Тема

Инициация искупления

Михаил Щербаков
Журнал/Архив/Номер 41/Инициация искупления

Инициация искупления

В словарях русского языка мы находим синонимы слова «искупление» — «избавление», «прощение», библейский словарь добавляет «очищение». В древнееврейском языке все несколько сложнее. В Писании есть несколько слов, которые могут быть переведены таким образом. Вот лишь три из наиболее часто встречающихся, которые переводятся в том числе и словом «искупление»: «капара» (כפרה) — «искупление», «прощение»; «мэхила» (מחילה) — «отпущение грехов», «прощение», «индульгенция», «уступка», «искупление», «помилование»; «геула» (גאולה) — «искупление», «освобождение», «спасение», «выкуп», «избавление».

Понятие «геула» наиболее близко по семантике к русскому «искупление». Его-то мы и рассмотрим.

Обобщенный богословский смысл термина «геула», согласно раввинистическому толкованию, — это спасение от зла, угрожающего ценности человеческого существования и самому человеческому существованию, спасение человеческой души и эсхатологическое избавление народа Израиля и всего человечества, которое осуществит Бог. Таким образом, именно появление зла и стало причиной необходимости геулы. Поэтому неудивительно, что впервые с идеей искупления читатель Библии сталкивается уже в третьей главе Книги Бытие, когда зло в виде греха пришло в этот мир.

Мы читаем, что сразу после грехопадения Господь Бог делает Адаму и Еве кожаные одежды. Исследователи Писания соглашаются, что здесь речь, видимо, идет о первом жертвоприношении, которое совершил Сам Господь. Во-первых, потому, что кожа для одежд должна была быть взята у животных. Конечно, Господь мог и сотворить кожаные одежды, но, скорее всего, речь идет именно о жертве. Косвенно это подтверждается тем, что первым людям, в частности Авелю, была известна процедура жертвоприношения. Откуда же он мог узнать о ней, если не от своего отца Адама, который видел эту первую после грехопадения жертву? Еще один аргумент в пользу принесенной жертвы проистекает из закона, положенного Господом, «Возмездие за грех — смерть». Грех влечет за собой неминуемую смерть, и только жертва геулы-искупления могла отсрочить факт исполнения приговора. Собственно, с этого момента утверждаются две основные идеи, связанные с искуплением. Первая говорит о невозможности искупления и прощения без жертвы, вторая — что именно Господь является инициатором геулы-искупления, поскольку Он милосерден и заботится о человеке. И без Его вмешательства искупление невозможно. В дальнейшем эти идеи развиваются в Книге Левит: мы читаем о том, что Господь устанавливает виды жертвы, определяя, какую жертву и при каких обстоятельствах нужно приносить Израилю. Но еще более важно то, какое развитие идея геулы-искупления получает в книгах пророков. Именно пророческие книги утверждают тесную связь между геулой-искуплением и Машиахом-Мессией.

Искупление избранного народа — это первый этап, или шаг, геулы-искупления, но не конечная ее цель. В Писании этот первый шаг искупления предстает как нечто особенное, сопровождающееся многими чудесами и знамениями. Наиболее яркий пример искупления народа мы находим в Книге Исход, где описан выход Израиля из Египта. Главное в нем то, что оно временное, то есть, по сути, это подготовительный этап на пути к Вечной Геуле-Искуплению. Но именно в результате этих действий складываются предпосылки для следующего, второго, шага — геулы личной, поскольку создаются условия для прихода Машиаха Искупителя (Гоэля), способного открыть путь искупления для людей.

Личное искупление происходит в жизни каждого человека индивидуально. По сути, оно и есть цель жизни человека.

Третий шаг — Вечная Геула-Искупление человека — возможен лишь по достижении искупления личного, той двери, которой искупление приходит в сердце и жизнь каждого человека. Писание открывает нам, что при воскрешении мертвых в конце времен и на Суде Божьем одни люди будут отделены от других: «Множество из спящих во прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12:2). Личное искупление открывает человеку возможность общения и единения с Творцом. Ключом к личному искуплению становится обновление сердца и его новое наполнение, так как природа человеческого существа должна уподобиться природе Творца, как это было в начале, до грехопадения Адама и Хавы. В человеке должно произойти внутреннее изменение. Мы читаем: «…обрежет Господь, Бог твой, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе» (Втор 30:6). Именно духовное обрезание открывает человеку возможность общения с Творцом.

Время обретения личного искупления и трудности, связанные с этим, зависят частично от самого человека. Приход Вечного Искупления связан с достижением личного искупления людьми, которые должны войти в покой Божий. В методах обретения личного искупления иудаизм и христианство расходятся. Христианства провозглашает личное искупление на основе личной веры человека в Иисуса Христа — Мессию Израиля. Поскольку вера или неверие — личное дело каждого человека, то и искупление, основанное на вере в универсальную жертву Иисуса Христа, носит личный характер.

В иудаизме после разрушения Храма сформировалась другая позиция. Согласно Талмуду, личная геула зависит от раскаяния и благих дел, потому как человек при желании может преодолеть собственными силами любые свои недостатки. Грех пришел в этот мир через действие, непослушание первого человека Господу, и искупление достигается действием — послушанием Ему и исполнением Его заповедей.

Вечная Геула-Искупление — это то, что приготовил Господь человеку в конце времен. Это целый мир, совершенный и прекрасный. Мир, впитавший в себя божественные характеристики своего Создателя, поскольку Он Сам обитает там вместе с духовными созданиями и душами, сподобившимися достигнуть этого мира. Христианство склонно ожидать нового мира, в иудаизме ожидают мира, созданного Творцом в начале, сокрытом от человека, но существующем параллельно в наши дни. Именно этот мир и является настоящим Покоем — истинным Шаббатом, который Господь сотворил на седьмой день и прообразом которого является современная суббота в иудаизме. И главная роль в достижении этого третьего шага Геулы-Искупления отводится Машиаху.

Инициация искупления Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается сокрытым до времени свершения. Его невозможно предсказать, никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит. Это откровение будет неожиданным, сюрпризом. В Талмуде сказано: три вещи случаются внезапно — приход Машиаха, неожиданная находка и укус скорпиона. Неожиданность — неотъемлемый элемент мессианской концепции. Приход Машиаха потрясет мир. Именно такое чувство потрясения пережили братья Йосефа, когда предстали перед ним и услышали: «Я — Йосеф!» Спасение, избавление от страданий пришло к ним в самый невозможный момент и откуда они меньше всего ожидали. Эта сцена — важный урок. Она учит, что, даже зная, предвосхищая спасение, мы все равно будем считать его невозможным с точки зрения логики.

Машиах выведет нас на высший уровень искупления. «Машиах» означает «помазанник», «помазанный маслом». Помазание символизирует переход на высший уровень. Именно Мессия откроет людям путь к Вечной Геуле, Искуплению, Покою, Шаббату. Эту идею раскрывает автор Послания к евреям в 4-й главе: «…входим в покой мы, верующие». Тут важно понимать: автор полемизирует с уверовавшими в Христа евреями. Он подчеркивает, что вхождение «в покой» по-прежнему обусловлено верой, а против тех, кто утратил ее, пылает гнев Господень, и они не войдут в покой Его. Бог почил, когда закончил дело творения, и это стало прообразом того, что ожидает людей по завершении ими их дел (см.: Евр 4:10). О тех же, кто, подобно народу в пустыне, оставляет свое дело незавершенным, говорится, что тот не войдет в Его покой. Несостоятельность израильтян в пустыне не аннулирует вхождение людей из народа в покой Господень. Во времена царя Давида Господь повторил Свое приглашение и определил некоторый день, назвав его «ныне» (см.: Пс 94:7), «сейчас». Автор Послания к евреям не преминул об этом напомнить своим читателям (см.: Евр 3:14–15). Тем, к кому он обращался, не следовало думать, будто обещание покоя исполнилось в дни Иисуса Навина. Оппоненты могли возразить ему, сославшись на Ветхий Завет (см.: Нав 22:4; 23:1), что народ уже вошел в покой, овладев в те дни обетованной землей. Опровержение автора послания звучит просто и убедительно: если бы это действительно было так, то Господь не говорил бы после этого о другом дне.

Вполне можно предположить, что автор послания возражает идее уже осуществившейся Вечной Геулы (вере в то, что «конец» уже состоялся). Известно, что в те времена такая идея имела хождение. Мол, все уже произошло, и другого искупления ждать не надо. Однако автор опровергает такое заблуждение псалмом 94. Вечная Геула, Покой как сотрудничество уверовавших евреев с Мессией, — дело будущего. «Посему для Народа Избранного еще остается субботство», — пишет он; субботство — прообраз грядущего покоя. Войти в покой Его значит успокоиться от дел своих, подобно тому как Бог успокоился от дел Своих, эту мысль ясно выражает автор. Слова эти содержат в себе заверение и призыв одновременно. С одной стороны, они подразумевают, что вхождение в покой еще доступно. Но с другой — напоминают читателям, что доступен он лишь для завершивших свои дела, как и Бог — Свою работу по созданию вселенной. Ведь «успокоился от дел своих» означает «прекратил дела свои» (подразумевается: по успешном их завершении). Именно это имел в виду автор послания с самого начала своих рассуждений о Покое. Его читателям следовало строить свою жизнь по примеру Иисуса Христа, «Который (был) верен Поставившему Его» (3:2); им надо было твердо держаться начатой ими жизни до конца (см.: 3:14; ср.: 3:6). Лишь исполнив это условие, они смогут «успокоиться» от дел своих в радостном владении обещанного им наследия в царстве Мессии.

 

Автор: Михаил Щербаков
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone