Тема

Как быть собой в мире эклектики?

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 41/Как быть собой в мире эклектики?

Как быть собой в мире эклектики?

В 2005 году при раскопках в Мегидо (Израиль) была обнаружена одна из древнейших христианских церквей (III–IV веков). Археологи нашли там удивительную мозаику с раннехристианским символом — рыбами и надписью о посвящении Господу Иисусу Христу. Древние мастера владели искусством составления картин из множества разноцветных кусочков причудливой формы. Из осколков стекла, керамики или камня ими было составлено целостное произведение. Единый замысел определил каждому из осколков его уникальное место и придал смысл. Мозаика во многом напоминает нашу жизнь, состоящую из разных событий, встреч и многообразных переживаний. И, продолжая ассоциацию, хочется спросить: есть ли связующая основа нашего существования? В какую картину складывается наша жизнь и что эта картина отображает?

Современная городская культура открывает множество возможностей для человека: он выступает в разных социальных и культурных ролях, интернет предоставляет почти неограниченные средства познания и связи. Важнейшие черты нашего времени — скорость, изменения и связанная с ними эклектичность. В погоне за разнообразием жизненных переживаний люди подчас теряют связанность и осмысленность жизни. Недаром таким спросом пользуются средства ухода из реальности и уровень самоубийств даже в цивилизованных и экономически благополучных странах неуклонно растет. Люди теряются в попытках осознать свое предназначение и роль в жизни. С появлением новых технологий и возможностей человек все более остро ощущает фрагментарность своего существования. Наряду с этим растут обособленность людей друг от друга, индивидуализация. Когда снимается необходимость обеспечения выживания и безопасности, предпочтение отдается автономному существованию. И возникает вопрос: есть ли иные основания, которые могут обеспечить связанность людей и общества в целом, и каковы они?

Христианская проповедь на первое место ставит проблему внутреннего конфликта человека и недостаточную связанность людей между собой. Несмотря на сложность внутриличностных противоречий человека и его запутанные отношения с другими людьми, решение его конфликтов существует. Библия подчеркивает, что проблема конфликта человека и общества не может быть разрешена через погружение в психологию и социологию, потому как она лежит в иной плоскости и для ее решения необходимо увидеть и преодолеть глубинный разрыв между творением и Творцом, восстановить духовную связанность человека с Богом. Но осуществляется это восстановление не напряжением могучей воли человека, его геройскими поступками или выдающимися способностями, оно дается даром через принятие верой искупительной жертвы Иисуса Христа. Что же происходит с человеком, уверовавшим в Христа?

Новый Завет называет покаяние и обращение к Богу новым рождением или началом жизни во взаимосвязи с Творцом, как это и было задумано Им. Преодоление страха за свою жизнь оказывается возможным, когда человек доверяет ее Богу. Человек не был создан автономным существом, наоборот, сущность человека раскрывается в обретении им связанности с Богом и людьми. Библия провозглашает: «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор 5:17–19). Это переживание придает новый смысл жизни человека, когда ему становится понятна его роль, и он не только занимает свое место в Божьей картине жизни, но и обретает внутреннюю связанность — целостность.

Что такое целостность согласно библейскому представлению? Апостол Павел молится о христианах в Фессалоникийской церкви: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес 5:23). Целостность — это соединение всей совокупности внутреннего мира и опыта жизни. Это качество ведет к совершенству, законченности, отсутствию противоречий и двусмысленности, способности реализовывать свой жизненный замысел. Люди с внутренней гармонией выделяются честностью, искренностью и простотой. Наиболее полно эта гармония была выражена в жизни Иисуса Христа, о котором сказано, что грех не имел власти над Ним. Представляется, что здесь мы можем говорить не о каком-то мистическом иммунитете, «защищавшем» Христа от плохих дел, а о созвучии Его воли с волей Отца и целостности, в которой сатана не мог найти зацепок и противоречий: той почвы, на которой сеется грех. Такое качество описывается также как завершенность, законченность, не требующая какого-либо исправления.

Целостность становится следствием искупления и примирения с Богом, но воплощается в жизни человека она не сразу, а постепенно. На пути духовного возрастания человек обнаруживает противоречия внутри себя и сталкивается с тем, что его мировосприятие отлично от мировосприятия других людей. Эти противоречия указывают нам на нехватку внутренней гармонии и полноты. Возникающие же трудности и конфликты дают нам возможность развиваться и обретать все большую целостность: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак 1:2–4).

Критики в основном указывают на ущербность целостности церкви или верующих. Если духовные истины проповеди не имеют отражения в повседневной жизни проповедующего, его послание вызывает у людей только раздражение и насмешки. Обвинения строятся на отрицательных примерах из истории или из жизни тех священнослужителей, у которых слово расходится с делом. Как можно проповедовать любовь к ближнему и в то же время преследовать людей иной культуры или имеющих иной взгляд на жизненные проблемы? Как можно призывать к примирению с Богом и при этом сеять клевету и вражду? Эти вопросы отражают неустанный поиск смысла и истинности в мире, воплощенные в человеке.

Билли Грэм справедливо заметил однажды, что «верующие постоянно прикладывают усилия, чтобы поддержать свою целостность неповрежденной». Когда потеряно богатство, говорит он, «ничего не потеряно; когда потеряно здоровье, кое-что потеряно; когда потерян характер — потеряно все. Целостность — это клей, соединяющий всю нашу жизнь».

 

Автор: Татьяна Горбачева
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone