Тема

Бог, мир и церковь

Ирина Апатова
Журнал/Архив/Номер 40/Бог, мир и церковь

Враждебный мир, но населенный ближними

 

Бог, мир и церковь

«Не веруя обманчивому миру, под грубою корою вещества я осязал нетленную порфиру и узнавал сиянье Божества», — писал Владимир Соловьев. «Я не верю в газовую камеру» — это слова матери Марии (Скобцевой), сказанные ею перед тем, как она вошла в эту камеру вместо другого.

Что выбирает христианин? Сохранить себя от этого мира или потерять себя, приняв Божий призыв быть в этом мире? Читая в Писании: «Ты же, человек Божий...» (1 Тим 6:11), спрашиваешь себя: что делает обычного человека человеком Божьим? как относится к этому миру Бог? является ли мир злом, откуда к Богу прорываются редкие спасенные, чтобы укрыться за стенами церквей?

Отношение верующих к миру, их стране всегда было предметом дискуссий. С одной стороны, христиане посланы в мир, а с другой — в Писании им заповедано: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин 2:15). Получается, что верующие посланы в мир, который нельзя любить из-за зла, творящегося в нем. Часто цитируются слова Петра о верующих как о «царственном священстве, народе избранном» (1 Пет 2:9). Но для чего они избраны? Для того чтобы отделиться от мира крепкими стенами и находиться в уютном кругу единомышленников? Или для того, чтобы идти в мир и нести ему исцеление?

Бог Отец послал в мир Сына Своего, и Святой Дух послан Сыном и Отцом в этот мир. Триединый Бог посылает Свою церковь в этот мир. Писание открывает нам сущность Бога как любящего Творца. В Своих отношениях с миром Он свободен и верен Себе. В Своей творческой любви Он соединяется со Своим творением. История Сына Божьего — тому подтверждение.

Христианин — человек, посланный в мир. Исполняемая им посланническая миссия и делает его христианином. Христианин подобен посланной стреле, которая соединяет Пославшего и Его цель — мир. Бог послал Авраама, и тот всей жизнью засвидетельствовал присутствие Божье в этом мире. Бог призывал своих людей быть народом Божьим. Богослов Кристофер Райт считает, что история из 12-й главы Бытия, когда Бог призывает к Себе все народы, по смыслу противоположна истории о Вавилонской башне и рассеянии народов. Апостолы были посланы в мир, чтобы призвать все народы и открыть им, Кто есть Бог. Английский богослов Лесли Ньюсбигин подмечает аналогию между тем, как Бог Отец посылает Иисуса в мир, и тем, как Иисус посылает в мир Своих последователей1.

Есть мнение, что, чем дальше церковь и верующие от мира, тем они ближе к Богу, но это не совсем верно. Отношения церкви, Бога и мира взаимосвязаны. Если есть взаимоотношения между церковью и Богом, то и взаимоотношения между миром и церковью становятся живыми. Бог посылает нас в мир, который небезразличен Ему. Звучит парадоксально, но, удаляясь от мира, церковь по сути удаляется и от Бога. Бог соединяет людей Своей любовью, и без нее все мы далеки друг от друга. «С одной стороны, человеческое и божественное разделяет пропасть, а с другой — Бог не просто имеет отношение к миру, но находится в отношениях с этим миром»2.

В церквах часто можно услышать, что мир — это враг, от которого необходимо защищаться. Для церкви мир — это «другой», он чужд ей, опасен, отделен от нее. Согласно Хайдеггеру, человек, являющийся для меня лишь объектом, о котором я забочусь, неполноценен для меня, он лишь часть толпы3. Полноценны лишь отношения любви к человеку как к «другому “я”», к похожему на меня4.

Живой Бог действует и освобождает Свое творение для Себя5. История мира — это не только история зла, но и история любви, воплощения Сына Божия и действия Духа Святого6. Если мы видим в мире только зло — это результат греха, а не любви. Грех делает общение людей невозможным. Бог имеет прямые взаимоотношения с миром. Этот мир — Его мир, иногда враждебный, но населенный ближними.

Бог не отделяет верующего от Себя, посылая его в мир. Если верующий повинуется Божьему призыву быть посланным в мир, тогда единение с Богом становится единственно возможным для него состоянием.

Дуализм Бог—мир ведет к напряженности при идентификации христианина как человека не от мира сего, а в то же время — к его вовлеченности во враждебный Богу мир. Но насколько этот мир враждебен Богу и правильно ли мы понимаем эту враждебность? Безусловно, в мире есть и грех, и зло. Но Бог посылает призванных Им в этот мир, чтобы они стали для него солью и светом. Юрген Мольтман говорит о том, что творение не божественно, но источником его жизни является Божественная жизнь. Страшась мира и отделяясь от него, мы стремимся ограничить Бога. А Он поддерживает жизнь во всем творении, хранит мир, неверующих и верующих в этом мире.

Есть много причин, по которым верующие в России считали изолированность от мира высшим проявлением духовной жизни. Люди номинально церковные боятся, что мир может изменить церковь, люди Царства стремятся к тому, чтобы церковь могла изменить мир7.

Быть человеком Божьим и быть Посланным в этот мир для миссии — синонимичные понятия. Без исполнения верующим миссии посланничества теряется значение Благой Вести, без этого церковь аморальна и эгоистична, так как живет только для себя. В исполнении миссии посланничества на практике реализуются все христианские принципы.

Парадокс состоит в том, что христианин оказывается ближе к Богу тогда, когда идет в мир, чтобы возвестить Божью любовь. Церковь становится народом Божьим только тогда, когда она принимает призыв Бога идти в этот мир. Исполнение миссии посланника Бога — это не только действие, но и состояние внутренней, духовной жизни. Когда встает вопрос, думать о своем спасении или о спасении другого, то удивительным образом спасенным оказывается тот, кто выбирает спасать другого. Так исполняется Слово Бога о том, что принести много плода, стать животворным и жизнеспособным способен тот, кто выбирает умереть для себя.

Часто церковь выбирает жизнь в своей закрытой субкультуре, надеясь таким образом сохранить себя, оградить, спастись от искушений, но тем самым она лишь впадает в искушения. Если церковь изменит свое восприятие окружающего мира, то она может покинуть субкультуру, которую сама же создала, и стать народом Божьим не только по названию, но и по сути — через внутренние взаимоотношения с Богом.

Если церковь воспринимает свою посланническую миссию только в географическом смысле — выезжая время от времени «до края земли» из своей субкультуры, делая что-то без того, чтобы быть кем-то, — она становится номинальной.

Что может христианин дать этому миру, стране, в которой живет? У каждого христианина есть сокровище — отношения с Богом, которые можно передать другим. Поэтому христиане на самом деле больше связаны с этим миром, чем они даже могут предположить. Каждый христианин ответствен за наш мир и страну, в которой он живет.

1 Lesslie Newbigin. The Light Has Come, An Exposition of the Fourth Gospel, Grand Rapids, E…, 1982.
2 Jurgen Moltmann. The Trinity and the Kingdom: The Doctrine of God. — Philadelphia: Fortress, 1981, р. 149.
3 Ibid, р. 207.
4 Frank, 374, 375.
5 Kang San Tan. Head of Mission Studies. Redcliffe College, Issue 17, April, 2007.
6 Gaudium et Spes 26, The Pastoral Constitution on the Church in the Modern World, Second Vatican Council.
7 Snyder H. Liberating the Church — Illinois: Inter Varsity Press, 1983, р. 11.

 

Автор: Ирина Апатова
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone