы читаем слова Иисуса: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется...» (Ин 10:9). В Иисусе Христе Господь собирает к Себе рассеянные народы, обращаясь к ним через Писание с вестью о том, что все они — Его дети.

В Книге Бытие (см.: 11:4–9) мы находим историю о Вавилонской башне. «Прежде нежели рассеяться по лицу земли», люди вознамерились «сделать себе имя», построив город и башню высотою до небес. Эта история повествует не столько о грехе, сколько о его последствиях — продолжающемся отпадении людей от Бога и друг от друга, о разъединении, «смешении» народов.

Богослов Кристофер Райт1 заявляет, что история о Вавилонской башне противоположна по смыслу обетованию Божию, данному Им Аврааму: «...Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя… и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12:2–3). И хотя во все времена Бог призывал отдельных людей и выстраивал с ними особые отношения, смысл данного обетования Божия заключается в том, что однажды Бог призовет и соберет к Себе все народы земли и установит с людьми близкие отношения. Это стало возможным благодаря искупительной жертве Иисуса. В своей книге «Изучение Мишны» Рав Мордехай Левуш напоминает, что слово «жертвоприношение» (корбан) имеет общий корень со словом «приближаться». Евангелие от Иоанна представляет нам Иисуса как Мессию, отдавшего Свою жизнь для искупления всех народов. Евангелист Иоанн проводит аналогию между отношениями, связывающими Иисуса и Небесного Отца, и отношениями Иисуса и Его учеников. Все мы приближены к Богу через Христову искупительную жертву, покаяние и обращение.

Но вернемся к истории рассеяния и рассказу о Вавилонской башне. Некоторые исследователи, в их числе Вольтер и Жак Деррида2, ставили вопрос: почему в Бытии сказано, что Вавилон (Babel) означает «смешение»? На восточных языках «Ва-» (Ba) означает «отец», а «Вил» (Bel) — «Бог». «Вавилон», таким образом, означает «Град Божий», «град святой». Древние давали это имя всем своим столицам. Однако при этом неоспоримо и то, что Вавилон есть знак «смешения». Исследователи отмечали, что в истории о Вавилонской башне слово «смешение» ассоциировано не менее чем с двумя смыслами — и потому, что строители башни пришли в состояние смешения-замешательства, и потому, что на смену их единому языку пришло смешение языков.

Имя Вавилон, как уже упоминалось, означает «град Божий», или «Дом Отца». Когда обитатели Дома Отца сделали выбор в пользу того, чтобы «сделать себе имя», он был обречен стать домом одиночества. Дом, где потеряна связь его обитателей друг с другом, опустошается и становится домом смешения и разделения. Понятие и смысл Града Божьего становятся неактуальными в ходе деятельности по строительству башни, которая должна была возвыситься до небес. Вавилон все еще называется Градом Божьим, но по сути уже таковым не является. Населяющие его люди разъединены не только с Богом, но и друг с другом — они уже говорят на разных языках и утратили способность понимать друг друга в самых обыденных делах. Человек, у которого внутри смятение, разделение и смешение, не может понять окружающих его людей и тем более Бога. Вавилон, или Дом Отца, становится местом смешения и рассеяния, отправной точкой и образом нашей бездомности.

Мы читаем в Писании, что Бог рассеивает людей по лицу земли, но их рассеяние началось гораздо раньше — оно было заложено в людях их грехопадением. Опасения и предчувствия тревожат людей, и в страхе они говорят: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11:4). И по-человечески понятно желание людей укорениться на земле, самоутвердиться через строительство города и башни, подпирающей небеса. Грандиозные проекты во все века объединяли людей по сути одиноких.

В восприятии современного человека понятие «сделать себе имя» означает прославление своего имени каким-то великим делом. Однако вавилонские строители, согласно тексту Библии, хотели «сделать себе имя» не потому, что стремились прославиться, а для того, чтобы утвердить свой род, обозначить его как исток жизни.

Текст Бытия 11:4 свидетельствует о том, что не только в единстве места, но и в строительстве большой и крепкой башни люди видели преодоление грядущего рассеяния. Этим строительством человечество как бы заявляет о своей силе, об укорененности своего рода, о своем единстве. Но в сердце человека, оставившего Источник жизни, сгущаются обособленность, раздробленность, смешение, конфликт. И для современного человека Вавилон и Вавилонская башня — имя собственное и имя нарицательное — ассоциируются с «неустранимой множественностью языков, незавершенностью, невозможностью выполнить, завершить что-либо, а также со смешением и разделением»3.

Почему «Град Божий» становится «городом смешения» и почему Бог смешивает языки, провозглашая Вавилону имя «смешение», которое отныне будет его «меткой и печатью»? В том ли причина, что люди, населявшие его, захотели получить доступ к Всевышнему, построив башню высотой до неба? Без сомнения, можно сказать и так. Но главная причина в том, что люди хотели сделать себе имя, построить, сконструировать его, собраться в некоем месте,  словно в единстве некоего места, где их объединяют и универсальный язык, и башня, и город, обретается залог их усиления, укоренения, чтобы им «уже не быть рассеянными». Эти их планы в тексте Книги Бытие связаны так, словно речь идет о едином замысле. Реализуя его, строители Вавилонской башни стремились обеспечить себе уникальную и универсальную родословную, истоком которой стали бы они сами, а не Бог.

Дети носят имя своих родителей и похожи на родителей. Строители Вавилонской башни выбрали себе новое имя, но не назвались детьми Бога, и в этом суть конфликта. В связи с этим возникает один из основополагающих вопросов — об источнике жизни: в ком человечество видит этот источник — в Боге Отце или в самом себе? Возвышение собственного «имени», родословной означает отречение, обособление и автономность от Бога этого и всех последующих поколений людей, которые теперь были обречены на рассеяние и разъединение друг с другом.

Мир с Богом утрачен. Человек все время находится в конфликте с Богом, он ищет и находит различные идеологии, помогающие ему вновь и вновь воссоздавать свою родословную, минуя источник жизни — Отца. Действующий в человеке грех обособляет нас друг от друга, мы находимся в состоянии внутреннего конфликта, утеряна целостность мира и человека, и раскол только усиливается. Эти две линии — человеческого и божественного — никогда бы не пересеклись без искупительной жертвы Христа.

Будучи источником жизни, Бог дает жизнь нам, Он восстанавливает целостность нашего внутреннего мира, собирает и восстанавливает связи — воссоединяясь с каждым из нас, соединяя нас друг с другом через Свою жертву искупления. Иисус пришел искупить нас, чтобы мы стали Его детьми.

Родословие, построенное на демонстрации силы, единого языка, высоких достижений, мощных конструкций, соединяет народы, но это единство внешнее. Множество людей в мире сегодня живет в поселениях, объединенных единой инфраструктурой, мощными транспортными сетями, единой культурой, языком, они пользуются продуктами, созданными на основе высоких технологий, научных достижений, но они далеки друг от друга. И лишь единство в Боге снимает любые ограничения — разлад внутриличностный, границы между людьми и странами, социальные, расовые и иные границы. Это единение сущностное, и лишь оно дает нам возможность понимать и принимать друг друга.

1 Christopher Wright, The Mission of God: Unlocking the Bible’s Grand Narrative, Inter-Varsity Press.
2 Деррида Жак. Вокруг вавилонских башен. http://www.commentmag.ru/archive/11/7.htm.
3 Там же.

 

Автор: Ирина Апатова
Фото: fotobank.com


Работает на Cornerstone