Тема

Выкуп или жертва Любви?

Роман Усачёв
Журнал/Архив/Номер 41/Выкуп или жертва Любви?

Выкуп или жертва Любви?

Для современного человека слово «искупление» звучит архаично и воспринимается как сугубо религиозный термин. Естественно, что для древнего человека, существовавшего в реальности рабовладения, понятие искупления было повседневной реальностью и означало выкуп раба, и отсюда уже рождалось значение религиозное — «выкупить душу из рабства греха».

Для языческого сознания с его ощущением отдаленности от божественного, с его страхом гнева богов, с чувством полной зависимости от стихий особенно актуальным являлось понятие выкупа как способа добиться с помощью принесения жертвы расположения высших сил. Такое мышление нашло свое отражение во множестве мифов и сказок, в которых лучшего из представителей племени приносят в жертву чудовищу, чтобы остальные соплеменники могли жить в покое.

По мнению язычника, за все в этом мире необходимо платить. И даже сами божества живут в соответствии с законами воздаяния и платы. Таков, например, миф об обретении скандинавским богом Одином мудрости, за которую он должен был отдать свой глаз и висеть на дереве девять дней.

В языческих верованиях принцип искупления как выкупа души наиболее последовательно воплотился в поздних эллинических мистериях, основанных на мифах об умирающих и воскресающих богах. Такими были, например, элевсинские мистерии в честь богини плодородия Деметры и самофракийские мистерии культа кабиров, в которых жрец очищал убийц после исповедания ими своих грехов1. В этой связи нередко вспоминают высказывание Платона о том, что только посвященные в мистерии блаженствуют после смерти2. То есть, подобно тому как в материальной жизни раб выкупается у своего хозяина, так же и душа может получить искупление для будущей жизни.

В Древнем Риме в культе богов Митры и Аттиса существовал обряд жертвоприношения быка — тавроболий, суть которого заключалась в том, что участника окропляли кровью жертвенного животного с целью возрождения к новой жизни. Вот как это описывает известный исследователь мифологии Мирча Элиаде: «В мистериях… совершалось жертвоприношение быков и баранов над рвом, покрытым решеткой: кровь капала на миста, находящегося во рву. Каким-то неясным для нас образом неофит принимал ритуальное участие в литургическом сценарии, вращающемся вокруг смерти и воскресения божества. …Большинство отрывочных указаний, которые имеются в нашем распоряжении, относятся к символической смерти и воскресению миста»3.

Так или иначе в древнем языческом мире искупление совершалось путем сошествия в преисподнюю, в Аид, и спасения оттуда благодаря жертве.

Как справедливо указал выдающийся христианский философ Николай Бердяев, «жажда искупления свойственна была уже миру дохристианскому. Мы находим ее в античных мистериях страдающих богов. …Жажда искупления есть великое ожидание, что Бог и боги примут участие в разрешении мучительной проблемы добра и зла, примут участие в человеческих страданиях. …Жажда искупления есть жажда примирения с Богом и единственный путь победы над атеизмом, внушенным человеческому сердцу злом и страданием мира. Это есть встреча с Богом, страдающим и жертвенным, т. е. разделяющим мучительную судьбу человека и мира»4.

Следы понятия «искупление» можно отыскать и в так называемых дхармических5 религиях. Естественно, говоря о мировоззрении, основанном на понятии «карма»6, мы должны отдавать себе отчет, что ответственность за преодоление греха и его последствий в этих традициях лежит на самом человеке. И, по мнению приверженцев этих религий, никто не может взять ошибки человека на себя. Однако в Махаяне («Великая колесница», или «Великий путь спасения»), одном из направлений буддизма, распространенном в Китае и других странах Восточной Азии, важное место занимает просветленное существо — бодхисаттва, то есть некто, достигший просветления, но ради других отказывающийся войти в вечное блаженство. Одним из основных качеств бодхисаттвы является сострадание (каруна) — желание научить другие живые существа, как достичь освобождения.

Существует легенда, которая нашла отражение в сказаниях многих народов Восточной Азии — Китая, Монголии, Тибета и Японии. Это история одного из первых десяти учеников Будды Муляня, который спасал из подземной темницы свою грешную мать. Есть разные версии этого мифа. В одном варианте важнейшее значение играет коллективная молитва всей монашеской общины, в другой версии — самосовершенствование матери в нескольких перерождениях, в третьей — подвиги Муляня, который сам проходит несколько рождений, чтобы помочь матери. А в Японии, в префектуре Исикава, даже до недавнего времени на празднике поминовения умерших О-бон исполнялась песня о странствиях Муляня по подземному царству. Но в любом случае в данном мифе прослеживается идея готовности одного человека своими страданиями искупить другого7.

