Тема

Цель — университеты

Денис Гореньков
Журнал/Архив/Номер 40/Цель — университеты

Цель — университеты

Мир сегодня невозможно представить без университетов. Сегодня нет и более эффективного инструмента влияния на мир, чем система высшего образования. Университеты меняют мир. Сила, которая заложена в образовании и в самом студенческом сообществе, огромна. Немецкий реформатор Мартин Лютер был профессором юриспруденции Виттенбергского университета. Благодаря деятельности уверовавшего во Христа выпускника Кембриджа политика Уильяма Уилберфорса и его университетских товарищей был принят закон об отмене рабства в Британской империи. Поэтику и древнегреческий язык в Харьковском коллегиуме преподавал богослов и философ Григорий Сковорода, оказавший огромное влияние на развитие русской религиозной философии. Владимир Филимонович Марцинковский, известный христианский апологет, в начале прошлого столетия трудился секретарем Российского студенческого христианского движения, а затем сменил профессорское звание в Самарском университете на звание студенческого апостола. После революции Марцинковский умело использовал лекторий Петроградского университета для диспутов с Луначарским и обращений к студенчеству.

Влияние университетов на студентов и студенчества — на общество далеко не всегда было созидательным. Российские студенты-бомбисты, нигилисты середины XIX века породили отвратительную идеологию террора и проложили ему дорогу в век двадцатый. Студенческие бунты в Европе XX века, горящие Тунис, Париж и Лондон показали, что студенты могут влиять на мир разрушительно. Новая история высшего образования — это история новых, хорошо образованных варваров. Находящаяся вне глубоко укорененной в Боге мировоззренческой магистрали современная система ценностей обрекает университеты плодить все новые страницы для WikiLeaks. Но ценности и идеи, которые направляют эту силу, можно изменить.

По образному выражению ректора Донецкого христианского университета, доктора наук, члена попечительского совета движения «Содружество студентов-христиан Украины» Михаила Черенкова, современные вузы подобны фабрикам, производящим подготовленных для жизни, служения и работы в обществе людей. Но «производить профессионалов» и «формировать личности» — разные понятия. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли полноценное образование без полновесных ценностей? Откуда эти ценности будут проникать в университеты? Кто их привнесет и закрепит там?

Христианская идея, которая созидала первые европейские университеты, создавала будущее. На одной из конференций Британского студенческого христианского союза прозвучала мысль о том, что, поскольку апостол Павел всегда выбирал стратегически важные центры для своего служения, сегодня он избрал бы мишенью своего служения университеты1. По мысли ливанского политика и философа Чарльза Хабиба Малика, известного в прошлом деятеля ООН: «Университет — та точка опоры, с помощью которой можно перевернуть мир. Если церковь осознает, что величайшее из ее служений — в новом завоевании университетов, некогда основанных на Христе, то она сослужит добрую службу себе и делу Евангелия. Это средство более действенно, чем все прочие. Измени университет — и ты изменишь мир»2.

Сегодня мы можем наблюдать явный перелом в отношении евангельских христиан к возможности получить высшее образование. На смену временам, когда верующие практически были отрезаны от учебы в вузах, пришло время свободы: учиться сегодня могут все, были бы средства и желание. Скептическое отношение лидеров евангельских общин к учебе в университетах меняется. Сегодня молодежи даже советуют на уровне церкви идти учиться. Первого сентября, в День студента, в общинах произносятся молитвы об учащихся.

Что же повлияло на позицию лидеров церквей и молодых христиан, что мотивирует христианскую молодежь идти в вузы? Основываясь на опыте работы студенческих христианских служений, на ряде опросов и интервью, проведенных нами среди верующих студентов, можно выделить два фундаментальных мотива. Мотив первый: христиане — молодые люди и их родители — хотят, чтобы молодежь реализовалась в профессиональном мире. Их желание основано на прагматичном понимании статусной роли высшего образования (диплома) в современном обществе. Мотив второй: лидеры церквей хотели бы увеличить влияние христиан во всех сферах общественной жизни. Прямое воздействие на общественную жизнь страны окажут, безусловно, христиане — выпускники вузов. Сегодняшние студенты, утверждают церковные стратеги, — это завтрашние лидеры общества. Итак, очевидно нарастающее стремление евангельских христиан к активной социализации, карьере и, в какой-то степени, влиянию на общество. Ключом к достижению этих целей им все чаще видится университет.

Бесспорно, все это свидетельствует об уходе верующих от маргинальной позиции по вопросу обучения в вузе, в которую их поставило советское атеистическое государство. Хочется подчеркнуть, что процесс «освоения» высшего образования христианами уже идет и дает свои результаты: евангельские христиане возвращаются в те сферы общества, откуда они были вытеснены во времена СССР, повышается в целом и количество христиан с университетским образованием, что оказывает влияние также и на церковную жизнь. 

Однако хочется отметить, что сегодня мотивы для получения образования являются либо прагматическими (статусная роль обладателя диплома), либо стратегическими (прямая возможность для церкви влиять на студенчество и общество). Оба этих мотива выглядят достойными или, во всяком случае, связанными с реальностью. При этом не может не тревожить то обстоятельство, что среди названных мотивов нет доводов в пользу ценности разума, силы мышления, возможности прославить Бога непосредственно в умственном развитии, в образовании. Поэтому помимо прагматической и стратегической позиций христиан в отношении образования видится нужда в позиции эпистемологической. За редким исключением евангельские христиане по-прежнему опасаются «философствования» и «умствований», не видя ценности в том, чтобы использовать обучение в вузе именно для образования, повышения качества мышления, расширения кругозора и интеллектуального роста. 

Цель — университеты

Этот процесс, в котором познание Бога связано с познанием созданного Им мира, признанный лидер евангельского мирового движения Джон Стотт называет «благословением разума». Невозможно отрицать, что размышление и познание традиционно присущи христианству. Разум христианина, согласно Стотту, нуждается в возрождении, развитии и использовании в прославлении Христа так же, как и любые другие стороны человеческой личности. 

О роли разума в христианской проповеди верно высказывается известный немецкий теолог Вольфхарт Панненберг в книге «Основные вопросы богословия»: «Неубедительная проповедь не имеет силы, даже если проповедник полагается на силу Святого Духа… Логика и труд Святого Духа не соперники. Полагаясь на силу Святого Духа, Павел тем не менее не забывал про силу разума и убеждения»3.

Что же такое «христианский разум», в чем сходство христианского мышления с любым другим мышлением и что выделяет именно этот способ мышления из всех остальных? Гарри Бламайер, англиканский теолог, писатель и литературный критик, говорит о христианском разуме, как о разуме обученном, способном «дать адекватный ответ аргументам, выставляемым мирской философией, предлагая свои аргументы, основанные на исходных предпосылках христианской веры»4. Вы считаете «мирскую мудрость» опасной для христианской жизни? Что же — дайте Богу развивать ваше собственное мышление, учитесь мыслить как христиане. 

Убеждая христиан развивать собственный разум, Джон Стотт утверждает: «Я все больше склоняюсь к мысли о том, что в наши дни Бог призывает все больше людей к выполнению учительского служения; Он призывает тех, кто обладает острым умом, твердо стоит на библейском учении, кто способен к преподавательской деятельности. По Его велению эти люди отправятся в мировые столицы и университетские городки, где, подобно Павлу в ефесском училище Тиранна, будут служить, преподавая вдумчивое, систематическое учение, разъясняя древнее Писание и связывая их с современным миром»5.

Да, диплом и карьера важны. Да, важно и то влияние, которое будет оказывать выпускник-христианин на своем рабочем месте. Но также важны те возможности для развития мышления, систематизации научных знаний, навыков работы с источниками и в целом умение критически подходить к любой информации, которые может дать образование человеку.

В этом процессе формирования личности людей, способных менять мир, всем нам есть место. Преподавателям, которые способны дать студентам настоящее образование. Христианским студенческим движениям, как внутрицерковным, так и межконфессиональным, которые способны предлагать студентам Евангелие, христианские ценности, здоровый образ жизни. И, конечно же, самим студентам-христианам, на которых лежит и огромная ответственность, и привилегия — изменяя себя, менять мир.

1 Pete Lowman, The Day of His Power (Leicester, Inter-Varsity, 1988), с. 4.
2 https://www.lausanne.org/ru/ru/1587-commitment.html#p 2–1.
3 Pannenberg Wolfhart, Basic Question in Theology (London: SCM, 1971) II, 34–35.
4 Blamires Harry, The Christian Mind (London: SPCK, 1963), c. 43.
5 Стотт Джон. Благословите разум (Н. Новгород: Агапе, 2008), с. 76.

 

Автор: Денис Гореньков
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»

Работает на Cornerstone