Интервью

Без Христа не бывает душепопечения

Журнал/Архив/Номер 39/Без Христа не бывает душепопечения

Интервью с Сергеем Бабичем, пастором 2-й Московской баптистской церкви, руководителем пасторского отдела РС ЕХБ, преподавателем Московской богословской семинарии

 

Без Христа не бывает душепопечения

– Сергей Владимирович, существует ли понятие «христианский психолог»? В чем отличие христианского психолога от светского?

— Психология не христианская, а светская наука, и поэтому не совсем правильно говорить о «христианской» психологии. Если христианин получил образование психолога и практикует знания из области этой науки, то его можно назвать христианским психологом.

Практика христианского психолога и душепопечителя будет отличаться от практики светского специалиста тем, что кроме психологических, физиологических и социальных причин его проблем будет учитывать духовную составляющую, взаимоотношения подопечного с Богом.

Психолог — это профессия, а душепопечитель — это призвание, служение.

— В чем отличие христианского психолога от душепопечителя?

— Если говорить о техниках душепопечительства и христианского психологического консультирования, то они сходны. В то же время душепопечительская помощь шире, нежели психологическое консультирование. Кроме элементов, которые дают человеку возможность справиться с проблемой, избавиться от иррациональных убеждений, приуменьшить эмоциональную боль, она включает в себя еще и наставничество.

Душепопечения не бывает без Христа. Душепопечитель показывает человеку, как с помощью истины Божьей можно определить ту или иную нужду в своей жизни, сбросить иго греха или зависимости, стать на путь служения Богу. Помогая подопечному, он участвует в его переживаниях, несет вместе с ним его бремена. Задача душепопечительской помощи — дать человеку библейскую надежду.

— Оправданно ли распространенное среди христиан мнение, что душепопечительская помощь превосходит помощь психологическую, полностью замещая ее, или же у них разные области применения?

— Не заменяет, потому что не все душепопечители имеют соответствующую квалификацию. Есть специфические проблемы, связанные с психикой человека, с различными заболеваниями, и это порой бывает непонятно рядовому душепопечителю. Не все проблемы можно свести только к греху человека и решить их с помощью покаяния.

Если говорить об отличиях, то душепопечение относится к области пасторского служения. У душепопечителя есть директивная власть обличить человека в грехе, если его проблема связана с этим, и показать выход из ситуации. Обличение может вызвать у человека глубокие эмоциональные переживания, отторжение, поэтому делать это нужно с любовью. Меня как душепопечителя подопечный интересует как личность, и я готов вместе с ним и радоваться, и плакать, и долгое время молиться, пока он не поймет Божий замысел о себе.

Душепопечение ориентировано на верующего человека и всегда христоцентрично. К сожалению, при консультировании у христианских психологов бывает иначе: они используют методики, знания, раскрепощающие человека, помогают ему избавиться от заблуждений, выводят на коррекционное поведение и вдруг вспоминают: «Надо ведь и о Боге сказать!» И в конце встречи что-то говориться о Боге.

Один из инструментов получения необходимых знаний в душепопечительской помощи — молитва. Ведь несмотря на весь наш опыт мы порой не знаем, как помочь человеку. Человек же открывает нам не все: что-то он порой забывает, что-то ему невыгодно говорить. Порой скрывает и грехи. Но Бог может открыть это нам во время молитвы. Поэтому в нашей работе очень важно полагаться на Духа Святого, а не только на свои знания.

Если проблема подопечного касается каких-то глубоких травм, таких как оккультная зависимость, одержимость, последствия влияния тоталитарных сект, наркомания, алкоголизм, душепопечитель, в отличие от психолога, использует помощь молитвенников. Тут одной психологической помощи будет недостаточно.

А духовные проблемы человека надо решать духовными методами, без привлечения психологии.

— Существует ли вообще наука психология, или это миф?

— Такая наука существует. Мы можем брать на вооружение те психологические знания, которые не противоречат Писанию и которые полезны для нас. Например, полезна возрастная психология, изучающая явления, происходящие с человеком на протяжении жизни: кризисы, особенности физиологии и восприятия, возрастные изменения в характере человека и прочее. Но мы не можем опираться полностью, допустим, на психоанализ Фрейда, использовать гипноз, в который он погружал пациентов, чтобы они могли что-то вспомнить из прошлого. Нельзя рассчитывать и на те сведения, которые пациент сообщает потом консультанту, ведь через него может говорить и дьявол. Прежде чем поставить диагноз и давать какие-то советы, христианские консультанты и душепопечители должны просеять полученные данные через сито Божьего слова.

В текстах Писания затронуты проблемы одиночества, уныния, семейных отношений, горя, гнева, страха и других состояний, но нигде в Библии не сказано, что она — единственная инструкция по душепопечению. Есть такие области знаний, как социология, медицина, психология, и в своей работе нам нужно привлекать знания из этих областей науки и посылать людей к психиатрам, неврологам, терапевтам и другим специалистам, если это необходимо.

— Нуждается ли институт церкви в привлечении профессиональных психологов? Если да, то почему? И в каких областях?

— Я считаю, что нуждается, потому что в своей работе мы сталкиваемся с множеством специфических проблем. Например, не все душепопечители догадываются, что есть постродовая депрессия. Не все понимают, как помочь супругам справиться с травмами детства, которые влияют на их отношения друг с другом. Если открыть справочник душепопечителя, то там обозначены сотни проблем, которые без специальной подготовки не решить. Например, что сказать человеку, склонному к суициду? Мы можем ему посоветовать надеяться на Бога, чтобы с ним ничего не случилось. Но как помочь ему выйти из этого состояния, что послужило причиной появления у него суицидальных мыслей? Или что посоветовать девушке, которая увлеклась готами? Здесь нужны знания в области кросс-культуры. Часто подобные увлечения сопровождаются оккультизмом, негативным опытом в семье и т. д. Если душепопечитель не понимает этого, то ему бывает трудно сказать человеку что-то, кроме того, что это надо оставить и покаяться.

Церковь заинтересована в появлении душепопечителей нового поколения. Если в церквах есть дипломированные психологи-христиане, стоящие на прочном библейском основании, то пасторская команда, заинтересованная в развитии душепопечительского и психологического консультирования, должна привлекать их к оказанию людям помощи. Работу христианского психолога я тоже рассматриваю как служение. Я за то, чтобы в церквах психологи могли специализироваться в различных областях, встречаться, знать сильные стороны друг друга, чтобы можно было создать систему специализированной помощи людям.

— У христиан, как и у других людей, бывает депрессия. Это проблема духовная, душевная или физиологическая, вызванная, например, нехваткой витаминов? К кому надо обращаться в таком случае за помощью — к психологу, врачу или душепопечителю?

— Это заболевание возникает по ряду причин. Например, из-за нехватки серотонина в мозгу. Склонность к депрессии зависит и от темперамента. Меланхолики, например, страдают депрессией очень часто, даже когда духовная жизнь у них в порядке. Им нужно приложить большие усилия, чтобы выбраться из этого состояния — с помощью чтения Писания, общения, разгрузки, любимого хобби, воспоминаний о благословениях Божиих, которые они испытали в прошлом, и т. д. Известно, что Мартин Лютер был на 80 процентов меланхоликом.

Психологические причины лечатся умением отдыхать, снять с себя напряжение, справиться с неправильными убеждениями. Положительные эмоции, положительная информация помогут справиться с депрессией.

Если же говорить о физиологических причинах, то есть сезонные депрессии, связанные с недостатком солнечного света, вирусные причины депрессии; при увеличении щитовидной железы, сахарном диабете есть предрасположенность к депрессии. Есть множество причин, не связанных с грехом и с духовным состоянием человека.

Важно понимать некоторые вещи из области психики, чтобы не спутать заболевание с одержимостью и поставить правильный диагноз. Я знаю случай, когда пастор два года пытался помочь верующей женщине выйти из депрессии. Он во всем ее «покаял», они прошли все ее прошлое, но не смогли справиться с проблемой. Потом ему пришла в голову мысль послать ее к невропатологу. Тот выписал нашей даме легкие антидепрессанты, и через два месяца депрессия у нее прошла.

Депрессия — опасное состояние. Если человек находится в состоянии продолжительной депрессии и не выходит из него хотя бы на какое-то время, то он может заболеть и даже умереть. Лучше всего при такого рода депрессиях обращаться к врачу. А духовные причины депрессии нужно лечить духовными методами.

— Вопросы семейного консультирования в церкви — это область работы христианского психолога или душепопечителя?

— Это важная область для пасторов, душепопечителей и психологов. Я считаю, что при каждой церкви сегодня должны быть семейные клубы и семейные консультанты-психологи, занимающиеся профилактическим просвещением пар, вступающих в брак, супружеских пар и реабилитационной помощью. Потому что здоровые семьи — это здоровые церкви.

Вижу я и еще одно предназначение христианских психологов — создание при церквах пунктов бесплатного психологического консультирования для неверующих. В работе с неверующими мы не можем опираться на духовные авторитеты, однако, оказав помощь, создадим атмосферу доверия, в которой можно сказать слово и о спасении.

Я считаю, что Бог замыслил церковь как место, где люди должны получать исцеление от боли и страданий. Нужно признаться, что мы не всегда справляемся с этой работой. Но я верю, что, развивая душепопечительское служение в церквах, мы не только улучшим качество помощи людям, но и укрепим единство верующих в теле Христовом.

 

Автор: Екатерина Гуляева
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»


Работает на Cornerstone