Обращаясь к пониманию искупления в исламе, следует помнить, что в мусульманском богословии отсутствует понятие первородного греха, а, следовательно, всякое нарушение Божьей заповеди происходит от человеческой слабости. И искупление, арабское слово «каффара», упоминающееся в Коране в 14 аятах, трактуется мусульманскими богословами как исправление ошибки, заглаживание вины и всецело относится к сфере деятельности человека. «Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это — напоминание для поминающих», — написано в Коране (Сура 11, аят 114)8. Снимая проблему первородного греха, ислам исключает и необходимость искупительной жертвы Богу.

Тем не менее в исламе, имеющем тесную смысловую связь с Ветхим Заветом, существует праздник Курбан-Байрам — в память о том, как Авраам был готов принести в жертву своего сына, но Аллах остановил его и повелел вместо мальчика принести в жертву барана.

Выкуп или жертва Любви?

И хотя в жертве, которую мусульмане совершают каждый год на Курбан-Байрам, нет смысловой нагрузки очищения от грехов (это прежде всего жертва благотворительности, ведь часть мяса животного отдается малоимущим), не следует считать этот обряд утилитарным. Духовный смысл Курбан-Байрама раскрывается в словах Мохаммеда, переданных одной из его жен Аишей бинт Абу Бакр: «Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения — это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День [живым свидетелем совершенного обряда]. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны»9.

Но все же догматической основой понимания искупления в Исламе является максима: искупает (kaffara) грехи человек, прощает (ghafara) грехи Бог. «Совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха?» (Коран 3:135).

В иудаизме существует множество символов и прообразов для понимания сути искупления — от жертв животных, которые приносили за грехи народа (причем такая жертва должна была быть «без пятна и порока», ведь только полностью невинное, не поврежденное животное могло быть отдано за преступления человека), и продолжая множеством примеров ветхозаветных заповедей о выкупе за близкого родственника, оказавшегося в беде или рабстве, или выкупе, приносимом Богу за первенца своего или первенца домашнего животного. Особенно показательным является обряд, получивший название «козел отпущения», при котором на специально отобранное жертвенное животное символически возлагали все грехи народа и отпускали в пустыню, после чего народ считался чистым. День, в который это происходило, получил название Йом-Киппур — День искупления. В любом случае основной идеей искупления в иудаизме является замещение: вместо виновного отдается другой, безвинный.

Уникальность христианского понимания искупления заключена, конечно, прежде всего в жертве Иисуса Христа, отдавшего Себя за грехи всего мира. Сам Бог становится жертвой и добровольно отдает Себя за нас. Эта мысль была выражена Самим Иисусом Христом в Евангелии от Матфея: «…Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (20:28).

При этом следует иметь в виду, что в христианском понимании искупления необходимо преодолеть юридическую логику, для которой выкуп означает сделку. Как говорил отец Александр Мень, духу Писания, духу Нового Завета, духу Евангелия не соответствуют  «юридические представления о том, что люди должны были искать какую-то сатисфакцию оскорбленному Богу», и поскольку они ее не получают, то «Христос удовлетворяет Своим подвигом оскорбленный гнев Божий и тем самым решает эту юридическую проблему. На самом деле в Священном Писании господствуют символы иного порядка, символы, скорее, органические, биологические, где тайна искупления ощущается как некий процесс очищения, процесс вживания, процесс присоединения человека, привития человека к иной, Божественной жизни»10.

Таким образом, в Евангелии искупление — это жертва любви, приносимая ради любви.

1 Овсянико-Куликовский Д. Н. Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности. — Одесса, 1883.
2 См., напр., статью «Мистерии у древних греков» в словаре Брокгауза и Ефрона. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/135631/%D0%9C%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8.
3 Элиаде М. История веры и религиозных идей. — http://lib.rus.ec/b/122504.
4 Бердяев Н. О назначении человека. — М.: Республика, 1993.
5 Название происходит от слова «дхарма», означающего совокупность норм и правил, необходимых для поддержания предустановленного космического порядка, — основополагающего понятия в индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме.
6 Важнейшая категория дхармических религиозных систем, означающая вселенский причинно-следственный закон.
7 На основании статьи Р. В. Березкина «Идея искупления греха в разных национальных версиях сюжета о том, как Мулянь спасал мать», опубликованной в сборнике «Путь Востока» (СПб, 2004).
8 Здесь и далее даны ссылки на Коран в переводе Э. Кулиева.
9 Хадис от Аиши; св. х. аль-Хакима, Ибн Маджа и ат-Тирмизи. — http://umma.ru/religion-praktik/kurban/2994-kurban-bajram-podrobno#sn5.
10 Беседа Александра Меня об искуплении из сборника «Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы» (М.: Фонд имени Александра Меня, 1995).

 

Автор: Роман Усачев
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone